Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление коммуникациями в организации



2016-01-02 1061 Обсуждений (0)
Управление коммуникациями в организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление организационными коммуникациями предполагает знание коммуникативных барьеров и способов их преодоления. Последние связаны с проектированием организации таким образом, чтобы обеспечить и поддерживать эффективные коммуникации как на уровне отдельного человека, так и на уровне подразделений, отделов организации. Такое проектирование включает и развитие индивидуальных навыков, опыта, умения общаться с людьми.

К основным коммуникационным барьерам на уровне подразделений организации относятся: различия в статусах и власти; разные цели и потребности подразделений; несоответствие коммуникативных сетей и задач и дефицит формальных каналов.

Различия в статусах и власти приводят к искажению информации, поступающей от нижних уровней организации вверх по иерархии.

Это связано с тем, что подчиненные, имеющие небольшую власть в организации, могут неохотно передавать информацию о проблемах, ошибках своим руководителям. Поэтому у последних возникает неверное, приукрашенное представление о состоянии дел на рабочих местах.

Руководители, обладающие большой властью, могут не почувствовать или не обратить внимания на то, что работники, имеющие низкий статус, не имеют стимулов к сотрудничеству. Устранить такой барьер позволяют «выходы в народ», создание климата доверия, открытости, поощрения инициативы, а порой и ошибок.

Различия целей и потребностей подразделений приводят к возникновению противоречий между ними, борьбе за организационные ресурсы, следованию в первую очередь локальным целям подразделений, а не целям организации в целом. Преодолеть данный барьер помогает совершенствование структуры организации, использование специальных команд, отделов, кураторов, дополнительных каналов связи, направленных на координацию, объединение усилий разных подразделений.

Несоответствие коммуникативных сетей и задач. Количество информации и обмен ею должны соответствовать объему и содержанию решаемых задач. Это означает, что для решения трудной, творческой, инновационной задачи должны использоваться децентрализованные коммуникативные сети типа «круг», которые поощряют участие, обсуждение проблемы, проявление инициативы работников.

Дефицит формальных каналов. Отсутствие формальных каналов сокращает эффективность коммуникаций. В организации должно быть достаточно восходящих, нисходящих и горизонтальных коммуникаций в форме опросов работников, системы сбора предложений, информационных бюллетеней, политики открытых дверей и др.

Опрос работников – это вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов:

1) четко ли доведены до них цели их деятельности;

2) с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;

3) получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;

4) открыт ли их руководитель для предложений;

5) информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе.

Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем – снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.

Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения.

К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо нередко отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу.

Систему сбора предложений можно создать и по-иному. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности. Иногда на линии работают менеджеры, тут же отвечающие на задаваемые вопросы.

Ответы направляются либо непосредственно работникам (если вопрос не анонимный), либо печатаются в информационном бюллетене фирмы.

Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Относительно крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для работников. В подобные ежемесячные бюллетени могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции или услуг, которые намечено предложить потребителям в скором времени, подборка «работник месяца», ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.

 

49. Управленческое решение как результат мыслительной деятельности менеджера. Требования к управленческому решению. Виды решений. Подходы к принятию решения.

 

Решение – результат мыслительной деятельности, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.
Управленческое решение(разрабатывается и реализуется для социальных систем) – выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Принятие управленческого решения – это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя. Непосредственными результатами управленческих решений являются изменения, происходящие в процессе совместной деятельности людей, в комплексе экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Объект принятия УР- деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, техническое развитие, организация основного и вспомогательного производства, маркетинговая деятельность, экономическое и финансовое развитие, организация заработной платы и премирования, соц. развитие, управление, кадровое обеспечение и т.д.
Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Т.о., данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:
- всестороннюю обоснованность. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой и управляющей систем и окружающей среды.
- своевременность и необходимую полноту содержания - Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития.
- полномочность (властность) решения – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.
- согласованность с принятыми ранее решениями - означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития.

Управленческие решения могут быть классифицированы:
1. по функциональному содержанию:
- решения плановые,
- организационные,
- контролирующие,
- прогнозирующие.
2. по характеру решаемых задач:
- экономических,
- организационных,
- технологических,
- технических,
- экологических.
3. по уровням иерархии систем:
- на уровне системы,
- на уровне подсистем,
- на уровне отдельных элементов системы.
4. в зависимости от организации разработки решений:
- индивидуальные,
- коллективные.
5. по характеру целей:
- текущие (оперативные),
- тактические,
- стратегические.
6. В зависимости от подходов к принятию управленческого решения:
- интуитивные (решения основаны на внутреннем убеждении руководителя в состоятельности принимаемого решения),
- решения, основанные на суждениях (когда наибольшее значение имеют предыдущий опыт и схожие ситуации, которые складывались ранее),
- рациональные решения (связаны, как правило, со сложными ситуациями внутри предприятия, когда требуется тщательный анализ, разрабатываются решения тактического и стратегического характера),
- экспертные (связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей).
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению.

В связи с этим принято различать следующие типы решений:
1. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
2. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
3. Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
4. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
5. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Классификация управленческих решений по следующим признакам:
1. Источник возникновения:
- инициативные (творческий вклад руководителя)
- по предписанию (функциональные обязанности)
2. Способ доведения решений:
- устные
- письменные
- виртуальные
3. Субъект принятия решения:
- индивидуальные
- групповые
4. По повторяемости выполнения:
- рутинные (традиционные)
- новаторские (творческие)
5. По времени действия:
- стратегические
- тактические
- оперативные
6. По прогнозируемым результатам:
- с определенным результатом
- с вероятностным или неопределенным исходом
7. По характеру разработки и реализации:
- уравновешенные
- импульсивные
- инертные
- рискованные
- осторожные решения
8. По методам переработки информации:
- алгоритмические (математические и статистические методы)
- эвристические (логика, интуиция)
9. Содержание решений:
- экономические
- технические
- социальные
- организационные
10. По типу проблемы:
- хорошо структуризованные
- слабо структуризованные
- неструктуризованные.

 

 

50. Процесс принятия решений. Основные этапы принятия решений.

Этапы разработки управленческого решения:
1. Получение информации о ситуации.
2. Определение цели управления.
3. Разработка оценочной системы.
4. Анализ проблемы.
5. Диагностики ситуации.
6. Разработка прогноза развития ситуации.
7. Выработка альтернативных вариантов решений.
8. Отбор основных вариантов управленческих воздействий.
9. Разработка сценария развития ситуации.
10. Экспертная оценка основных вариантов управленческих воздействий.
11. Коллективная экспертная оценка вариантов решений.
12. Принятие решений руководителем.
13. Разработка плана действий.
14. Контроль реализации плана исполнения решения.
15. Анализ результатов и развития ситуаций после принятия управленческих решений.
Этапы рационального решения проблем:


1. Диагностика проблемы.Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете — кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом, вы выступаете в качестве менеджера-предпринимателя.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решении. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения — это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения. Существенным ограничителем всех управленческих решений является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации.
В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.
3. Определение альтернатив — формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
4. Оценка возможных альтернатив.При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Только после составления вами списка всех идей, следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Как упоминалось выше, почти все важные управленческие решения содержат компромисс.
Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы.
На этой стадии могут возникнуть затруднения, поскольку невозможно сравнивать вещи, если они не однотипны — яблоки бессмысленно напрямую сравнивать с апельсинами. Все решения следует выражать в определенных формах. Желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель. В бизнесе прибыль — неизменная потребность и высший приоритет, поэтому решения можно представить в денежном выражении и в виде оценки их воздействия на прибыль.
5. Выбор альтернативы.Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто.
6. Реализация решения.Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.
7. Обратная связь. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь — т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля

 


51. Модели и методы принятия решений и их группировка. Характеристика различных методов принятия решений. Условия их применения.

 

Методы разработки управленческих решений:
1. Экспериментирование, как метод разработки УР (количественный метод). Социально-экономический эксперимент – это метод исследования, в процессе которого создаются или изыскиваются условия необходимые или достаточные для проявления и измерения интересующей связи явления. Он необходим для достижения социального или экономического эффекта и проверки научной гипотезы. Гипотеза представляет собой сформулированное предположение о получении каких-либо результатов. Специфика эксперимента заключается в том, что при его проведении очень трудно создать схожие условия и повторить результат.
Выделяют следующие виды экспериментов:
- искусственный эксперимент предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования;
- естественный эксперимент предполагает отстраненную позицию субъекта экспериментирования.
2. Морфологический анализ (количественный метод). Главная цель метода заключается в том, чтобы найти все возможные варианты поставленной проблемы путем последовательного подбора структурных элементов системы или признаков. Благодаря использованию морфологического метода, обеспечивается подготовка оптимального решения проблемной ситуации. Обеспечить эффективный выбор позволяет одно их следующих обстоятельств:
- выбор критерия, исключающего все варианты решения, кроме одного;
- последовательное применение нескольких критериев, постепенно исключающих другие варианты;
- разложение проблемы на подпроблемы и последовательное применение нескольких критериев для выбора одного варианта решения каждой из подпроблем, в совокупности составляющих искомое решение.
Применение морфологического метода возможно в широком диапазоне, начиная от анализа узких технических проблем и кончая областью межличностных отношений, где проблема выбора стоит наиболее остро. Это и делает использование морфологического метода весьма актуальным для анализа современных проблем.
3. Моделирование в разработке управленческих решений (количественный метод). Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы. Т.о. модель – это объект, который в процессе исследования (принятия решения) замещает объект оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте оригинале.
Типы моделей:
- физическая,
- аналоговая (организационная схема, график),
- математическая (использование символов для описания действия или объектов).
Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:
- постановка задачи;
- построение модели;
- проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;
- применение модели;
- обновление модели в процессе исследования или реализации.
Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести:
- недостоверные исходные допущения,
- информационные ограничения,
- непонимание модели самими пользователями,
- чрезмерная стоимость создания модели и т.п.
4. Метод оптимизации критериев (количественный метод). Главная идея данного метода состоит в предположении, что комбинирование лучших черт известных альтернатив может привести к более эффективному решению. Эта процедура применяется для того, чтобы помочь принять решение в ситуациях, где традиционные методы выработки альтернатив не дают или же не могут дать приемлемых результатов:
1) Первый шаг в применении метода оптимизации критериев – это составление полного перечня желаемых конечных результатов, то есть критериев. Поскольку альтернатив пока нет и оценивать нечего, их называют “критериями для конструирования”. Критерии для конструирования альтернатив создают стимулы и задают направления для творческого выдвижения идей.
2) На втором шаге берется по очереди каждый критерий, и конструируются “идеальные” решения по достижению конечного желаемого результата. В этот момент не оценивается никакая альтернатива. В данный момент руководствуются следующим суждением: “Как может выглядеть альтернатива, которая идеально отвечает данному критерию?” Такой процесс повторяется для каждого критерия до тех пор, пока не будут определены оптимальные критерии (идеи). Именно на этой стадии выработки решений на основе критериев и требуются новаторские идеи. Лучше всего это достигается “мозговой атакой” или другой формой группового творчества. Свобода выработки идей повышает вероятность выдвижения компонентов, которые войдут в окончательное инновационное решение.
3) После того, как составлен список оптимальных идей по каждому из критериев в отдельности, важно оценить их и попытаться сконструировать на их основе комбинированную, комплексную альтернативу. Приступая к комбинированию оптимальных идей по отдельным критериям в окончательную альтернативу, необходимо в первую очередь проверить их на взаимную совместимость. На этой стадии ключевую роль играет компетентное суждение руководителя. Ибо если идеи по двум критериям противоречат друг другу, то необходимо определить, какую из них включить в комбинированный вариант.
4) Следующий шаг – это сравнение каждой из оптимальных идей на предмет их взаимной поддержки. Они могут оказаться естественными комбинациями, которые взаимно усиливают, дополняют друг друга. Такие комбинации-элементы должны немедленно связываться и использоваться в качестве основы для будущей окончательной альтернативы.
5) Конечным результатом всей этой работы должна стать такая комбинация идей, которая превратилась бы в эффективную новаторскую “синергическую альтернативу”. Синергической альтернативой называется такая комбинация идей, совокупный эффект которой превышает простую сумму эффектов этих идей, взятых в отдельности. Если метод оптимизации критериев позволил получить несколько альтернатив, то принимающий решения может обратиться к стандартной процедуре принятия решений и сравнить эти альтернативы. Когда же применяемый метод оптимизации критериев даст только одну альтернативу, то исходные критерии для конструирования превращаются в инструмент ее оценки.
5. Метод экспертных оценок (коллективные методы). Необходимость в экспертных оценках вызвана, во-первых, наличием неформализуемых ситуаций, явлений и факторов, влияющих на них, во-вторых, желанием, повысить эффективность формальных методов (область применения которых ограничена), сочетая их с эвристическими. Вместе с тем привлечение экспертов позволяет при необходимости получать дополнительную информацию посредством усреднения мнений высококвалифицированных специалистов.
Методы экспертной оценки делятся на индивидуальные методы, основанные на использовании мнений экспертов, независимых друг от друга (интервью, анализ экспертных оценок) и коллективные методы. Коллективные методы (методы организации коллективной мыследеятельности) являются наиболее эффективными с точки зрения достижения максимальной объективности экспертной оценки, поскольку предполагают использование широкого и представительного круга специалистов. К числу этих методов следует отнести следующие методы:
А) Мозговая атака (штурм),
Б) Метод суда,
В) Метод “черного ящика”,
Г) Метод эвристического прогнозирования,
Д) Метод синектики,
Е) Метод дневников,
Ж) Метод Дельфи.
Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие:
- сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
- поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах;
- процесс взаимодействия членов организации;
- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
- часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
- важность для выполнения всех других функций управления.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.
Решение на уровне индивида:
- наличие индивидуального умения;
- важен процесс принятия решения как такового;
- классификация решений;
- имеет дело с ошибками в решении;
- решение определяется используемым индивидуальным стилем;
- создание и выбор альтернатив;
- взятие риска на себя.
Решение на уровне организации:
- создание соответствующей среды;
- важность принятия решения к определенному моменту;
- вовлечение всех уровней управления;
- имеет дело с неопределенностью;
- решение носит групповой характер, управление групповым процессом;
- управление творчеством и новаторством;
- выполнение решений.

 

52. Реализация и контроль над исполнением решений

Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.
Данный этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение начало выполняться:
1. Составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии решения его исполнителями как образца поведения.
2. Встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Т.е. должна осуществляться функция контроля - установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом менеджеру лучше непосредственно контролировать ситуацию. Это доказывается несколькими аспектами:
- всегда лучше информация из первых рук;
- это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению, что немаловажно для лидерского поведения.
Однако когда менеджер тратит слишком много сил на отслеживание и обратную связь, то создается довольно опасная ситуация, позволяющая при растущем использовании компьютеров просто устранить эту функцию из работы менеджера. При этом, информация поступает так быстро и с такой точностью, что проявляется недоучет личностных факторов. Вместе с тем компьютер не может заменить ряд таких функций менеджера, как руководство и личный контакт.
Для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления. Сложность организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации.
Стадия реализации и контроля управленческого решения состоит из следующих процедур:
1. Разработка плана реализации решения
1.1. Определение комплекса необходимых работ.
1.2. Определение необходимого объема ресурсов.
1.3. Определение числа исполнителей.
1.4. Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.
2. Управление реализацией решения
2.1. Проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями.
2.2. Личное распорядительство в ходе выполнения решений.
2.3. Оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
3. Контроль выполнения решения
3.1. Контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения.
3.2. Контроль за соблюдением сроков реализации.
3.3. Контроль за состоянием проблемной ситуации.
3.4. Выявление причин отклонений в ходе реализации решения.
3.5. Внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения.
4. Оценка результатов реализации
4.1. Периодическая оценка фактической эффективности решения.
4.2. Прогнозирование окончания срока эффективного действия решения.
4.3. Определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения.
4.4. Накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений.
Необходимость контроля за реализацией принятых решений достаточно очевидна. Хозяйственная практика свидетельствует, что нередко и качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля.
Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет выявить резервы, улучшить действующую систему принятия решений, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в целом.
Цель контроля - обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок, своевременное выявление отклонений от заданной программы, поставленных задач и установленных сроков.
При организации контроля необходимо учитывать следующее:
- выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, предложения по устранению;
- работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.
Контроль занимает особое место среди факторов, обеспечивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего социально-психологического воздействия. Психологию поведения необходимо учитывать как в отношении проверяемого, так и исполнителя.
В ходе проведения контроля нередко обнаруживаются трудности:
- сложность добраться до истины, избежать предвзятости, субъективных толкований;
- влияние обычных человеческих «слабостей», простительных в других случаях: излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь «обидеть» слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего начальника,
- недостаток компетентности;
- ограниченность времени для глубокого анализа;
- отсутствие гражданского мужества сказать правду.
Контроль призван информировать исполнителей о ходе работы, ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам факт контроля (в деликатной форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.

 

53. Власть: понятие и сущность. Источники власти. Баланс власти. Власть и полномочия. Формы и виды власти.

 

Управление трудовым коллективом – это влияние на него, то есть такое поведение менеджера, которое вносит изменения в поведении работников, в их отношения и ощущения.
Средства влияние могут быть различными: от простой просьбы до угрозы увольнения. Для того, чтобы менеджер сделал свое влияние целенаправленным, он должен научиться развивать и применять свою власть.
Многие исследователи определяют власть как влияние, а влияние рассматривают как любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида.
Власть — это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей.
Власть — необходимое условие управления, потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны группы людей или коллектива и способность, и желание одного из этой группы согласовывать деятельность людей посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого.
Власть и управление— это два взаимодополняющих понятия, переплетающихся, но нетождественных. Не может быть управления без реальной власти, как не может быть и власти, не подкрепленной реальным управлением. Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу и



2016-01-02 1061 Обсуждений (0)
Управление коммуникациями в организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление коммуникациями в организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1061)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)