Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская практика сглаживания доходов и социальной защиты населения



2016-01-05 555 Обсуждений (0)
Российская практика сглаживания доходов и социальной защиты населения 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день система социальной защиты населения имеет серьезное значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры определяют порядок в государстве, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним из таких факторов является обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - система мероприятий, исполняющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная защита, её институты и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан независимо от их статуса и положения в обществе. Она тем самым выполняет важнейшую функцию обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или иным причинам, не являющихся субъектами последних. Отсюда – многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в трудовую деятельность [21].

Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам страны, которые в силу тех или иных причин поставлены в трудное, а иногда особо сложное положение в обществе.

Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно выделить следующие основные её направления: социальное страхование, социальная помощь, обеспечение минимальных социальных гарантий [21].

Обязательное социальное страхование – одна из основных форм социального обеспечения, осуществляемая в соответствии с федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию [21].

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К числу фондов обязательного социального страхования относятся государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации [21].

Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ и формируются в основном за счёт средств работодателей, а также бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов обязательного социального страхования представлено в приложении Б.

Пенсионеры– лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями. В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а так же судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и получающие ежемесячное пожизненное содержание [21].

Средний размер назначенных пенсийопределяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 6).
Таблица 6 – Средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров на 1 января 2011года (рублей) [20].

  Всего в том числе
Трудовой пенсии Накопительной части трудовой пенсии По государственному пенсионному обеспечению
Все пенсионеры 7593,9 7117,5 - 476,4
из них получающие пенсии:        
по старости 8165,8 8043,0 - 122,8
по инвалидности 5136,5 5006,2 - 130,3
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 4819,1 4771,7 - 47,4
пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей 6855,9 2037,8 - 4818,1
федеральные государственные гражданские служащие 10968,6 8952,8 - 2015,8
за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов) 56574,2 1524,2 - 55050,0
летчики-испытатели 51017,9 29658,0 - 21359,9
социальные 4730,5 - - 4730,5

 

Социальная помощь – оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме – денежной и натуральной, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь носит конкретный – адресный или категориальный характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования [21].

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

1)поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;

2)создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

3)снижения уровня социального неравенства;

4)повышения доходов населения.

Общий объём социальных выплат показан в таблице 7 [20].

 

Таблица 7 – Общий объем социальных выплат (по данным баланса денежных доходов и расходов населения)

 

 
Социальные выплаты, млрд. руб. 1755,6 2080,4 2477,7 3333,3 4247,7 5711,3
из них:            
пенсии 1254,6 1438,3 1669,7 2282,3 2825,8 3961,4
пособия 314,9 467,5 639,5 830,0 1167,9 1498,3
стипендии 10,0 11,3 26,4 35,7 39,8 40,8
Удельный вес социальных выплат, процентов:            
в ВВП 8,1 7,7 7,5 8,1 10,9 12,7
в объёме денежных доходов населения 12,7 12,0 11,6 13,2 14,8 17,8
Изменение социальных выплат, в процентах к предыдущему году 110,7 108,0 109,3 117,9 114,1 125,8

 

Обеспечение минимальных социальных гарантий – важное направление социальной защиты – оно качественно отличается от других тем, что оно призвано обеспечить независимо от материального положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения.

Система минимальных гарантий охватывает все основные направления и формы социально-трудовых отношений – от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных размеров конкретных выплат.
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации в соотношении с величиной прожиточного минимума можно посмотреть в таблице 8 [20,21].

 

Таблица 8 - Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации в соотношении с величиной прожиточного минимума (на 1 января 2011 года; в процентах) 1)

 

 
Минимальный размер оплаты труда 22,0 27,5 48,4 78,8 72,7 62,0
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: 21,6 - - - - -
по уходу за первым ребенком - 42,4 38,6 38,6 38,8 35,0
по уходу за вторым и последующими детьми - 84,8 77,2 77,1 77,6 70,1
Минимальный размер пособия по безработице 19,8 18,0 16,4 15,5 14,3 12,2
Минимальный размер стипендии:            
студентов федеральных государственных высших учебных заведений 2) 16,5 15,0 18,9 20,0 20,0 15,7
студентов и учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего специального профессионального образования 2) 5,8 5,3 6,6 7,3 7,3 5,7

1) В расчетах использована величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная Правительством Российской Федерации за I квартал соответствующего года.

2) Обучающихся по очной форме обучения.

 

Для решения вопроса бедности стране и общественным учреждениям просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих недостаточно, нужно еще и инициировать рост представителей среднего класса. Начать решение вопроса бедности в России можно с предоставления условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособному слою населения. Для этого необходимы поддержка малого бизнеса; создание крупных государственных проектов, в которых могут участвовать ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Нельзя забывать и о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что они не могут обеспечить себя самостоятельно, им необходима мощная поддержка государства, оказанная во всевозможных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Была бы нелишней организация рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

В России разработана, утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:

На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы были намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была снижена на 15%.

На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума [21].

 

 

Заключение

В течение многих веков ученые-историки и социологи задумывались над природой отношений между людьми, над проблемой «угнетенных и угнетателей», над справедливостью или несправедливостью неравенства. Стремление к социальному равенству извечно со времени возникновения классов, богатства и бедности. Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.Неравенство передается из поколения в поколения в связи с повторением одних и тех же моделей социального устройства и желанием привилегированной части общества сохранить за собой преимущества.

Основой экономической стратификации, в каком бы значении ни употреблялось данное понятие, выступает дифференциация доходов. Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Не смотря на то, что историю бедности можно проследить, начиная с истории самого общества, в нашем государстве данный феномен стал предметом исследования лишь в современной отечественной социологии в начале 70-90-х годов. Под бедностью в широком смысле слова мы понимаем такое состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп, слоев населения.

В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. Абсолютная бедность – состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни (это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности), или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Субъективная бедность базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Бедность ведёт к самым негативным последствиям как для общества, так и для экономики. Поэтому борьба с ней является первоочередной задачей. Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создавать временные рабочие места. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала. Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции.

В данной работе отражена картина бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показана социальная и нравственная сторона этой проблемы. Исходя из всего вышеизложенного, становится ясно, что только грамотная политика государства может вывести страну на достойный уровень, улучшить социальный климат в обществе, укрепить социальную безопасность и, соответственно, решить проблему бедности и неравенства.

 

 



2016-01-05 555 Обсуждений (0)
Российская практика сглаживания доходов и социальной защиты населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская практика сглаживания доходов и социальной защиты населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)