II. Соотношение личности и природы
I. Определение личности, ее свойства. Два подхода к пониманию личности О понятии личности Ушинский рассуждает уже в своих ранних работах — «О камеральном образовании» и «Лекциях в Ярославском лицее». К определению личности педагог приходит через термин «лицо», который имеет свои истоки в римском праве. Ушинский напоминает, что «именно в Риме развилось вполне понятие лица», однако лицом был только римский гражданин. Таким образом, в древнем мире понятия «человек» и «лицо» были отделены друг от друга: «…вся- кое живое лицо было человеком, но не всякий человек был лицом». «Навек слила эти понятия» христианская религия. Здесь автор, очевидно, имеет в виду тот факт, что античное понятие «лицо» (прoсопон), означавшее нечто внешнее, описательное, преходящее — юридическую роль, театральную маску, в богословии IV в.6 было соединено с понятием «ипостась» (ипoстасис). «В языке обыденном это слово (ипостась. — Е. Н.) значило “существование”, но у некоторых стоиков оно приняло значение отдельной субстанции, значение индивидуального», в том числе «человек». Таким образом, произошло отождествление внешнего, описательного понятия «лица» («персоны») и понятия «ипостаси», имеющего «лицо» и «я» Ушинский использует как взаимозаменяемые. Личности принадлежат свободная воля и разум, свободная воля связана с чувством самоудовлетворения, разум — с чувством справедливости (т. е. совестью). Чувство самоудовлетворения Ушинский относит к области действия свободной воли, основываясь на понятиях развившегося в Риме гражданского права. В гражданской сфере человек «преследует свои частные, исключительные, гражданские интересы, которые он стремится выполнить только для себя. Здесь он высказывает только свою волю, достигает только своих выгод, “я” и “мое” — первые слова в этой сфере». Педагог поясняет, что «по самой своей природе человек, как существо со свободною волею, имеет право на такую самостоятельную жизнь, на такое исключительное преследование своих интересов и носит в себе требование и средства самоудовлетворения, как мы назовем чувство, руководящее человеком в этой частной сфере его действий». чувство самоудовлетворения само по себе не является ни злым, ни добрым, хотя и может быть источником и того и другого, что оно «только необходимая основа всякого “я”, без которого оно не будет человеческим». основании анализа правовых понятий и общественных отношений, от которых он перешел в сферу антропологии. Один подход основан на признании существенным свойством личности ее исключительность, другой констатирует не- возможность рассматривать одну личность в обособлении от других; один под- ход предполагает развитие личности через дальнейшее обособление от остальных, другой подчеркивает необходимость общества для полноценного развития личности. Личности свойственна нераздельность, исключительность, свобода, чувство самоудовлетворения, напрямую связанное со свободной волей, и чувство справедливости, укорененное в разуме. Использование применительно к личности термина «чувство» и сближение понятий «дух» и «личность» позволяет характеризовать концепцию личности Ушинского как духовно-эмоциональную уже в ранний период его педагогической деятельности. II. Соотношение личности и природы Чтобы пояснить высказывания Ушинского о соотношении личности и при- роды, необходимо напомнить, что в человеке педагог различал тело, душу и дух (именно это деление стало основой структуры его главного труда — «Педагоги- ческой антропологии»). К душевным явлениям Ушинский относил психические явления, свойственные и человеку, и животным, к духовным — свойственные только человеку (эстетические, нравственные, религиозные, дар идеи, дар слова, вера и др.). В душевных явлениях Ушинский, следуя общечеловеческому делению, признавал явления сознания, чувства и воли. Важные штрихи к понятию личности в педагогике Ушинского, содержатся в незаконченном и написанном в стиле фельетона очерке «Личность». Педагог разбирает всевозможные внешние приметы личности, фигурирующие в документах, показывая, что личность не имеет никаких внешних примет: «Ни рост, ни толстота, ни нос, ни губы, ни глаза, ни платья, ни бороды, ни пучина на голове не составляют личности», «какие приметы ни пиши, личности не обозначишь». В разбираемом очерке Ушинский не дает нам ответа на вопрос: «Что же та- кое личность?», он только умело раскрывает всю сложность проблемы. Сначала на примере телесных примет и имени, потом ― душевных явлений (мыслей и чувств) и возрастных различий педагог показывает, что личность не ограничивается явлениями психики и сознания, поскольку при всех внешних и внутренних изменениях человек остается той же самой личностью. Тем не менее однозначного вывода о том, что Ушинский ясно различал категории «личность» и «природа человека», видел ошибочность сведения личности к явлениям душевной деятельности, сделать нельзя, поскольку в его трудах со- держатся высказывания как за, так и против этого.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |