Методы определения потребности в ресурсах
Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную. При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов. Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов. Наиболее распространен метод прямого счета, основанный на программе выпуска продукции и нормах расхода материалов на единицу выпускаемой продукции. Его называют поиздельным. Расчеты при этом методе производятся по формуле: Р = Ни * Пн, где Р – общая потребность в материале; Ни – норма расхода на изделие; Пн – программа производства данного изделия. Подетальный метод расчета потребности в материальных ресурсах определяется по формуле: Р = Нд * Пд, где Нд – норма расхода; Пд – программа производства детали в плановом периоде. При методе по типовым представителям потребность в материальных ресурсах определяется по формуле: Р = Нтип * Побщ, где Нтип – норма расхода материалов на изготовление типового представителя; Побщ – общая программа производства изделий данной группы. Поиздельный и подетальный методы применяются для определения потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах, входящих в состав выпускаемой продукции. Наибольшее использование эти методы нашли в электроэнергетике, машиностроении и металлообработке. Статистические методы определения потребности в материальных ресурсах основываются на использовании данных о фактическом расходе материальных ресурсов за прошлые периоды с учетом изменения структуры и объемов производства, а также норм расходов ресурсов, обусловленных использованием новой техники и совершенствованием организации производства Потребность в ресурсах определяется при этом по формуле: Рп = Рпр – Кпр * Кп, где Рп, Рпр – плановая потребность и фактический расход материальных ресурсов, соответственно в планируемом и прошлом периодах; Кпр, Кп – коэффициенты динамических изменений соответственно производственной программы и расхода материальных ресурсов. Применяется данный метод преимущественно при значительной номенклатуре ресурсов и относительно небольших расходах. Потребность в оборудовании (по видам) определяют исходя из его производительности и плана производства продукции по видам: Р = (∑Нп * Пп) / (T * Ксм * tсм * Кио * Кин), где п – число видов продукции; Нп – норма времени на изготовление единицы продукции; Пп – программа производства продукции; T – число рабочих дней в плановом периоде; tсм – продолжительность смены; Кио – коэффициент использования оборудования; Кин – коэффициент изменения (повышения или снижения) норм. Потребность материальных ресурсов на образование переходящих запасов рассчитывают исходя из ожидаемого остатка материалов в запасах на начало планового периода по формуле: Оож = Оф + Вож – Рож, где Ож – ожидаемый остаток на конец года; Оф – фактический остаток на первое число месяца, в котором разрабатывался план закупок; Вож – ожидаемые поступления на предприятие за период от даты, на которую определен фактический остаток, до начала планового периода; Рож – ожидаемый расход за тот же период. Баланс закупок предприятия включает потребность в материалах на: · производство продукции (Рп), внедрение новой техники (Рит); · ремонтно-эксплуатационные нужды (Ррэ); · образование задела незавершенного производства (Рнп); · образование переходящих запасов (Рз). Источниками покрытия этой потребности могут быть: · ожидаемые остатки на начало планового периода (Оож); · материалы в незавершенном производстве на начало планового периода (Онп); · мобилизация внутренних ресурсов (Мвн); · приобретение и завоз материалов со стороны (Зс). Таким образом, материальный баланс можно представить в следующем виде: Рп + Рил + Ррэ + Рип + Рз = Оож + Онп + Мвн + Зс.
2.3При выборе стратегии снабжения предприятия материальными ресурсами должны учитываться следующие факторы: 1. Планирование материально-технического обеспечения предприятия 2. Изучение рынка сырья и материалов 3. Определение потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов 4. Определение потребности производственных цехов в материальных ресурсах. 1. Планирование материально-технического обеспечения предприятия Планирование снабжения заключается в составлении планов обеспечения предприятия сырьем и материалами с учетом количества на определенные даты с учетом минимума общих затрат на доставку и хранение. На предприятиях разрабатываются текущие и долгосрочные планы закупок. Процесс долгосрочного планирования промышленного предприятия в условиях рынка включает три стадии. На первой стадии формулируются цели предприятия, собирается информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах. На второй стадии, исходя из целей предприятия на перспективу, определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, доля предприятия на рынке. На третьей стадии разрабатывается стратегия предприятия с учетом полученной информации. Определяется перспективная потребность производства в материальных ресурсах. Текущее планирование материального обеспечения включает в себя исследование рынка сырья и материалов; определение потребности предприятия по номенклатуре потребляемых ресурсов на декаду, месяц, квартал, полугодие и год; составление плана закупок; стоимостный анализ заготовительной сферы. Главная цель текущего материального планирования промышленного предприятия – обеспечение гарантии поставок при низких затратах. 2. Изучение рынка сырья и материалов Изучения рынка сырья и материалов – один из элементов планирования материально-технического обеспечения предприятия. Различают следующие виды материальных ресурсов: сырье – продукция добывающих отраслей; основные материалы – предметы труда, составляющие основное содержание готовой продукции; вспомогательные материалы – предметы труда, играющие вспомогательную роль в производственном процессе; комплектующие детали и покупные полуфабрикаты – предметы труда, входящие в готовую продукцию и требующие дополнительной обработки на данном предприятии и затрат на обработку. Условием успешного материального обеспечения предприятия является наличие полной информации о рынке сырья и материалов. Изучение рынка предполагает сбор, обработку, анализ и оценку следующей информации: предложение материальных ресурсов на рынке потенциальных поставщиков; ассортимент предложения; цены предложения; транспортные условия. При изучении предложения сырья и материалов предприятие должно дать количественную оценку предложения необходимых ему ресурсов на рынке. Объем предложения – это количество товаров, которое поставщик желает продать потребителю при данных условиях в единицу времени. Анализ ассортимента сырья, материалов и комплектующих на рынке включает в себя поиск новых видов продукции и их характеристику. Развитие рынка сырья и материалов связи научно-техническим прогрессом, который может повлечь за собой коренные изменения существующего ассортимента готовой продукции предприятия. Закупочные цены подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные, а также свободные рыночные цены и регулируемые государством. Анализ транспортных условий включает в себя: стоимость перевозки; стоимость погрузочно-разгрузочных работ; базисные условия поставки; цена предложения единицы сырья или материала с учетом расходов на доставку. При анализе отдельного поставщика изучается информация о состоянии портфеля заказов поставщика (стоимость всех заказов за определенное время). Информация о снижении портфеля заказов у поставщика может быть использована потребителем для получения льготных условий поставок, расчетов и получения скидок. В результате исследования рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, то есть решается вопрос, будет ли предприятие закупать некоторые комплектующие, либо производить самостоятельно. Выработка стратегии снабжения осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа, в основе которого лежат идеи расчета издержек по укрупненным частям, и составляющие основу директ-костинга. Директ-костинг – это вид расчета издержек на производство и реализацию продукции по укрупненным частям, в центре, которого находится различие между постоянными и переменными издержками. [6, c.205].
2.3 Определение потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов Определение потребности в материальных ресурсах – составная часть планирования и является важным фактором, влияющим на результаты его деятельности. На предприятиях закупаются ресурсы для производства продукции, на ремонт и эксплуатацию оборудования. Для определения потребности в материальных ресурсах используются нормативный и статистический методы. Нормативный метод основан на нормах расхода и программе выпуска продукции. При нормативном методе используются следующие исходные данные: программа производства изделий, которая формируется путем исследования товарного рынка; нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции. Использование нормативного метода требует интеграции производства, сбыта и снабжения. При этом производиться должно только то, что нужно покупателю, а заказываться поставщикам должны только те ресурсы, которые необходимы для предприятия. [7, c.94]. При стабильном потреблении ресурсов целесообразно использовать метод статистического прогнозирования. Главным для этого метода является определение потребности будущего периода на основе показателей прошедшего времени. Практическое использование этого метода должно обязательно дополняться опытными оценками специалистов отдела снабжения. После определения потребности в материальных ресурсах разрабатывается план закупок. Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов. Составить план закупок означает определить объем закупок на определенный период, а также вид закупок. При определении объема закупок учитывают потребность предприятия в ресурсе определенного вида за конкретный период, а также остатки материалов за прошедшие периоды и заказанные ресурсы, находящиеся в пути. При этом определяют целесообразность содержания запаса в виде сопоставления положительных и отрицательных сторон создания запасов на предприятии. В зависимости от объема закупок ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Различают следующие виды закупок: напрямую у изготовителя; оптовые закупки через посредника или биржу; закупки мелкими партиями в магазинах розничной торговли; закупки через торги. Для каждого вида сырья и материалов может быть выбран определенный вид закупки, или сочетание их видов. Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия, который включает в себя: бюджет закупок; бюджет содержания запасов; бюджет общих затрат. В процессе планирования материального обеспечения предприятия в целях сокращения затрат должен осуществляться стоимостной анализ, результаты которого используются в процессе согласования плана закупок со сметой затрат на производство. В смете затрат на производство определяются все затраты на выполнение производственной программы, однако материальные затраты составляют наибольшую долю, в некоторых отраслях промышленности они могут достигать 80 – 90% общей суммы всех затрат. Поэтому важно оптимизировать затраты на закупку и хранение материальных ресурсов. Из затрат на материальные ресурсы, входящих в себестоимость продукции, исключается стоимость используемых возвратных отходов, к которым относят остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе производства и утративших полностью или частично свои потребительские качества. При формировании ценовой политики предприятия наибольшее распространение получили два метода. В основе первого метода лежит принцип средние издержки плюс прибыль, в основе второго – получение желаемой прибыли. [11, c.35]. Для достижения уровня цены закупки, установленной экономическим отделом предприятия, в отделе снабжения осуществляется стоимостной анализ. Для проведения стоимостного анализа в отделе снабжения предприятия должны быть специалисты по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и материалов. Основными задачами этих специалистов являются снижение затрат на материальные ресурсы, повышение их качества благодаря смене поставщиков, замены материалов альтернативными, концентрации объема закупок. Проведение стоимостного анализа предполагает сотрудничество с другими отделами предприятия. 4. Определение потребности производственных цехов в материальных ресурсах Обеспечение цехов материальными ресурсами – это заключительная часть снабжения производства. Основные задачи обеспечения производственных цехов следующие: полное, своевременное и комплектное удовлетворение потребности в материалах каждого цеха, участка и рабочего места; обеспечение производства материалами в наиболее подготовленном к производственному потреблению виде; осуществление регулярного контроля за отпуском и расходом материалов в производстве. Чтобы выполнить указанные задачи необходимо правильно определить потребность каждого цеха в материальных ресурсах. При этом используются две модели распределения сырья и материалов по производственным участкам – толкающая и тянущая модель. При реализации толкающей модели распределение материалов по участкам осуществляется из центрального пункта управления. При использовании тянущей модели центральный пункт управления не вмешивается в распределение, а потребность в материалах уточняется каждым участком самостоятельно. [7, c.48].
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9712)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |