Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Текст как речевое произведение. Основные признаки текста



2016-01-02 4071 Обсуждений (0)
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста 0.00 из 5.00 0 оценок




В точки зрения лингвистики текст - это группа предложений, объедин. в единое целое одной темой с помощью язык. средств. Текст имеет след. осн. признаки:

· членимость. Текст состоит из неск. предложений. Одно, даже очень распр. предложение, текстом не является;

· смысловая цельность. Это качество текста проявляется, во-первых, в том, что любой текст - это высказывание на опр. тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых - в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, перед. его отношение к тому, что он сообщает, его оценку изображаемого (осн. мысль текста);

· отн. законченность (автономность), в нем есть начало и конец;

· связность. Связанность текста проявляется в том, что каждое послед. предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в послед. предложении из предыдущего, получило название "данное", а то, что сообщается дополнительно, - "новое". "Новое" обычно выделяется логич. ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба. Роль "данного" заключается в связи предложений между собой. Роль "нового" - в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, "данного" и "нового", используются 2 способа: последовательный и параллельный. При послед. связи "новое" первого предложения становится "данным" во втором, "новое" второго - "данным" в третьем и т. д. При парал. связи во всех предложениях сохраняется одно и то же "данное", а в каждом предложении к нему прибавляется "новое". В тексте могут быть использованы разл. средства связи: повт. слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого.

Важным средством связи является соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов. В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при парал. связи обычно придает речи торжественность, приподнятость. В научной грамматике текст рассматривается как результат употребления языка. При этом выделяются след. его признаки:

· выраженность (текст всегда выражен в устной или письм. форме);

· отграниченность (автономность) - каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы - начало и конец;

· такая характеристика текста, как связность, предполагает, что язык. единицы, образ. текст, связаны между собой в опр. порядке.

Схему связной речи с точки зрения сост. ее единиц можно представить след. образом: предложение – проз. строфа - фрагмент; глава - часть – законч. произведение.

Есть тексты, сост. из одного предложения (реже - двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хрон. заметки в газете и др. Есть тексты, равные проз. строфе или фрагменту: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значит. объема.

Еще одним важным признаком текста считается его цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания структуры текста важн. значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.

Содержание текста раскрывается только через его слов. форму. При этом содержание соотносится с темой. Тема - это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т. п. В нехудож. текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия худож. произведений могут быть прямо связаны с темой ("Горе от ума", "Недоросль"). Худож. произведения, даже отн. небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.

След. немал. признак текста - упорядоченность. Все язык. единицы, образ. текст, все его части и все содерж., смысл. стороны опр. образом упорядочены, организованы. Уже упоминался такой признак, как членимость. Наличие данной характеристики подразумевает, что способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны.

Различают последовательную (цепную) и параллельную связь предложений. При парал. связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Особенности этого вида связи – один. порядок слов, члены предложения выражены один. граммат. формами, иногда повторением первого слова предложений.

При последовательной связи предложений одно предложение как бы вливается в другое: каждое след. предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Например: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня (А. Платонов).

Опираясь на все сказанное выше о тексте, можно дать такое определение. Текст - это выраж. в письм. или устной форме упоряд. последовательность язык. единиц, объед. в целое темой и осн. мыслью.



2016-01-02 4071 Обсуждений (0)
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Текст как речевое произведение. Основные признаки текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)