Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Реформы Петра I и Екатерины II в культуре и образовании. Становление российской науки



2016-01-02 6282 Обсуждений (0)
Глава 4. Реформы Петра I и Екатерины II в культуре и образовании. Становление российской науки 0.00 из 5.00 0 оценок




«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать»

М.В. Ломоносов.

Значение реформ. XVIII столетие в истории русской культуры стало эпохой перемен практически во всех сферах жизни и деятельности общества. Новый этап исторического и культурного развития России связывают с именами двух правителей-реформаторов: Петра I и Екатерины II. Благодаря коренным изменениям в политической, экономической, образовательной сферах и секторе государственного управления стало возможным развитие страны в принципиально новом, до этого немыслимом направлении.

Реформы Петра I имели своим следствием формирование капиталистического строя. После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадского мира (1721) на карте мира появляется Российская империя. Это означало, что распавшееся единство царя, церкви и народа, создававшее неповторимый облик прежней московской цивилизации, теперь соединялось уже на новой, европейской основе. Формой государственного управления отныне становится абсолютная монархия, а сами контакты с Европой носят прочный и постоянный характер.

При этом реформы первого русского императора до сих пор не получили однозначной оценки. Своими преобразованиями Петр круто повернул Россию на Запад, и этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры в целом вызвали споры в среде ученых и мыслителей, начавшиеся еще в XIX веке и продолжающиеся до сих пор. Одни оценивали начавшиеся перемены позитивно, другие же – довольно критически.

Так, П.Я. Чаадаев давал резко отрицательную оценку петровским реформам; по его мнению, Петр I «вырыл пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим». Не менее критичен по отношению к деятельности царя-реформатора был Д. Дидро, полагавший, что слишком поспешной и форсированной европеизацией Петр лишил Россию возможности в будущем успешно осваивать достижения Запада. Ряд авторов видят негативную сторону реформ в нарушении прежней целостности русской культуры, поскольку одна из ее частей – культура высших слоев общества – утратив русскую самобытность, стала чужой для простого народа. Сторонники петровских преобразований (С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин), напротив, считают совместимым процесс европеизации с культурно-историческим развитием России.

Действительно, основной вопрос этой полемики заключается в следующем: в какой степени эпоха реформ означала разрыв с национальными традициями, усвоение западных образцов, чуждых русской культуре? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку петровские реформы имели двойственный характер. С одной стороны, преобразования Петра способствовали экономическому росту России, что отныне позволяло государству оказывать значительное влияние на ход мировой истории. С другой стороны, грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа; именно ему пришлось заплатить самую высокую цену за возможность жить в новом государстве.

В настоящее время в науке преобладает точка зрения, что реформы Петра I не означали радикального разрыва с прошлым, но при этом дали импульс к ускоренному развитию России, что и определило своеобразие петровской эпохи. При этом основной смысл реформ можно определить такими понятиями как секуляризация (обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре) и европеизация.

Области петровского реформирования. Одним из важных преобразований в сфере общественной жизни, повлиявшим на все культурное развитие страны, стал пересмотр системы государственного управления. Вместо прежней Боярской Думы, основанной на принципе наследственного представительства, Петр учреждает Сенат (1711). Критерием отбора в Сенат впервые являлись исключительно деловые качества людей, а не наследственные привилегии. Сенат становится высшим органом по делам законодательства и государственного управления.

Нельзя обойти вниманием и факт замены существовавших ранее приказов двенадцатью коллегиями (министерствами), которые ведали отдельными сферами государственного управления. Произошло деление страны на губернии и уезды, что безусловно способствовало значительной централизации государства и укреплению абсолютной монархии.

Исключительное значение имела также реформа Церкви, в результате которой относительно независимые прежде религия и церковная власть теперь стали подчиняться государству. Институт патриаршества был заменен Духовной коллегией (Священным Синодом), который по сути мало чем отличался от других государственных учреждений.

Коренные преобразования затронули и экономическую сферу. Петр I придерживался политики меркантилизма, что нашло свое выражение в активном освоении промышленного производства и создании огромного количества мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней и каналов. В стране было создано значительное количество ткацких и текстильных предприятий (особенно по производству сукна и шерсти), впервые организуется промышленное производство фарфора, а металл, начиная с 20-х гг. XVIII в., экспортируется за рубеж. К концу петровского правления экспорт русских товаров уже вдвое превышал импорт.

Такой небывалый подъем в экономике вызвал ощутимые изменения в области материальной культуры, в том числе техники и технологий. Так, теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и сконструировал паросиловую установку. Механик И.П. Кулибин изобрел различные механизмы и разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве серп был заменен косой, были созданы конные заводы, успешно развивалось скотоводство.

Достижения экономики и материальной культуры сделали возможным осуществление модернизации армии, которая стала одной из самых мощных в то время. Начинают использоваться ручные гранаты и штык, формируется конная артиллерия. Особой гордостью Петра I в военном деле стало создание первого русского флота.

Существенному пересмотру подверглось образование. Огромной заслугой Петра было то, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Мысль эта внедрялась в сознание людей постепенно и не без определенного противодействия. Так, если сначала образование мыслилось исключительно как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то уже к концу петровского правления необходимость образования широко признавалась почти всеми слоями дворянства.

При этом начиная с первой четверти XVIII века, с одной стороны, получает распространение практика обучения молодых людей за границей, а с другой – создается собственно российская система школьного образования и воспитания. Формируется новая сеть учебных заведений, издаются учебники, осуществляется подготовка преподавателей. Уже в начале XVIII века в России существовали школы трех типов: высшая богословская (славяно-греко-латинская академия), высшая техническая (навигацкая) и общеобразовательная гуманитарная (гимназия Э. Глюка).

К концу петровской эпохи почти во всех крупных городах уже имелись духовная и светская школы. Следует отметить, что основной целью школьного образования считалась подготовка кадров в областях, на данном этапе особо необходимых государству: инженеров, артиллеристов, мореходов, офицеров. Тем самым школа времен Петра мыслилась в первую очередь как профессиональная техническая; при этом общеобразовательное знание давалось лишь в необходимой мере.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 году. Изначально в состав Академии входили преимущественно иностранные ученые, выразившие желание жить и работать в России. Имена многих из них уже тогда получили мировую известность (математики Р. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник К. Паллас). Вскоре в России появились и первые отечественные академики (географ С.П. Крашенинников, натуралист и путешественник И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский, ученый и литератор М.В. Ломоносов и др.). При этом необходимо подчеркнуть, что в отличие от западных академий Петербургская Академия являлась полностью светским государственным учреждением. Именно благодаря мощной поддержке государства, уже в первые десятилетия своего существования в Академии были созданы труды мирового уровня, а сама Академия органично сочетала научно-исследовательское и педагогическое направление деятельности.

В русле развития научного знания лежит также создание в 1714 году первой русской государственной библиотеки (в последующем – библиотека Петербургской Академии наук). Спустя пять лет открылся первый русский музей Кунсткамера, благодаря которому было положено начало сбору исторических документов и естественнонаучных экспонатов. Все это послужило основой для создания других русских музеев (так, экспонаты Кунсткамеры в дальнейшем вошли в состав Эрмитажа и Военно-морского музея).

Глубокие изменения затронули не только отдельные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. В своем стремлении избавиться от старых обычаев и привить новый западноевропейский образ жизни Петр был непреклонен, в результате чего было введено обязательное ношение одежды европейского покроя (в моду входят немецкие кафтаны, а также другая европейская одежда короткого и узкого силуэта), мужчинам высших слоев общества запрещено ношение бороды, а также установлено летосчисление от Рождества Христова и начало Нового года с 1 января. Все эти нововведения порой вызывали бурную реакцию общественности, однако каждый такой шаг Петра преследовал определенную культурную цель – избавление от старых обычаев и нравов и насаждение нового западноевропейского образа жизни.

В этом смысле особенно показательны учрежденные Петром I ассамблеи – новые формы общения людей, введенные царским указом в 1718 году. На них собирались представители придворной знати для отдыха, танцев, непринужденных бесед, игр в шахматы и шашки. На подобных вечерах присутствие женщин было обязательным, что также предписывалось царским указом. Общающимся надлежало знать светские правила этикета и владеть европейскими манерами поведения. Отныне правила хорошего тона представители дворянского сословия осваивали уже в детстве и отрочестве, чему в том числе служила популярная в те времена книга «Юности честное зерцало».

Как видим, большая часть изменений образа жизни затронула преимущественно привилегированные сословия русского общества, значительное место среди которых занимало дворянство. Поэтому можно говорить об особом феномене дворянской культуры петровского и послепетровского времени, обладающим характерными чертами. Так, уже к середине XVIII века существовала система закрытых учебных заведений, где дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни.

От дворянина требовалось определенное знание истории, искусства, культуры – всего того, что формирует широкий кругозор человека. Преподавались такие дисциплины как фехтование и геральдика, призванные воспитывать сословную гордость. В процессе обучения формировалась личность человека, для которой основными понятиями были честь и достоинство. Всестороннее образование и воспитание личности не мыслилось без развития художественных и литературных способностей, в результате чего уже к середине XVIII столетия дворянские кадетские корпуса стали играть роль истинного культурного авангарда.

Появление нового феномена дворянской культуры ярко отразилось в различных видах искусства. При жизни Петра I наиболее значительные преобразования затронули архитектуру и строительство. Особенно ярко они проявились в создании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Новая столица России представляла собой резкий контраст с Москвой, которую в то время часто называли «большой деревней». Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, характерными чертами которого были ансамблевый характер сооружений, строгая планировка улиц, площадей, административных зданий и дворцов. Сам облик Санкт-Петербурга воплощал идею всеобщего порядка абсолютистской империи, нашедшую выражение в новой эстетической концепции – строгой архитектурной дисциплине наряду с отсутствием привычной русской живописности.

Преобразования Петра в культуре и образовании продолжились и после его смерти. Так, по инициативе М.В. Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет. Первоначально он имел только три факультета: философский, медицинский и юридический. Однако вскоре университет стал готовить специалистов практически во всех отраслях знания и стал ведущим образовательным центром России. В 1783 году создается Российская академия наук, первым президентом которой стала княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла значительную роль в развитии отечественной науки. Таким образом, всего за одно столетие, начав почти что с нуля, российская наука смогла достичь мирового уровня.

Эпоха правления Екатерины II: Россия – полноправная участница общеевропейского диалога. Правительницей, продолжившей политику европеизации всей российской культуры, стала Екатерина II. Екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов - это был «золотой век» русского дворянства. В эпоху царствования первой русской императрицы значительно укрепилось международное положение России, усилилось влияние на европейскую политику, расширились южные и западные границы страны. При Екатерине сформировался тип власти, который называется просвещённым абсолютизмом. Его название указывает на широкую образованность императрицы и политику в сфере образования и культуры, направленную на просвещение народа в духе идеалов европейского Просвещения.

Царствование Екатерины II привнесло значительные изменения в общественной жизни. Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья.

В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 году она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян.

После окончания русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. и подавления восстания под предводительством Е. И. Пугачева начался новый этап екатерининских реформ. В 1775 году был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранившееся вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В 1785 году Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты - жалованные грамоты дворянству и городам. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий.

В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I.

В целом стоит отметить, что процесс реформирования великой русской императрицы не был лишен противоречий. К примеру, идея воспитания нового человека была рассчитана на слишком отдаленную перспективу и должна была сопровождаться нравственным совершенствованием всего общества, резким подъемом культурного уровня всего народа. На тот момент это было невозможно хотя бы в силу низкого уровня грамотности основной части населения.

В сфере искусства главным художественным стилем XVIII века становится классицизм. По своей сути русский классицизм был тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд отличительных особенностей: патриотизм, обличительный пафос, наличие в одном художественном направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями русского классицизма в литературе были А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков (создатель первой русской трагедии), Д.И. Фонвизин (комедия «Недоросль»), Г.Р. Державин (автор торжественных од и лирических стихотворений с пейзажными и бытовыми зарисовками).

Русский классицизм в архитектурепредставляли И.Е. Старов, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов создал дом Пашкова, а Казаков – старое здание Московского университета, Сенат в Кремле и здание Первой городской больницы в Москве.

Не менее важную роль в художественной культуре XVIII века сыграл стиль барокко, нашедший свое преимущественное отражение в архитектуре. Так, архитектор Д. Трезини построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. В. Растрелли создал Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Жанр парсуны сменяется портретом(А.М. Матвеев «Автопортрет с женой», И.Н. Никитин «Петр I»). Появляются батальные сцены (И.Н. Никитин «Полтавская битва», «Куликовская битва»), видовые гравюры (братья А.Ф. и И.Ф. Зубовы). В это же время зарождается и успешно развивается скульптура, где также ведущее место занимает портрет (Ф.И. Шубин, Б. Растрелли).

К концу XVIII века заметные изменения наблюдаются также в музыке. Создается новый национальный инструмент – балалайка, получает распространение гитара. Наряду с развитием церковной хоровой музыки появляются новые жанры: военная, камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие представители аристократии обзаводятся собственными домашними оркестрами. В XVIII веке появляется и первый русский театр, создателем которого стал выдающийся актер Ф.Г. Волков.

Неоднозначность реформ Петра I и Екатерины II. Подводя итоги, нельзя не отметить, что коренные преобразования и нововведения XVIII века затронули преимущественно привилегированные слои русского общества. Поскольку низших сословий они почти не коснулись, результатом стало известное разрушение прежнего органического единства русской культуры. Процесс европеизации протекал не без проблем – нередки были случаи, когда в погоне за «образованностью» некоторые представители высших кругов забывали родной язык и культуру, русские традиции и обычаи.

И тем не менее, в XVIII веке Россия достигла впечатляющих итогов историко-культурного развития. Укрепление связей с зарубежными странами содействовало обогащению русской культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Укрепление государственности было тесно связано с формированием единой русской нации. Отныне Россия заняла достойное место среди передовых европейских стран. Тем самым была подготовлена почва для наступления расцвета всей русской культуры, который произошел в XIX столетии и по праву получил название «золотого века».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможна ли однозначная оценка реформ Петра I и почему?

2. Назовите основные направления реформаторской деятельности Петра I.

3. Каковы главные культурные достижения, связанные с петровской эпохой?

4. Охарактеризуйте художественные стили XVIII века на примере конкретных произведений.

5. Каковы основные культурные достижения принадлежат эпохе правления Екатерины II?

 

Литература:

1 Кононенко Б.И. Основы культурологии: курс лекций. – М.: Инфра-М, 2002. – 207 с.

2. Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Азбука, 2014. – 540 c.

4. Русская мысль в век Просвещения. – М.: Наука, 1991. – 278 с.

5. Силичев Д.А. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М: Приор-Издат., 2004. – 350 с.

 

А.В. Кирилова



2016-01-02 6282 Обсуждений (0)
Глава 4. Реформы Петра I и Екатерины II в культуре и образовании. Становление российской науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Реформы Петра I и Екатерины II в культуре и образовании. Становление российской науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)