Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоритические подходы к определению имиджа как социально-психологического феномена



2016-01-02 2360 Обсуждений (0)
Теоритические подходы к определению имиджа как социально-психологического феномена 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

Факультет искусств и дизайна

Кафедра изобразительного искусства

 

 

Курсовая работа

Социально-психологические аспекты формирования имиджа

Исполнитель: Лепихина Анастасия Сергеевна,

студентка 3 курса дневного отделения

факультета искусств и дизайна

(специальность «Изобразительное искусство и компьютерная графика»)

 

Руководитель: Ракицкая А.В., старший преподаватель

 

 

Гродно 2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследования имиджа……………….5

1.1 Теоритические подходы к определению имиджа как социально-психологического феномена………………………………………….………5

1.2 Виды имиджа……………………..………...…………………….……….11

2. Социально-психологические аспекты формирования имиджа……….18

2.1 Формирование имиджа…………………………….……………...18

2.2 Имидж преподавателя высшего учебного заведения в восприятии студентов………………………………………….………………...…………23

Заключение……………………………………………………………25

Библиография……………………………………………………………26

 

 

Введение

Принято считать, что понятие «имидж» ввел в обиход Зигмунд Фрейд. В З0-е годы XX века он издавал журнал с одноименным названием. И с тех пор имидж перестал быть исключительно психологическим термином. Впрочем, существует и иная версия происхождения понятия: в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг. Так или иначе, данным понятием стала пользоваться коммерческая реклама для дифференциации товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 60-х годов XX века в США — это понятие стали широко применять и для дифференциации общественных лидеров.

В России в 90-х годах этот термин также перестал быть достоянием узких специалистов. В стране началось активное развитие агентств и отделов связей с общественностью в государственных, коммерческих и общественных организациях. Появился спрос на профессиональное формирование имиджа со стороны артистов, спортсменов, политиков, а также партий, общественных движений.

Объектом исследования в данной работе является имидж, как социально-психический феномен.

Предмет исследования – социально-психологические аспекты формирования имиджа.

Целью данной работы является выявление социально-психологических особенностей формирования имиджа.

Задачи исследования:

Выявить теоретические подходы к определению имиджа как социально-психологического феномена.

Установить возможные виды имиджа.

Определить условия формирования имиджа.

Выявить особенности имиджа учителя и его формирования в глазах студента.

Источниками исследования послужили специализированные учебные пособия, справочные издания и монографии по социологии и проблемам политической имиджелогии, Педагогический словарь, , а также электронные тексты.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. К тексту также прилагается список использованной литературы, включающий 17 наименований.

Содержание работы. Во введении к курсовой работе дается обоснование выбора темы, актуальности и научной новизны исследования, формируются основные задачи и цель, описываются методология исследования и композиция работы.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА

Теоритические подходы к определению имиджа как социально-психологического феномена

На протяжении последних десяти лет в отечественной психологической науке наблюдается постоянно возрастающий интерес к имиджу как социально-психологическому феномену. Имидж является предметом большого количества научных публикаций, докладов, монографий, учебных пособий. Только за 2002–2009 гг. было защищено свыше 20 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблематике имиджа.

Рост интереса психологов к имиджу закономерен: бурное развитие таких сфер социальной практики, как реклама, паблик рилейшнз, коммуникационный менеджмент, требует научного обоснования природы, закономерностей формирования и функционирования имиджа как феномена, оказывающего влияние на сознание и поведение субъекта и групп.

Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. В обыденном понимании слово «имидж» можно употреблять по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация [14].

Так, справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ» (Современный словарь иностранных слов, 1997); как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» (Психологический словарь, 1990); как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» (Benton R. E., Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985); как «мысленное представление чего-то ранее видимого конкретного или абстрактного, сильно напоминающего в представлении о другом» (The Randon. House Dictionary of English Language. N. Y., 1973).

При этом первое определение ограничивает определение имиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе – приписывает его массовому сознанию, третье – связывает лишь с человеком, четвертое – подчеркивает содержательно-изобразительный характер.

Различные исследователи имиджа дают также достаточно различные его определения. Известный исследователь имиджа Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей [9].

Другой исследователь понятия «имидж» Петрова Е. А. указывает, что, являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложной взаимосвязи соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет [11].

Нефедова И., Власова Е. дают следующее определение имиджа – «это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [8].

Также анализ литературы по проблеме позволяет выделить ряд методологических подходов к изучению имиджа: психосемиотический (М.В.Гамезо, В.А.Лабунская, Е.А.Петрова и др.); акмеологический (А.А.Деркач, Е.П.Костенко, А.П.Федоркина); интерсубъектный (Е.Б.Перелыгина); социально-психологический (Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Е.А.Володарская, Д.А.Горбаткин, А.И.Донцов и др.)

Наибольшие достижения в изучении имиджа как социально-психологического феномена, на наш взгляд, связаны с социально-психологическим подходом. Данный подход базируется на целом ряде концепций, среди которых особо следует выделить: концепцию социального конструктивизма К.Гергена, теорию социальных представлений С.Московиси, концепцию социальной идентичности А.Тэшфела, концепцию самокатегоризации Дж.Тернера, теорию когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Для работ, выполненных в рамках социально-психологического подхода, характерны многоуровневый анализ имиджа, представление о нем как о сложном, многомерном явлении.

К числу достижений социально-психологического подхода следует отнести достаточно глубокую проработанность понятия «имидж», дифференциацию данного понятия от традиционно смешиваемых с ним понятий «стереотип», «мнение», «образ» [10].

Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может складываться на основе эмоциональных ролей, которые люди играют в жизни. И будет меняться в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль человек играет или собирается играть в данный момент

Выделяют следующие составные части имиджа: внешность, личность, манера общения

Формирование имиджа происходит на нескольких уровнях:

– сенсорно-перцептивном

– базовом (стереотипно-физиологический);

– представлений образного отражения;

– вербально-логического мышления

– понятийном (рациональное познание).

В структуре имиджа профессионала выделяют внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. К слагаемым имиджа относятся: визуальная привлекательность, вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; соответствие необходимому образу, обаяние [2].

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностью и целостностью.

2. Понятие «имидж» понимается разными авторами по-разному, однако трактовка, при любом варианте, отлична от понимания традиционной для психологии категории «образ» и относит имидж к области общественного сознания.

Можно выделить ряд характеристик имиджа:

– имидж не бывает изолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджей зависит от возраста (критически большое число имиджей приходится на возраст социализации), пола (у женщин имиджей пропорционально больше), имеет пороговый предел насыщения, связанный с мировоззрением и мощностью потребности в личностной самореализации, которая лишь отчасти удовлетворяется имиджами.

-классификация и отбор реальных имиджей идет по следующим, как минимум, критериям: самоощущения; соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по факту достижения субъективной или групповой (например, соблюдении ритуала) цели;

– имидж имеет инерцию «старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;

– метасистема имиджей равноправна и относительно автономна в жизни группы, одновременно выражая стороны межличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;

– формирование имиджа возможно лишь при условии бессознательной готовности к общению. Частными процессами, показывающими вызревание такой готовности, являются: ментальные ориентации подсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества, меняющийся по сложным законам; развитие миметических начал сознания;

– непосредственной предпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт, но врожденная ориентация психики на действие, копирование образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче стереотипных выборов. В имидже, таким образом, пересекаются линии онто- и филогенеза;

– конкретными психическими механизмами начала строительства имиджа является воля и переход от восприятия к воле. Необходимость и стабильность имиджей закодирована здесь уже в том, что заведомая неточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных ситуаций допускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым общением, имиджем, как механизмами копирования более удачных выборов в группе [5].

Таким образом, имидж выражает фундаментальный принцип «экономии духовных психических сил» через попытку распространения стереотипов выбора варианта поведения на возможно большее число ситуаций.

Остановимся на характеристике основных функций имиджа.

Функции имиджа проявляют его содержание и предназначение для конкретной сферы деятельности. Довольно полно основные из них описывает О.В. Лысикова:

Профессиональная функция позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного производства, бизнеса, культуры, политики, образования;

Адаптационная функция необходима для комфортного приспособления к определённой среде, группе, беседе;

Функция личностной реализации позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;

Аксиологическая ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром в субъективном и объективном мире;

Эвристическая функция сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;

Психотерапевтическая функция заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;

Коммуникативная функция позволяет специалисту позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на собеседника или аудиторию в нужном для себя направлении

Функции имиджа свидетельствуют о его значении в гармонизации внутреннего мира человека и формировании адаптационной способности к позитивным и негативным изменениям окружающей среды.

В целом отметим, что проработка понятия «имидж» еще не завершена, в связи с чем возможна корректировка характеристик и функций этого феномена [16].

 

Виды имиджа

В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:

– функциональный;

– контекстный;

– сопоставительный.

При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:

– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

– текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в неменьшей мере, чем наши поступки);

– желаемый (то, к чему мы стремимся);

– корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

– множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используя собственную символику, униформу и т. д.);

– отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности:

– имидж политика;

- имидж бизнесмена;

-имидж педагога;

-имидж госслужащего;

-имидж поп-звезды и т. п.

При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д.

Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей. Так, А. Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи [11].

Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

– внешняя (поведенческая) направленность личности;

– внутренняя ориентация личности;

– иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя ориентация личности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.

Кроме этого можно назвать такие, как желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный и новый (обновленный) имидж.

Чаще всего, как в разговоре маркетологов, так и в специальной литературе, упоминается имидж желаемый или благоприятный. Однако, как представляется автору, под данными названиями следует понимать не отдельные виды имиджа, а его характеристики, качества. Перечисленные характеристики имиджа не исключают одна другую и не противоречат друг другу. Кроме того, имидж может переходить из одного качества в другое. Так, желаемый имидж при определенных усилиях заинтересованной в нем компании может стать реальным, а традиционный имидж — перейти в новое качество или получить обновленное «лицо». При этом у компании может существовать одновременно несколько имиджей, которые актуализируются в зависимости от целей, преследуемых ею в данный момент, и от запросов социальной группы, с которой компания работает в конкретный период времени.

Виды имиджа по направленности:

1. Профессиональный имидж – имидж человека как профессионала («Он прекрасный специалист»; «Он никудышный специалист»).

2. Личностный имидж – имидж человека как личности («Он порядочный человек»; «Он невыносимый, грубый, завистливый»).

По знаку эти два имиджа у одного и того же человека могут совпадать или отличаться («Он отличный специалист, но человек ужасный!»). Очевидно, что идеальным является вариант, когда оба имиджа позитивны по знаку («Очень приятный в общении человек и при этом профессионал высшего класса»). Часто высказывается мнение, что профессиональный имидж важнее личностного, ибо «придя на работу, спрячь свою личность в карман». На самом деле, установка на личность, отношение к ней всегда переносится на все, что исходит из этой личности. Личностный имидж – это база, а профессиональный – надстройка, дополнение. Поэтому для профессий системы «человек – человек» необходимо делать основной упор на создание позитивного личностного имиджа.

Личный имидж руководителя организации является важнейшим компонентом корпоративного имиджа. Основной механизм формирования корпоративного имиджа – это персонификация, т. е. приписывание организации свойств личности, персоны. Образ руководителя выступает как символ, олицетворение организации. Вот почему так важно уделять внимание имиджу руководителя.

Имидж руководителя формируется в результате восприятия реципиентом имиджформирующей информации. Выделяют два вида имиджформирующей информации: прямую и косвенную [9].

Прямая имиджформирующая информация (ПИФИ) – та, которую человек получает при непосредственном общении с руководителем.

Косвенную имиджформирующую информацию (КИФИ) человек получает через «третьи руки» – слухи, публикации, рассказы знакомых и т. п.

Виды косвенной имиджформирующей информации (КИФИ).

1. Сообщения «третьих лиц». Эта информация может быть истинной или ложной, документированной или устной, официальной или неофициальной.

2. Продукты деятельности (книги, методические пособия, статьи, документы и т. д.).

3. Сформированная среда обитания – средовой имидж. Кабинет, дом, автомобиль, секретарь, имидж организации – все это влияет на личный имидж руководителя.

Виды прямой имиджформирующей информации.

I. Габитарный имидж.

Габитус – это внешность человека. Габитарный имидж складывается из следующих компонентов.

1. Конституция, телосложение. Первое, что воспринимается при взгляде на человека, – его «размеры», место, которое он занимает на фоне (принцип «фигура-фон»). Так, чересчур хрупкие люди маленького роста могут производит впечатление неопытности, слабости. Это впечатление можно скорректировать более строгими костюмом, прической, манерой поведения.

2. Прическа – здесь необходимо придерживаться норм, принятых в данной социальной группе, а также принципа целесообразности.

3. Одежда – очень важная имиджформирующая информация. На протяжении веков одежда служила знаком принадлежности к той или иной социальной группе. Статус руководителя подчеркивается формами одежды, приближающимися к прямоугольнику. Это форменный или деловой костюм с прямыми плечами. Статусными цветами являются черный, темно-синий. Яркие цвета воспринимаются как низкостатусные.

Общий принцип формирования позитивного габитарного имиджа: а) внешний облик не должен ассоциироваться в подсознании реципиента с той социальной группой, к которой он относится негативно; б) внешний облик должен ассоциироваться с той социальной группой, к которой реципиент относится положительно.

4. «Овеществленный» имидж – предметы, которые руководитель носит с собой и использует на работе (портфели, папки для бумаг, авторучки, записные книжки и т. п.). Все это также должно работать на позитивное и уважительное к вам отношение. К овеществленному имиджу относится также внешний вид документов, которые использует руководитель.

5. Привычные действия, такие как курение. Задымленное, прокуренное помещение – фактор, несомненно, негативно влияющий на имидж организации в целом. От других привычек – почесывания, навязчивых движений и т. п. – также лучше избавляться.

II. Вербальный имидж – мнение о руководителе, формирующееся на основе его вербальной продукции. По речи, активному словарю, который использует человек, можно определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе. Вербальный имидж особенно важен при общении с прессой, в ситуации интервью.

Весьма существенны для вербального имиджа всевозможные оговорки. Они бывают у каждого и порой способны нанести непоправимый вред имиджу, так как выдают скрытые, часто не осознаваемые самим человеком, желания. Классический пример – когда председатель, открывая собрание, говорит: «Позвольте наше собрание считать закры… то есть открытым». Иногда за подобного рода оговорку во время выступления или лекции приходится расплачиваться карьерой.

III. Невербальный имидж.

К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. Поскольку невербальный канал древнее вербального, большая часть такой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70 % всей информации поступает именно через невербальный канал

Виды невербальной информации.

Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков придает общению нюансы, которые варьируются в различных культурах [17].

А. Н. Жмыриков исходит из того, что имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой – человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательно заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием. Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм.

Таким образом, существует ни одна классификация видов имиджа, это обусловлено прежде всего различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а также различными подходами к классификациям.

 



2016-01-02 2360 Обсуждений (0)
Теоритические подходы к определению имиджа как социально-психологического феномена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоритические подходы к определению имиджа как социально-психологического феномена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)