Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степень выпускника: бакалавр



2016-01-02 372 Обсуждений (0)
Степень выпускника: бакалавр 0.00 из 5.00 0 оценок




СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Кафедра информатики и вычислительной техники

 

Информатика и программирование

 

Методические указания

По самостоятельной работе студентов

Направления подготовки

Прикладная информатика

степень выпускника: бакалавр

 

 

Киров

Рассмотрено на заседании кафедры информатики и вычислительной техники, протокол № 1 от 9 сентября 2014 г.

 

Утверждено на заседании учебно-методического совета, протокол № 87 от 20 октября 2014 г.

 

 

Информатика и программирование: Методические указания / Сост. Е.С. Мамаев. – Киров: ВСЭИ, 2014. – 16 с.

 

 

Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 09.03.03 (230700.62) Прикладная информатика (степень выпускника: бакалавр)

 

© Вятский социально-экономический

институт (ВСЭИ), 2014

 

1. Цели и задачи контрольной работы

Контрольная работа направлена на закрепление навыков по переводу чисел в различные системы счисления и разработке алгоритмов.

Цель контрольной работы: изучение способов записи алгоритмов и программ на языке программирования Паскаль.

Задачи контрольной работы:

1. Анализ основных этапов решения задач на ЭВМ

2. Изучение способов записи алгоритмов.

3. Изучение синтаксиса языка Паскаль

4. Изучение принципов отладки и тестирования программ.

 

2. Требования к результатам контрольной работы

В результате выполнения контрольной работы студент должен:

Знать:

- процесс подготовки и решения задач на ПЭВМ;

- основные приемы алгоритмизации и программирования на языке высокого уровня;

- принципы разработки программ;

- принципы автономной отладки и тестирования простых программ.

Уметь:

- разрабатывать алгоритмы решения;

- программировать задачи обработки данных в предметной области;

- выполнять тестирование и отладку программ;

Владеть:

- навыками работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне;

- навыками программирования в современных средах;

 

3. Объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента составляет 3 зачетные единицы по очной форме обучения, 6 зачетных единиц по заочной форме обучения.

Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельную работу студента по всем темам 2 и 3 разделов учебной программы.

 

 


4. Варианты контрольной работы

 

Задание №1.Перевести из десятичной системы счисления в заданную:

Вариант Число Основание Число Основание Число Основание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Задание №2.Перевести из заданной системы счисления в десятичную:

Вариант Число Основание Число Основание Число Основание
1.
2. 1A3
3. 3B
4.
5. 15C
6.
7. CC
8.
9. FF
10.

Задание №3.Сложить, вычесть, умножить в двоичной системе счисления (с проверкой по десятичной):

 

Вариант Числа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Задание №4.Вычислить значения логической функции на всех наборах ее аргументов:

 

Вариант Вид функции
1. F(X1, X2, X3) = (X1 Ú X2) ÙØ((X1 Ú X3) Ù(X2 Ú X3))
2. F(X1, X2, X3) = Ø(X1 Ú X2) Ù (X1 Ú X3) Ù(X2 Ú X3)
3. F(X1, X2, X3) = (X1 Ú X2) Ù (X1 Ú X3) ÙØ(X2 Ú X3)
4. F(X1, X2, X3) = (X1 Ù X2) Ú (X1 Ù X3) ÚØ(X2 Ù X3)
5. F(X1, X2, X3) = Ø(X1 Ù X2) Ú (X1 Ù X3) Ú (X2 Ù X3)
6. F(X1, X2, X3) = (X1 Ù X2) Ú Ø (X1 Ù X3) Ú (X2 Ù X3)
7. F(X1, X2, X3) = Ø ((X1 Ù X2) Ú Ø (X1 Ù X3)) Ú (X2 Ù X3)
8. F(X1, X2, X3) = Ø ((X1 Ù X2) Ú (X1 Ù X3) )Ú (X2 Ù X3)
9. F(X1, X2, X3) = (X1 Ù X2) Ú Ø ((X1 Ù X3) Ú (X2 Ù X3))
10. F(X1, X2, X3) = Ø (X1 Ù X2) Ú Ø((X1 Ù X3) Ú (X2 Ù X3))

Задание №5. Определить значения логических выражений при заданных значениях переменных a и b.

 

Вариант Начальные присваивания Логическое выражение
1. a = TRUE b = FALSE a ANDb AND a OR a OR NOT b a AND (b AND a) OR (a OR NOT b) ((a AND b) AND a) OR a OR NOT b
2. a = FALSE b = TRUE a ANDb AND a OR a OR NOT b a AND (b AND a) OR (a OR NOT b) ((a AND b) AND a) OR a OR NOT b
3. a = TRUE b = FALSE NOT (a AND b AND (a OR b ) OR NOT b) (a AND b AND (a OR a) AND b) OR NOT b. a AND ((b AND a OR a) AND b)OR NOT b.
4. a = FALSE b = TRUE NOT (a AND b AND (a OR b ) OR NOT b) (a AND b AND (a OR a) AND b) OR NOT b. (a AND (b AND a ORa) AND b)OR NOT b.
5. a = TRUE b = TRUE a ANDb AND NOT a OR a OR NOT b NOT a AND (b AND a) OR (a OR NOT b) NOT ((a AND b) AND a) OR a OR NOT b
6. a = FALSE b = FALSE a ANDb AND a OR a OR NOT b a AND NOT (b AND a) OR (a OR NOT b) ((a AND b) AND a) OR a OR NOT b
7. a = TRUE b = FALSE NOT (a AND b AND (a OR b ) OR NOT b) (a AND b AND (a OR b) AND b) OR NOT b. (a AND (b AND a OR a) AND b)OR NOT b.
8. a = FALSE b = TRUE NOT (a AND b AND (a OR b ) OR NOT b) (a AND b AND (a OR b) AND b) OR NOT b. a AND (b AND a OR a) AND b OR NOT b.
9. a = TRUE b = TRUE NOT (a AND b AND (a OR b ) OR NOT b) (a AND b AND (a OR b) AND b) OR NOT b. a AND ((b AND a OR a) AND b)OR NOT b.
10. a = FALSE b = FALSE NOT (a AND b AND (a OR b ) OR NOT b) (a AND b AND (a OR b) AND b) OR NOT b. a AND (b AND a OR a) AND (b OR NOT b)

Задание №6.Составьте алгоритм решения задачи, представьте его блок-схему и программную реализацию на языке Паскаль.

 

Вариант Условие
1. 1. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево. 2. Составить программу, которая уменьшает первое введенное число в два раза, если оно больше второго введенного числа по абсолютной величине. 3. Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K.  
2. 1. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули первую слева цифру и приписали ее в конце. Найти полученное число. 2. Определить, является ли заданное шестизначное число счастливым. (Счастливым называют такое шестизначное число, у которого сумма его первых трех цифр равна сумме его последних трех цифр.) 3. Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.  
3. 1. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули последнюю справа цифру и приписали ее в начале. Найти полученное число. 2. Даны четыре вещественных числа. Определить, сколько из них отрицательных. 3. Дано вещественное число — цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1, 2, ... , 10 кг конфет.  
4. 1. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке первой и второй цифр заданного числа. 2. Определить максимальное и минимальное значения из трех различных вещественных чисел. 3. Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму всех целых чисел от A до B включительно.  
5. 1. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке второй и третьей цифр заданного числа. 2. Дано четырехзначное число. Определить входят ли в него цифры 2 или 7. 3. Даны два целых числа A и B (A < B). Найти произведение всех целых чисел от A до B включительно.
6. 1. Дано трехзначное число. Получить 6 чисел, образованных при перестановке цифр заданного числа. 2. Даны три вещественных числа a, b, с. Определить, имеется ли среди них хотя бы одна пара равных между собой чисел. 3. Дано вещественное число A и целое число N (> 0). Найти A в степе­ни N: AN = A·A· ... ·A (числа A перемножаются N раз).
7. 1. Дано целое число, большее 99. Найти третью от конца его цифру (так, если данное число 2345, то искомая цифра 3). 2. Дано вещественное число у. Вычислить f(у), если: 3. Дано целое число N (> 0). Найти произведение N!=1·2·...·N (N–факториал). Чтобы избежать целочисленного переполнения, вычис­лять это произведение с помощью вещественной переменной и вывести его как вещественное число.  
8. 1. Из трехзначного числа Х вычли его последнюю цифру. Когда результат разделили на 10, а к частному слева приписали последнюю цифру числа X, то получилось число 237. Найти число X. 2. Дано целое число п (1 ≤ п ≤ 99), определяющее возраст человека (в годах). Для этого числа напечатать фразу "мне n лет", учитывая при этом, что при некоторых значениях п слово лет надо заменить на слово "год" или "года". 3. Найти все целые двузначные числа, удовлетворяющие условию: остаток от деления числа на 3 равен 2.  
9. 1. Из трехзначного числа Х вычли его последнюю цифру. Когда результат разделили на 10, а к частному слева приписали последнюю цифру числа X, то получилось число N. Найти число N. По заданному N найти число X (значение N вводится с клавиатуры, ,и при этом число десятков в N не равно нулю). 2. Дано трехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом ("перевертышем"), т.е. таким числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево. 3. Дано вещественное число — цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 0.1, 0.2, ... , 1 кг конфет.
10. 1. В трехзначном числе Х зачеркнули первую цифру. Когда оставшееся число умножили на 10, а произведение сложили с первой цифрой числа X, то получилось число 564. Найти число X. 2. Дано двузначное число. Определить какая из его цифр больше: первая или вторая или его цифры одинаковы. 3. Гражданин 1 марта открыл счет в банке, вложив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через три, четыре, …, двенадцать месяцев.  

Задание №7. Задачи обработки одномерных массивов. Напишите программу на языке Паскаль для решения задачи в соответствии с заданными условиями.

 

Вариант Условие
1. Составьте программу нахождения наибольшего среди тех элементов одномерного массива, что лежат в интервале (С, D).
2. Составьте программу вычисления суммы элементов одномерного массива, встречающихся в этом массиве ровно один раз.
3. Составьте программу подсчёта числа максимальных по модулю элементов в одномерном массиве.
4. Составьте программу упорядочения (по убыванию) элементов одномерного массива.
5. Составьте программу, отыскивающую номер первого по порядку нулевого элемента одномерного массива.
6. Составьте программу подсчета числа элементов одномерного массива, превосходящих среднее арифметическое элементов данного массива.
7. Дан массив. Во второй половине массива подсчитать число четных (по значению) элементов.
8. Составить программу нахождения минимального элемента массива и его индекса.
9. Найти сумму элементов массива, находящихся между первым и последним отрицательным элементами (сами элементы в сумме не учитываются).
10. Дан массив. В первой половине массива подсчитать количество элементов, кратных 3

 

5. Выполнение и оформление контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 7 заданий в каждом, варианты закрепляются за студентом по последней цифре зачетной книжки.

При выполнении работы студенты знакомятся с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, языком программирования Pascal.

Практические задания 1 - 3 связаны с переводом чисел в системы счисления и выполнением действий в системах счисления. Перевод и вычисления осуществляются вручную, без применения инженерного калькулятора.

Практические задания 4 и 5 связаны с применением законов алгебры логики.

Практические задания 6 и 7 связаны с составлением блок-схемы алгоритмов и написанием программ на языке программирования Паскаль.

Примеры оформления заданий контрольной работы представлены ниже.

Структура контрольной работы: с новой страницы – номер и содержание задания, ниже краткий аналитический ответ по сути задания (до 2 страниц), список литературы (введение, содержание, приложения не требуются). Общий объем работы – 6-10 стр.

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, приведенным в методическом пособии «Выполнение контрольных и курсовых работ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по ФГОС-3» (ВСЭИ, 2013).

 

Пример выполнения

Задание №1. Выполнить перевод числа 19

 

  • в двоичную систему счисления:

 

  • в шестнадцатеричную систему счисления:

Задание №2.Перевести из заданной системы счисления в десятичную

  • перевод числа 100112 в десятичную систему счисления.

 

100112 = 1*24 + 0*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 16+0+0+2+1 = 19.
Таким образом, 100112 = 19

Задание №3.Сложить, вычесть, умножить в двоичной системе счисления (с проверкой по десятичной):

10101011002 + 11000012 = 11000011012

 

Проверка 10101011002 + 11000012 = 68410 + 9710 = 78110 = 11000011012

10101011002 - 11000012 = 11000011012

 

Проверка 10101011002 - 11000012 = 68410 - 9710 = 58710 = 10010010112

10101011002 * 11000012 = 100000011001011002

 

Проверка 10101011002 * 11000012 = 68410 * 9710 = 6634810 = 100000011001011002

Задание №4.Вычислить значения логической функции на всех наборах ее аргументов:

F(X1, X2, X3) = (X1 Ú X2) Ù (X1 Ú X3)

 

Составим таблицу истинности

 

X1 X2 X3 X1 Ú X2 X1 Ú X3 F

 

Задание №5. Определить значения логических выражений при заданных значениях переменных a и b.

a = FALSE

b = TRUE

NOT (a AND b AND (a OR b ) OR NOT b) =

=NOT (FALSE AND TRUE AND (FALSE OR TRUE) OR NOT TRUE) =

=NOT (FALSE AND (TRUE) OR FALSE) = NOT (FALSE OR FALSE) = NOT (FALSE) = =TRUE

Задание №6.Составьте алгоритм решения задачи, представьте его блок-схему и программную реализацию на языке Паскаль.

Известны коэффициенты a, b и с квадратного уравнения. Вычислить корни квадратного уравнения.

Входные данные:a, b, c.
Выходные данные:x1, x2.

Составим блок-схему.

Рис. 1. Блок-схема алгоритма решения квадратного уравнения

Program p6;

Uses Crt;

Var a,b,c,d,x1,x2:Real; {объявление переменных}

Begin {начало программы}

ClrScr;

WriteLn ('Введите коэффициенты квадратного уравнения');

Write('a= '); ReadLn(a); {комментарии и ввод значений}

Write('b= '); ReadLn(b); {каждого в отдельности}

Write('c= '); ReadLn(c);

d:=b*b-4*a*c; {вычисление дискриминанта}

if d<0

then WriteLn('корней нет ') {вывод результата}

else

begin

x1:=(-b+sqrt(d))/2*a;

x2:=(-b-sqrt(d))/2*a;

WriteLn('x1= ',x1:5:2, ' x2= ',x2:5:2); { вывод результата }

End;

ReadLn

End.

Задание №7. Задачи обработки одномерных массивов. Напишите программу на языке Паскаль для решения задачи в соответствии с заданными условиями.



2016-01-02 372 Обсуждений (0)
Степень выпускника: бакалавр 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степень выпускника: бакалавр

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)