Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа дисциплины и методические рекомендации по ее



2016-01-02 496 Обсуждений (0)
Программа дисциплины и методические рекомендации по ее 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучению

Введение

Цели, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов.

Взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект и объект управления. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических наук. Актуальность изучения дисциплины.

Цели, задачи и виды менеджмента.

Литература: [1, с. 6-17]; [5, с. 4-7]

 

Раздел 1 Теоретические основы менеджмента

Тема 1.1 Развитие теории и практики менеджмента

Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки.

Школа научного управления (Ф.Тейлор, Г.Гантт, Ф.Л.Гилбрет, Г.Эмерсон).

Административная или классическая школа (А.Файоль, Г.Форд, Л.Урвик, М.Вебер). Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э.Мейо, М.П.Фоллет, А.Маслоу, Д.Мак-Грегор, Р.Лайкерт, Ф.Герцберг, Р.Блейк).

Школа количественных методов управления (Л.Канторович, С. Новожилов и др.).

Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.

Литература: [1, c. 17-49]; [2, c. 52-62]; [3, c. 7-21]; [4, c. 27-34]; [5, c. 15-25]

 

Тема 1.2 Функции и принципы менеджмента. Уровни

управления

Классификация функций менеджмента. Общие функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль. Их сущность и взаимосвязь.

Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (предприятием).

Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.

Уровни управления: низший, средний, высший.

Литература: [1, c. 53-56, 64-105]; [2, c. 70-122]; [3, c. 65-93]; [4, с. 15-21]; [5, c. 7-15]

 

Тема 1.3 Организационные структуры управления

Организацией (предприятием)

 

Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления». Общие принципы построения организационных структур.

Виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические. Типы иерархических структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная. Особенности построения иерархических структур, их преимущества, недостатки. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления, область применения, преимущества и недостатки.

Литература: [1, c. 126-137]; [2, c. 122-143]; [3, с. 45-65]; [4, с. 85-91]; [5, с. 32-39]

Тема 1.4 Методы управления организацией (предприятием)

 

Классификация методов менеджмента. Административные методы, их сущность, преимущества и недостатки. Содержание и значение экономических методов менеджмента. Особенности социально-психологических методов.

Литература: [1, c. 56-61]; [2, c. 407-440]; [3, с. 93-113]; [4, с. 102-125]; [5, с. 39-45]

 

Тема 1.5 Цели организации и управленческие стратегии

 

Понятия «цели организации», «дерево целей». Требования, предъявляемые к целям организации. Система целей организации: миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Управление по целям. Декларирование целей.

Управленческая стратегия и ее элементы. Основные виды управленческих стратегий. Стадии формирования стратегий управления: разработка, доведение, стратегический выбор.

Литература: [1, c. 120-137]; [2, c. 32-35, 566-579]; [3, с. 21-39]; [5, с. 7-15]

Вопросы для самоконтроля

1 Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?

2 Назовите и поясните элементы организации и процесса управления

3 В чем суть школы научного управления?

4 В чем заслуга Ф.Тейлора в развитии менеджмента как науки?

5 Определите различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда

6 Дайте характеристику объекта и субъекта управления

7 В чем сущность и взаимосвязь функций управления?

8 Какова роль планирования в управлении?

9 В чем отличие методов управления от функций и принципов управления?

10 В чем суть организационно-административных методов управления и их отличие от экономических?

11 Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их

12 Какие задачи решаются в процессе проектирования оргструктур управления?

 

Раздел 2 Внутриорганизационные процессы

Тема 2.1 Власть и руководство

Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого воздействия.

Факторы, влияющие на выбор стиля руководства. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки.

Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД) Р.Блейка и ДЖ. С.Моутон, классификация стилей в ней, ее сущность и назначение.

Формирование эффективного стиля руководства.

Литература: [1, c. 105-120]; [2, c. 143-152]; [3, c. 215-275]; [5, c. 47-57]

 

Тема 2.2 Мотивация работников

 

Мотивация, ее сущность. Теория мотивации.

Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители (А.Маслоу, Д.Мак-Клелланд, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг) и их положения. Преимущества, недостатки и область применения содержательных теорий мотивации.

Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения.

Литература: [1, c. 75-84]; [2, c. 109-122]; [3, c. 67-87]; [5, c. 25-32]

 

Тема 2.3 Управление конфликтами

 

Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов.

Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.

Литература: [1, c.268-285]; [3, c. 275-295]

 



2016-01-02 496 Обсуждений (0)
Программа дисциплины и методические рекомендации по ее 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа дисциплины и методические рекомендации по ее

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)