Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурная целостность культуры



2016-01-02 524 Обсуждений (0)
Структурная целостность культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура выступает как предмет и область гло­бального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие куль­туры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально от­личного от существующего в мире живой природы. Зада­ча глобалистики — построить «генетику» культуры, кото­рая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных про­блем:

1) выявление «гена» и «генетического кода» культур­ных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответ­ственны за сохранение, передачу социального опыта;

2) изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мута­ционное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе твор­чества;

3) изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира.

В соответствии с таким подходом к изучению культурных феноменов на данном этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры:

1) явления культуры или артефакты(от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельнос­ти, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;

2) паттерны - относительно устойчивые и повторя­ющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведе­ния. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отноше­ний. Известный американский ученый Дж. Ханигман выде­лил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складыва­ются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны.Они могут быть универсальными для данной культуры (на­пример, государственное творчество), а могут быть и специфич­ными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить ха­рактер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.

3) смысловые доминанты культуры- это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объ­единяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопе­реживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

4) символические объекты – это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.

5) тех­нологию — это специально организованная деятельность, ориен­тированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выде­лить различные типы технологий: технологии создания физичес­ких объектов, социальные технологии, ориентированные на орга­низацию социального взаимодействия, символические техноло­гии, связанные с порождением и трансляцией символов.

Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы.

Воспроизведение культуры как целого осу­ществляется на трех уровнях:

1) сохранение культуры, ее ба­зисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой;

2) обновление культуры, инсти­туты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры;

3) трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее
формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика» экономика и т.д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целос­тность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры и предполага­ет постановку, а также концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

Воспринимая культуру на всех ее уровнях и в единстве ее составляющих, можно определить ее предназначение и цели. В узком смысле, целью культуры является всесторонне развитие человека, удовлетворение его основных потребностей, а так же потребностей в творческой реализации своих возможностей и способностей. В широком смысле цель культуры определяется как накопление и передача достижений социокультурного опыта человечества в целом.

Структура культуры

Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.

Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи­мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото­рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творче­ской, а может быть и пустыми хлопотами.

То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их про­изводство – является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности — интересы — ценности — культура.

Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».

Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: ма­териальной культуры и духовной культуры.

Материальная куль­тура — одна из частей целостной человеческой культуры, вопло­щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче­ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе­чивают существование человека.

 

В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энер­гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про­изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу­жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст­ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура — одна из частей целостной человечес­кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел­лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе­чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по­ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет­но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе­ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи­лософии, науки и т. д.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства,позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художест­венно-образной форме.Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — ре­ализацией культурного исторического опыта человечества. Ху­дожественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отноше­ния к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувст­венное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, автор­ских позиций.Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке,в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художествен­ный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, словеи в тоже время реализовать себя как музы­кальное произведение, картина, роман, а также фильм и спек­такль в целом.

Искусство обогащает культуру духовными цен­ностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему обра­зов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и бу­дущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Это ретроценности, кото­рые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, аван­гардные ценности, ориентированные на будущее.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благода­ря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость чело­века, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия.В религии какформе духовно-практического освоения мира осу­ществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоз­зрения, определяющие отношение человека к миру и выступаю­щие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Главное почти во всякой религии — это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непости­жимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируют­ся все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изме­нять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии.

Философия возникла как духовное преодоление ми­фа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее кри­тическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, фи­лософия обращается к предельным смысловым основам бытия, ви­дит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) из­мерении.

Духовная эволю­ция через миф, религию и философию привела человечество к на­уке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверя­ется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объек­тивных знаний.

Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.

Подводя итог, можно говорить о том, что культура - это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:

1. в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируеся, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.

3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.

На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы.

В глобальном понимании культура включает в себя все достижения человечества в мировых масштабах. Этот синтез лучших достижений всех национальных культур различных социальных групп и народов, населяющих нашу планету, называется мировая культура.

Мировая культура имеет достаточно сложную структуру, которую следует рассматривать, по крайней мере, на нескольких уровнях:

1)мировая культура как целое;

2)мировая культура как совокупность сменяющих друг друга культурных эпох;

3)культурная эпоха как объединение развивающихся од­новременно региональных культур;

4)культура конкретных народов и стран на каком-то кон­кретном отрезке времени;

5) конкретная культура конкретного общества в его исто­рическом развитии этническая и национальная культура.

 

Однако, несмотря на включенность в историю мировой культуры, каждого отдельно взятого общества, ему присущи свои особые характеристики, отличительные черты, придающие ему уникальность и выраженные, как уже отмечалось в ценностях, традициях, достижениях и т.д. Совокупность ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство членов конкретного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

 



2016-01-02 524 Обсуждений (0)
Структурная целостность культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурная целостность культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)