Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8
ОТВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КЛАСС Задание № 1.Определите количество твёрдых согласных в четверостишии, взятом из стихотворения Вадима Шефнера «Слово»: Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Пусть разменной монетой не служат они, - Золотым эталоном их в сердце храни! Твёрдых согласных звуков - ___________. Ответ: [но слова фс'эм славам в йазык'э у нас йэс'т'// слава/ род'ина/ в'эрнас'т'/свабода и ч'эс'т'// пус'т' разм'энай ман'этай н'и служат он'и/ залатым эталонам их в с'эрцэ хран'и//] Твёрдых согласных звуков - 49. Оценивание: за правильный ответ –5 баллов. Итого: 5 баллов. Задание № 2.Названия каких птиц используются в перечисленных устойчивых сочетаниях? Запишите получившиеся фразеологизмы. а) писать как … лапой; б) как с … вода; в) задать…; г) пустить красного…; д) как … на колу; ) газетная…; ж) надулся, как… з) … в павлиньих перьях. Ответ: а) писать как курица лапой; б) как с гуся вода; в) задать дрозда; г) пустить красного петуха; д) как сорока на колу; е) газетная утка; ж) надулся, как индюк; з) ворона в павлиньих перьях. Оценка:за каждый правильно записанный фразеологизм - по 1 баллу. Итого: 8 баллов. Задание № 3. Разберите слова по составу. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Отметьте их номера. 1) Настигнем, 2) вычеркнутый, 3) прилепляя, 4) посадка, 5) заморгавший, 6) соловушка, 7) складывая, 8) вымытый, 9) вынес, 10) полюблю. Ответ: На-стиг-н-ем (4 морфемы) 2) Вы-черк-ну-т-ый (5 морфем) 3) При-лепл-я-я (4 морфемы) По-сад-к-а (4 морфемы) 5) За-морг-а-вш-ий (5 морфем) 6) Солов-ушк-а (3 морфемы) 7) С-клад-ыва-я (4 морфемы) Вы-мы-т-ый (4 морфемы) Вы-нес-нулевой суффикс-нулевое окончание (4 морфемы) 10) По-любл-ю (3 морфемы) Оценка:за каждое правильно разобранное слово – 1 балл Итого: 10 баллов. Задание № 4.Отметьте номера предложений, в которых верно выделена грамматическая основа. Исправьте ошибки в грамматических основах. 1. Что-тослышится родное в грустной песне ямщика. 2. Этот стреляный воробей себя еще проявит. 3. Настало роковое послезавтра. 4. Япопросилвыслушать меня внимательно. 5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами. 6. Хорошо бежать утром по росе. 7. Каждый из нас мечтал о победе. 8. Явышел освежиться, потому что в комнате было душно. 9. Идти в снегу почти до колен было трудно.
Ответ: 3, 5, 6 1. Что-тослышится родное в грустной песне ямщика. 2. Этот стреляный воробей себя еще проявит. 3. Настало роковое послезавтра. 4. Япопросилвыслушать меня внимательно. 5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами. 6. Хорошо бежать утром по росе. 7. Каждый из нас мечтал о победе. 8. Явышел освежиться, потому что в комнате было душно. 9. Идти в снегу почти до колен было трудно. Оценка:за правильный вариант грамматической основы - 1 балл. За каждый правильный исправленный вариант – 1 балл. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл. Итого: 9 баллов.
Задание № 5. Определите тип предложения.Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения. 1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. 8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов). Ответ: 1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) – односоставное, обобщенно-личное. 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин) - односоставное, определенно-личное. 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский) – двусоставное, полное. 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский) – односоставное, безличное. 5) Что с тобой случилось? – двусоставное, полное. 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов) - двусоставное, полное. 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. – двусоставное, неполное. 8)По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов) - односоставное, неопределенно-личное. Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8. Оценка:за каждый правильный вариант ответа – 2 балла. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл. Итого: 8 баллов. Задание № 6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова. А. Полна коробочка. Б.Полно,хватит горевать – слезами горю не поможешь. В.Эта вещь устроена очень просто. Г.Я не пойду к директору – простоне хочу нарываться на неприятности. Д.Жарко,печка обогрела избу, и было как в бане. Е.Друзья жаркообнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
Ответ: А. Полна коробочка. – Краткое прилагательное Б.Полно,хватит горевать – слезами горю не поможешь. - Междометие В.Эта вещь устроена очень просто. – Наречие Г.Я не пойду к директору – простоне хочу нарываться на неприятности. - Частица Д.Жарко,печка обогрела избу, и было как в бане. – Слово категории состояния Е.Друзья жаркообнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки. - Наречие Оценивание:За каждый правильный ответ – 1 балл Итого: 6 баллов
Задание № 7.Выберите правильную форму управления. Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь). Ответ: 1) Импичмент (кому?) президенту; 2) командующий (чем?) фронтом; 3) плата (за что?) за услуги; 4) оплата (чего?) проезда; 5) отзыв (о чем?) об автореферате; 6) рецензия (на что?) на программу; 7) компетентный (в чем?) в вопросе; 8-9) иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни. Оценивание:за правильный ответ по 1 баллу. Каждая допущенная ошибка - -1 балл. Итого: 9 баллов. Задание № 8. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово: «И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах ... зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.). Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.
Ответ: «И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах ... с двумя штуками» (5 баллов). Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2 (1 балл), а -ма - это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма (1 балл); заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в] в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте – два (3 балла). Оценивание:За правильное прочтение двема штукама - 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ - 1 балл, за определение формы штукама - 1 балл, за фонетический аргумент - 3 балла. Итого: 10 баллов.
Задание № 9. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв. Ответ: Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский). Оценивание:за правильный ответ 3 балла. Итого: 3 балла. Задание № 10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту. И повѣлѣ Олѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою. Задание к тексту: укажите значение слова грѣцѣ в третьем предложении текста.
Ответ: И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. Грѣцѣ –греки. Оценивание: 10 баллов за перевод+2 балла за определение слова. Итого: 12 баллов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |