Блок 6. Эволюция живой природы
Трудные задания: ü умения по описанию определять критерии вида, ü гомологичные и аналогичные органы, ü ароморфозы в эволюции животных ü суждение по А.И. Опарину о возникновении жизни на Земле ü умения сравнивать и сопоставлять эволюционные процессы, ü ароморфные и идиоадаптивные признаки животных ü устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции ü объяснить причины сохранения вредных мутаций в популяции и их значение в эволюции, ü проявления атавизмов у людей, ü причины, по которым современная кистеперая рыба латимерия не может быть предком земноводных; ü охарактеризовать палеонтологические доказательства эволюции (переходные формы и филогенетические ряды), их значение, ü биологический прогресс, достигаемый в результате идиоадаптации и дегенерации, ü организмы, обеспечившие появление кислорода и его влияние на эволюцию жизни на Земле, ü признаки биологического регресса у кистеперых рыб. Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности
Трудные задания: на установление продуктивности биомассы в разных экосистемах; сопоставление объектов и веществ биосферы (биогенного, биокосного, живого), взаимоотношений организмов (хищничества и конкуренции), экологических групп (сапроторофов и паразитов). Для преодоления минимального балла на экзамене следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с минимальной подготовкойучебного материала, составляющего базовое ядро содержания биологического образования. К числу обязательных знаний относятся: – методы изучения живой природы; – биологическая терминология и символика; – основные признаки биологических объектов; основных царств живой природы; – строение и функции органоидов клетки; – значение митоза и мейоза; – основные особенности строения и жизнедеятельности организма человека; – меры профилактики травм и инфекционных заболеваний; – основные критерии вида, приспособленность организмов к среде обитания; – среды обитания, цепи питания, роль растений и животных в экосистемах;
Обучающиеся должны овладеть следующими умениями: – различать биологические объекты по их описанию и рисункам; – называть представителей разных отделов растений, типов и классов животных; – составлять схемы цепей питания; Для достижения более высоких результатов на экзамене следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с удовлетворительной подготовкойследующего учебного материала: – формулировки основных положений клеточной теории, законы наследственности и изменчивости; – химический состав, строение и функции клеток; – особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке и организме; – деление клетки, характеристика фаз митоза и мейоза; – процессы гаметогенеза у животных; – особенности строения, жизнедеятельности и размножения растений и животных; – строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека; – движущие силы эволюции, их значение в эволюции; – определение и критерии вида, приспособленность организмов; – основные ароморфозы в развитии растений и животных; – признаки родства человека и животных; – роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
Обучающиеся должны владеть следующими умениями: – выявлять существенные признаки биологических объектов, процессов, явлений; – сравнивать клетки и организмы разных царств живой природы; – сравнивать митоз и мейоз; – определять генотипы и фенотипы родителей и потомства; – обосновывать необходимость соблюдения гигиенических норм и правил здорового образа жизни; – устанавливать приспособленность организмов к среде обитания; – составлять схемы цепей питания в экосистемах; – решать простейшие биологические задачи по цитологии и генетике; – определять хромосомный набор соматических и половых клеток.
Для достижения более высоких результатов на экзамене дополнительно к элементам знаний и умений, обозначенных для предыдущих групп обучающихся, школьниками с хорошей биологической подготовкойдолжны быть освоены также следующие знания: – хромосомная теория наследственности, теория антропогенеза, эволюционная теория, закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова; – обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме человека; матричные реакции (биосинтез белка, ДНК, РНК); – вирусы как неклеточная форма жизни; – характеристика фаз митоза и мейоза, биологическое значение митоза и мейоза; – закономерности индивидуального развития организмов, онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений; – мутаций и их значение в эволюции; – методы селекции и биотехнологии, основные направления биотехнологии, их значение; – строение анализаторов, нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности высшей нервной деятельности человека; – движущие силы эволюции, их взаимосвязь, результаты эволюции: видообразование и формирование приспособленности организмов к среде обитания; – пути и направления эволюционного процесса, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека; – функциональные группы организмов в экосистемах, их роль в круговороте веществ.
Обучающиеся должны владеть следующими умениями: – сравнивать процессы обмена веществ организмов разных царств живой природы, типы деления клеток, формы размножения организмов; – определять набор хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки; – узнавать по рисункам биологические объекты и описывать их; – различать безусловные и условные рефлексы; – устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, органоидов клетки, приспособленностью организмов и средой их обитания, положением функциональной группы в экосистеме и ее ролью; – составлять схемы скрещивания и решать задачи по генетике и цитологии разного типа.
Дополнительно к элементам знаний и умений, рекомендованных выпускникам предыдущим группам обучающихся, ученики с отличной подготовкой должны уметь: – обосновывать значение методов биологической науки в познании живой природы, значение гена, генетического кода и матричных реакций в реализации наследственной информации организма, эволюционной теории в развитии селекции, биотехнологии; – анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения; – объяснять сущность и значение биологических законов, теорий, закономерностей, использовать их для объяснения процессов и явлений в живой природе; – формулировать выводы, делать обобщения при решении биологических задач; – объяснять этапы видообразования и формирования приспособленности организмов с позиции синтетической теории эволюции; – устанавливать причины, обеспечивающие устойчивость и смену экосистем, ее саморегуляцию; – сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы; – обосновывать сущность учения В.И. Вернадского о функциях живого вещества в биосфере, последствия глобальных изменений и меры сохранения равновесия в природе; – применять знания по цитологии и генетике в новой ситуации при решении задач для обоснования полученных результатов. также на задания со свободным развернутым ответом, требующих от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Помощь учителю при подготовке обучающихся к ЕГЭ окажут статьи в журнале «Биология в школе» (№1 2009-2010 г.г., №10 2011-2015 г.г.). Модель ЕГЭ по биологии, используемая в последние годы, зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения выпускников, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки, выявить тех, кто в дальнейшем продолжит обучение в вузах биологического профиля. Анализ результатов показал, что большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования. Результаты выполнения экзаменационной работы в значительной степени определяются типом заданий. Больше всего верных ответов дали выпускники на задания 1–25. Участники показали высокие результаты при выполнении заданий части 1 с выбором одного верного ответа по темам: клетка, строение и функции; генетика; строение и жизнедеятельность растений; характеристика позвоночных животных; гигиена человека; экология. Разноплановые задания 26–33 с кратким ответом (с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов, объектов, явлений) выявляют умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, анализировать представленные в задании элементы содержания в самых различных взаимосвязях, сравнивать и находить существенные признаки биологических объектов и процессов, определять их последовательность. Из трех типов заданий с кратким ответом 26–33 наибольшие затруднения вызвали задания на установление соответствия и последовательности объектов, процессов, явлений (выполнение – 25–35%). На задания этого типа следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по биологии. Задания с развернутым ответом (34–40) как обязательный компонент экзаменационной работы позволяют не только оценить знания участников, но и выявить умения самостоятельно излагать и обосновывать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, приводить доказательства, делать выводы, анализировать биологическую информацию, находить в тексте ошибки и исправлять их, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях. Однако, как показывают результаты выполнения заданий 34–40, эти задания выполняют и получают максимальный балл только экзаменуемые с отличной подготовкой. В остальных группах результаты существенно ниже заявленного уровня освоения. В то же время с задачами по генетике (линия 40), которые несколько лет назад вызывали затруднения, справились и получили максимальные баллы 22–35% участников, по сравнению с запланированным выполнением в интервале 7–25%. Это свидетельствует об овладении учащимися умениями применять знания по генетике при решении задач. Вероятно, в этом большую роль сыграло постоянное использование в экзаменационной работе генетических задач разного типа и рекомендации, данные по решению и оформлению задач в пособиях по подготовке к ЕГЭ. Проведенный анализ результатов экзаменационной работы, выявленные проблемы в освоении выпускниками знаний и умений, составляющих основу их биологической подготовки, позволяют высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ 2016 г. На уроках биологии необходимо обеспечить освоение обучающимися основного содержания курса биологии и оперирования ими разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. В наиболее тщательной проработке на уроках биологии нуждается материал, который традиционно вызывает затруднение у многих выпускников: 1) обмен веществ на клеточном и организменном уровнях; 2) методы селекции и биотехнологии; 3) хромосомный набор клеток, деление клеток, митоз и мейоз; 4) циклы развития растений, гаметофит и спорофит; 5) движущие силы эволюции; результаты, пути и направления эволюции растений и животных; 6) нервная система и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека.
Эти темы явно недостаточно проработаны, поэтому низкие результаты показали участники во всех группах. При изучении этих тем в 10–11 классах необходимо повторить учебный материал, изученный в основной школе, и на его базе формировать новые понятия. На уроках биологии необходимо уделять внимание развитию у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы. При проведении различных форм контроля в школе более широко нужно использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на сопоставление и установление соответствия биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (973)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |