Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение и развитие учения о психических состояниях



2016-01-02 1080 Обсуждений (0)
Возникновение и развитие учения о психических состояниях 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студент Семёнова Валерия Владимировна

Факультет (институт) Гуманитарный

Направление 030300. 62 - «Психология»

 

Тема курсовой работы

 

 

«Состояние фрустрации»

 

 

Руководитель КР_________________ Е.В. Пронина

(подпись) (ФИО)

 

Студент _______________________________ В.В.Семёнова

(подпись) (ФИО)

 

«______» _______________________ 20 ____ г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА I. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ 6

1.1 Возникновение и развитие учения о психических состояниях. 6

1.2. Современное понятие психического состояния. 8

1.3. Главные особенности и функции, характерные для психического состояния 9

1.4. Классификация психических состояний. 11

ГЛАВА II. ФРУСТРАЦИЯ КАК ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ... 15

2.1. Понятие «фрустрация» в психологии. 15

2.2. Причины и признаки развития фрустрации. 16

2.3. Все ли виды фрустрации порождают агрессию.. 18

2.4. Характерологические изменения личности в следствии фрустрации. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.... 23


ВВЕДЕНИЕ

 

Последнее время в психологии уделяется большое внимание изучению ярко выраженных психических состояний. Стресс, беспокойство, тревога, ригидность, фрустрация: всё это стало неотъемлемой частью в психике многих людей. Суета современного мира создает напряжение в нашей жизни. Многие стараются сделать всё больше и больше, потому что считают, что только так они смогут приблизиться к счастью и удовлетворению. На самом деле это иллюзия. Поставив для себя множество целей, человек, зачастую, не всегда достигает их. Из-за этого возникает напряжение, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению поставленных задач он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей. В этом и заключается состояние фрустрации.

Актуальностьвыбранной мной темы заключается в том, что состояние фрустрации свойственно всем людям, но не многие могут с ним справится ввиду того, что об истоках и причинах подобного состояния знают не многие, а еще меньше они знают о способах борьбы с ним. Для кого-то фрустрация становится толчком, мотивацией, неким стимулом. Человеку хочется преодолеть возникшее препятствие. Но самой распространённой реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной на это самое препятствие.

Фрустрация – это специфическое эмоциональное состояние человека. Оно интересно для глубокого изучения, так как носит в себе множество неясностей. Не случайно высказываются сомнения в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции.

Объектом исследованияявляются психические состояния.

Предметом исследованиявыступает состояние фрустрации.

Цель работы:изучить состояние фрустрации и его особенности

Задачи:

1) Рассмотреть, что такое психические состояния

2) Осуществить теоретический анализ психических состояний и их классификации

3) Углублённо изучить такое психическое состояние, как фрустрация

4) Сделать выводы

Теоретическая база:Дж.Доллард и его соавторы 1939 г.; Алексис Токвиль книга «О демократии в Америке» (выражал ту же идею фрустрации, что и Доллард); З. Фрейд и его последователи; Н.Д. Левитов; Арнольд Басс – метод лабораторного исследования физической агрессии «машина агрессии»; Стюарт Тейлор.

Методологическая основа:

Метод:анализ теоретических источников

Структура работы:Данная работа состоит из пяти основных частей: введение, глава первая и глава вторая, заключение, список литературы. Каждая из двух глав содержит в себе четыре подглавы, полностью раскрывающие суть главы.


ГЛАВА I. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ

Возникновение и развитие учения о психических состояниях

Несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается «золушкой» в семье «психологических отраслей (правда не единственной). В учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не упоминалось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном эмоциям. Не уделялось должного внимания разработке и изучению методов диагностики и регуляции психических состояний.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Их местоположение в основном перечне категорий предмета психологической науки рядом с процессом и свойствами определяет их важное теоретико-методологическое, прикладное и практическое значение. В то же время наблюдается большой дефицит в проработке взаимоотношений между этими общепсихологическими понятиями, места, роли, состава, механизмов обеспечения и функций психических состояний в целостном психическом акте. Хотя ещё У. Джеймс в своё время полагал, что психические состояния, которые он относил к состояниям сознания, являются основным предметом психологической науки и характеризуется изменчивостью, непрерывностью, избирательностью и личностным характером.

В.Н. Мясищевым отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности и большей константности. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Ещё менее динамичным свойствам личности и, соответственно, состояниям отводится срединное место в триаде основных групп категорий психической науки. Актуальное психическое состояние является фоном. В свою очередь, как замечает В.А. Ганзен при описании места и роли психических состояний в системе психических явлений, совокупность свойств личности, определяющих её профиль, представляет тот рельеф, который обуславливает своеобразие реализации актуального состояния у конкретного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности.

Принято считать, что первым мыслителем, подвергшим разработке категорию «состояние», является Аристотель. Он полагал, что психические состояния – это особое состояние души, подчёркивая связь между ними и характеристиками телесного субстрата. По его мнению, любое состояние предмета может быть проявлено только в определённых отношениях, вне которых судить о наличии того или иного состояния просто невозможно. Таким образом, первоначальное понятие «состояние» представлялось как категория, отражающая определённый вид качеств объекта, которые, в свою очередь, могут легко изменяться. Аристотель дефференцировал понятия психической деятельности и психического состояния и допустил, что последнее развивается под влиянием внешних воздействий.

В последующем представители римской школы (Гален, Плотин, Августин) полагал, что всё многообразие психических феноменов включает в себя аффективные и волевые психические состояния, а также состояния сознания.

В эпоху Ренессанса и позднее под воздействием взглядов Р. Декарта, Ч. Дарвина, В. Вундта и У. Джеймс начинают появляться тщательные описания внешних проявлений, создаваться классификации психических состояний. Обзщеизвестной по сей день является разработанная Вундтом классификация на основе дихотомического принципа: возбуждение – успокоение и напряжение – расслабление.

Огромный и существенный вклад в психологию состояний внесли российские учёные И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и И. П. Павлов, основав физиологические механизмы, принцип обратной связи, генезис и регуляцию психических (душевных) состояний

Интересными представляются исследования теоретико-прикладного характера, направленные на изучение личностных состояний и их влияние на поведение, формирование новых психических свойств в разных условиях деятельности (Ф. Д. Горбов, Н. Н. Наенко, О. В. Овчинникова, А. Ц. Пуни, К. К. Платонов, Ю. Е. Сосновикова, О. А. Черникова и др.)

Первенство же в постановке вопроса о необходимости целостного, систематического изучения психических состояний как общепсихологической категории среди отечественных учёных принадлежит Н. Д. Левитову.

Левитов предполагал, что психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Структура психического состояния представлена своего рода синдромами, отличающимися по знаку (+,-), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющимися в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.



2016-01-02 1080 Обсуждений (0)
Возникновение и развитие учения о психических состояниях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение и развитие учения о психических состояниях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1080)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)