Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение и сущность рынка



2016-01-02 524 Обсуждений (0)
Определение и сущность рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




Рынок – это не какая-либо рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться» - А. Маршалл. В научном плане рынок представляет собой сложное многоплановое понятие, поэтому трудно дать какое-либо единственное определение рынка, которое полностью отразило бы его содержание. Сущность рассматриваемого понятия заключается в том, что рынок – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.

Рассмотрим, рынок как систему производственных отношений. Рыночные отношения, как и другие экономические отношения, носят объективный характер. Они возникают на определенной стадии общественного воспроизводства – стадия обмена. Главными субъектами рыночных отношений являются продавец и покупатель. Кроме продавца и покупателя, на рынке может действовать посредник, который помогает продавцу и покупателю найти друг друга. В условиях общественного разделения труда между производителем и потребителем объективно возникают отношения по поводу обмена товаров. Развитие обмена приводит к тому, что обмен товаров опосредуется деньгами, т.е. принимают форму купли-продажи. Поэтому рыночные отношения, как правило, имеют денежную форму проявления. Объектом рыночных отношений выступает товар (автомобили, ткань, пшеница). Рынок товаров может подразделяться на отраслевые рынки: рынок стали, рынок драгоценных металлов, рынок обуви. Так же существует рынок услуг. Если форму товара принимает капитал, то говорят о рынке капитала, который может подразделяться на денежный, кредитный и фондовый рынок. В зависимости от масштабов операции, говорят об отраслевом, местном, национальном, международном рынках соответствующего товара. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: отношения, связанные с арендой предприятий и других структур:

· экономики, когда связь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе; обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

· процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

· кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

· процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Рынок как отношения обмена.

Определение рынка как отношений обмена показывает его место в единой системе производственных отношений. Собственность предопределяет все другие производственные отношения той или иной экономической системы. Рыночные отношения зародились на базе частной собственности в различных ее формах. Частная собственность порождает экономическую обособленность субъектов рынка и их экономическую независимость. Эта независимость проявляется в возможности самостоятельно принимать хозяйственные решения. Производитель решает, что производить и в каком объеме, какие ресурсы использовать и по какой цене их покупать, по какой цене реализовывать продукцию, как реагировать на поведение других субъектов рынка. Покупатель решает, что покупать, в каком объеме, по какой цене, у какого продавца. Мотив поведения субъектов рынка в условиях господства частной собственности один – личная экономическая выгода.

Условия, обеспечивающие наличие рыночных отношений.

Такие условия можно разделить на 2 группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

1. реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;

2. демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию;

3. создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет 3 основных элемента: рынок товара и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок. Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования:

1) требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования;

2) преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике;

3) превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Функции рынка.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены;

- стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

- функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

- регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

- санирующая функция – рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

- ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. - контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

- посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

- информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. - функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

- функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.


 



2016-01-02 524 Обсуждений (0)
Определение и сущность рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение и сущность рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)