МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ
Для изучения дисциплины необходимы знания и умения из предметов, которые изучались в рамках предыдущих дисциплин (химия, физика, математика). Знания и умения, приобретенные после изучения дисциплины «БЖД», будут использоваться в практической деятельности в строительстве, машиностроении, энергетике, на транспорте при решении вопросов обеспечения безопасности труда, экологии и др.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. 1.1 . Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины, определения. Безопасность как показатель развития цивилизации. Характеристика системы «человек – среда обитания». Природная (абиотическая, биотическая), антропогенная (техногенная, социальная), жизненная (производственная, социально-бытовая, рекреационная) среда. Понятие БЖД. Объект и предмет исследования БЖД. Принципы, заложенные в основу БЖД – принцип Ле-Шаталье-Брауна. Основы оптимального взаимодействия в системе «человек – среда». Комфортность, длительность жизни, профессиональные заболевания и травмируемость, смертность, депопуляционные процессы. Качественные и количественные характеристики опасности и безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Понятие опасности, их классификация. Аксиомы об опасности деятельности, об оптимальном факторе, о вредном и опасном факторе, об устойчивости человеческого организма к воздействию внешних факторов. Количественная характеристика опасности и безопасности. Шкала для измерения опасности. Риски: индивидуальный и социальный, приемлемый, мотивированный, необоснованный. Шкала для измерения безопасности – здоровье человека, средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни. Цели и критерии безопасности, история развития взаимоотношений природы и общества. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Методы оценки риска.
2. Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях. 2.1. Основы физиологии труда и комфортных условий жизнедеятельности, Характеристика труда.
Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от опасностей. Нервная система человека и ее роль в осуществлении деятельности. Анализаторы человека: зрительный, слуховой, обонятельный, кожный, двигательный. Обмен веществ в организме человека и защитные механизмы (гомеостаз, иммунитет), адаптация, акклиматизация.
2.2. Основы психологии безопасности жизнедеятельности.
Общая характеристика, психологии, основные этапы развития, современные представления о психике, методы психологии, психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические качества личности (направленность, темперамент, мотивация, способности, характер, воля и т.д.). Психические состояния (эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение, эмоциональная напряженность), тормозной и возбудительный типы психического напряжения. Работоспособность человека и основные фазы функционального состояния.
Взаимодействие человека со средой обитания и защита его от вредных и опасных производственных факторов. Влияние неблагоприятных метеорологических условий на организм человека. Понятие метеоусловий и производственного микроклимата. Терморегуляция. Влияние отклонений параметров микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания. Гигиеническое нормирование производственного микроклимата. Способы нормализации микроклимата производственных помещений: отопление, вентиляция, кондиционирование, их устройство и требование к ним. Контроль параметров микроклимата. Действие вредных веществ и пыли на организм человека и оздоровление производственной среды. Характеристика вредных химических веществ и действия их на организм человека. Классы опасности веществ. Понятие ПДК в воздухе рабочей зоны и гигиеническое нормирование вредных веществ. Очистка воздуха от газообразных примесей, пыли, понятие о санитарно-защитной зоне предприятий. Установление нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосфере. Вентиляция производственных помещений, ее виды и требования к ней (естественная, механическая, приточно-вытяжная). Действие акустических и механических колебаний на организм человека, их нормирование и методы защиты от них. Понятие вибрации, ее основные характеристики. Действие вибрации на организм человека. Источники вибрации. Санитарно-гигиеническое нормирование. Общие методы борьбы с вредным воздействием вибраций, организационные и медико-санитарные меры предупреждения виброзаболеваний. Акустические заболевания, физические и физиологические характеристики шума. Вредное влияние шума на организм человека. Санитарное нормирование с
шумом: звукопоглощение и звукоизоляция. Медицинская профилактика и организационные меры защиты от шума.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |