Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика волевого самоконтроля



2016-01-02 1805 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика волевого самоконтроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Воля - наш главный инструмент в борьбе за самих себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого, а безвольные, как правило, ничего [31].

Обладать волей - значит обладать способностью управлять своим поведением, преодолевать трудности, в достижении поставленной цели [31].

Воля связана с различными сторонами психики: познавательными и эмоциональными. Как нам известно, человек всегда размышляет о предстоящей работе: выясняет цели и задачи, этапы работы, ожидаемый результат и т.д. Все это сопровождается разнообразными эмоциональными переживаниями. В то же время является стимулятором активных действий. Благодаря воле, а так же и самоконтролю, люди создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги и преодолевают трудности в различных жизненных ситуациях [31].

Самоконтроль – это волевое свойство, нужное любому человеку, преподает он в школе либо напротив, обучается [32]. В разных обстановках он выражается в умении избежать раздор, не позволив проявится эмоциональному взрыву [32].

Аристотель ввёл мнение воли как объяснительное, чтобы различать поступки, совершаемые на основании умного решения субъекта, от поступков, вызванных его желаниями, и не сами сообразно себе познания являются предпосылкой умного поведения, а держава, вызывающая действие сообразно интеллекту. Она зарождается в мудрой части души, средством соединения умного решения с хотением, придающим решению побудительную силу, и само хотение обуславливается побудительной силой рвения, а волю Аристотель сводил к управлению, а конкретно:

а) средством интеллекта побудительной силой хотения человека;

б) маршрутом придания исходному материалу побуждения к предмету;

в) средством торможения побуждения, когда интеллект дает подсказку, что необходимо избежать рвения к тому либо другому объекту.

Деяния и поступки, исполняемые сообразно решению самого человека, Аристотель считал случайными. Он считал, что воля не лишь активизирует, однако и избирает произвольные деяния, а еще регулирует их воплощение, а дееспособность человека обладать собой приписывал деянию волевого истока, однако хоть какое волевое перемещение сообразно Аристотелю владеет естественные основания.

Р. Декарт считал, что задачка воли - сражение со страстями, какие появляются под воздействием вещей. Воля может замедлять движения, вызываемые страстью.

Он считал что:

• разум-орудие воли;

• воля помогает руководствоваться определёнными правилами, вытекающими из понятий о добре и зле;

• воля связана с нравственностью. [30]

А.Н. Леонтьев разглядывал формирование случайного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы.

• Воля как долженствование [30].

Этот подход к пониманию воли присущ грузинским психологам. Они рассматривали ее как один из побудительных механизмов, наравне с актуально переживаемой потребностью. Согласно понятию Д.Н. Узнадзе, механизмы воли таковы, что источником деятельности, либо поведения - является не импульс актуальной потребности, а установка на действие (желание) [30].

Ш.Н. Чхарташвили: «Воля призвана работать побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего общественным потребностям, какие приняты субъектом (я обязан).

• Воля как особенная форма психической регуляции

Одним из первых исследователей обративших интерес на волю как необыкновенную форму психической регуляции поведения был М.Я. Басов. Он говорил: «Воля - психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции…» [30].

Власть личности над своими душевными состояниями выделял он лишь при наличии в ее составе единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность постоянно владеет в реальности.

Регулирующую роль воли подмечают А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Ранохин М. Брицихин и другие [23].

• Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и проблем.

• Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.

Е.Д. Хомской под произвольностью высших психических функций понимается способ намеренного управления психическими функциями [30]. Б.В. Зейгарник с соавторами упоминает о «развитии саморегуляции как осмысленного управления собственным поведением» [30].

Трактовка воли встречается и у В. Калина: «Воля - это система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление…» [30].

У В.И. Селиванова находим: «Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий» [30].

• Воля как самоуправление

Воля (или произвольность) - это самоуправление собственным поведением через сознание, которое подразумевает независимость человека не только в принятии решения (пресловутая свобода воли), но так же и в инициации действий, их осуществлении и контроле. В лингвистике присоединение местоименного прилагательного само к тому, либо другому слову владеет вполне определённое словообразовательное значение, которое содержится в обозначении направления действия на такого, кто его осуществляет. Отсюда ключевой сущностью воли является самобытность. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного управления.

В хрестоматии [30] самоконтроль понимается как сознательный контроль, осуществляемый человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, регулирование и планирование своей деятельности.

Самоконтроль позволяет человеку сознательно изменять направление своих мыслей, удерживать себя от нежелательных действий.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека.

Является условием адекватного и психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности.

Многообразие его механизмов подчиняется иерархическому принципу организации. Они, эти механизмы, имеют место от протекания познавательных процессов до выбора мотивов поведения.

Несомненно, также, что самоконтроль является компонентом процессов управления (саморегулирования) систем качественной различной природы, где человек является в высшей степени сложной системой.

Для более наглядного представления о проявлениях самоконтроля рассмотрим деятельность человека-оператора, осуществляющего контроль над техническими средствами.

Самоконтроль включён во все виды психических явлений. Виды классификаций самоконтроля: временной, пластический, скелетный, а еще принцип произвольности самоконтроля.

Во временной принцип вступают: подготовительный, текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля.

В связи с этим различают: зрительный, слуховой, тактильный и др. виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в повседневной жизни человека.

В соответствии с пространственным принципом, регулируемая со-составляющая и лично эталон поступает в действие сличения по каналу различной модальности.

В связи с этим распознают: визуальный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека преобладает самоконтроль, выполняемы через наружные каналы обратной связи, при помощи которых поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в поведенческой практике человека.

В согласовании со структурным принципом, свойственные человеку, многообразие устройств самоконтроля поддается иерархическому принципу организации. Огромный смысл для действенного решения установленных задач перед спецконтингентом владеет важная черта характера человека, помогающая ему осуществлять руководство над самим собой, сохранять умение к осуществлению поступков в затрудненных ситуациях, такая черта, как самообладание.

Если эта черта у человека сильно развита, то он может при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не допустить деструктивного поведения в ситуации, требующей самоорганизованности и самообладания. Главное оглавление этого характеристики сочиняет служба двух психологических устройств: самоконтроля и устранения (воздействия).

Если самоконтроль укрепляет факт рассогласования, то этот итог является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло.

Когда говорится о воле и самоконтроле, подразумевается их взаимное проникновение друг в друга. Поскольку четкого определения волевого самоконтроля не существует, а есть только понятие (волевой контроль).

Наиболее лучшее проявление действия самоконтроля мы наблюдаем в так называемой оценке волевого потенциала человека, в этом случае используют качественную шкалу «сильная-слабая».

Когда говорят, что этот человек отличается сильной волей, подразумевают при этом, что он умеет преодолевать трудности, способен достигать поставленных целей, даже в самых неблагоприятных условиях. И напротив, человека характеризуют как слабовольного, если он предпочитает скорее отказаться от воплощения своих собственных замыслов, чем попытаться найти в себе силы, чтобы наперекор возникшим препятствиям всё-таки достигнуть желаемого.

Однако, представление о том, что сильной воле всегда сопутствует развитый самоконтроль, является на наш взгляд, достаточно упрощенным. На самом деле следует принимать во внимание характер взаимосвязи воли и самоконтроля как свойств личности. Различные степени выраженности этих свойств приводят к разнообразию форм их совместного проявления. Ориентируясь только на полярные значения воли и самоконтроля по той же шкале «силы-слабости» можно привести примеры, иллюстрирующие особенности их сочетания.

Человеку с сильной волей могут быть присущи определенные слабости в сфере самоконтроля, например, эмоционального.

Слабовольный человек может испытывать повышенную потребность в самоконтроле. Это тип осторожного, робкого, нерешительного человека, который с помощью тщательного самоконтроля стремится организовать свою жизнедеятельность таким образом, чтобы свести к минимуму саму возможность встречи с трудными ситуациями, преодоление которых потребовало бы от него волевых усилий.

Итак, в основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению познавательного затруднения и его осуществление в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере.

 

Выводы по главе 1

 

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в поведении. Так же, на развитие агрессивности подростка могут повлиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Проблема агрессии стала в наши дни не только юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической.

Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, которые возникают в результате осознания противоречия между существующими у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.

 



2016-01-02 1805 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика волевого самоконтроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика волевого самоконтроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1805)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)