Психологическая характеристика волевого самоконтроля
Самоконтроль –это волевое качество, необходимое каждому человеку, преподает он в школе или наоборот, учится. Самоконтроль поведения в различных ситуациях выражается в умении избежать ссору, не позволив проявится эмоциональному взрыву. Аристотель ввёл понятие воли как объяснительное, дабы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта, от поступков, вызванных его желаниями, и не сaми по себе знания являются причиной разумного поведения, а сила, вызывающая действие согласно разуму. Она - сила зарождается в разумной части души посредством соединения разумного решения с желанием, придающим решению побудительную силу, и само желание обуславливается побудительной силой стремления, а волю Аристотель сводил к управлению, а именно: а) посредством разума побудительной силой желания человека; б) либо путём придания исходному желанию дополнительного побуждения к предмету; в) посредством торможения побуждения, кoгда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту. Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель считал произвольными. Он cчитал, что воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление, а способность человека владеть собой приписывал действию волевого начала, но любое волевое движение по Аристотелю имеет природные основания. Рене Декарт [30] считал, что задача воли - борьба со страстями, которые возникают под влиянием вещей. Воля может тормозить движения, вызываемые страстью. Он считал что: · разум-орудие воли; · воля помогает следовать определённым правилам, вытекающим из понятий о добре и зле; · воля связана с нравственностью. Так А.Н. Леонтьев [30] рассматривал развитие произвольного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы. · Воля как долженствование Этот подход к пониманию воли присущ грузинским психологам. Они рассматривали её как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью. По мнению Д.Н. Узнадзе [30], механизмы воли таковы, что источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а установка на действие (намерение). Ш.Н. Чхарташвили: «Воля призвана служить побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом (я должен). · Воля как особая форма психической регуляции Одним из первых исследователей обративших внимание на волю как особую форму психической регуляции поведения был М.Я. Басов [30]. Он говорил: «Воля - психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции…» Власть личности над своими душевными состояниями отмечал он только при наличии в составе её душевного единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. Имя его - воля» Регулирующую роль воли отмечают также А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Ранохин М. Брицихин [23] и др. · Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей. К.Н. Корнилов [30]: «О воле человека судят, прежде всего, по тому, насколько он способен справляться с трудностями». И.П. Павлов [30]: «Рефлекс свободы - это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом». · Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека. Е.Д. Хомская [30] пишет: Под произвольностью высших психических функций понимается возможность сознательного управления психическими функциями, а Б.В. Зейгарник [30] с соавторами упоминают о «развитии саморегуляции как осознанного управления своим поведением». Понимание воли можно встретить и у В. Калина [30]: «Воля - это система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление…». У В.И. Селиванова [30] находим: «Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий». · Воля как самоуправление Воля (или произвольность) - это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (пресловутая» свобода воли), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. В лингвистике прибавление местоименного прилагательного само к тому или иному слову имеет вполне определённое словообразовательное значение, смысл которого заключается в обозначении направленности действия на того, кто его производит. Отсюда главной сущностью воли является самость. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного. И именно её имел в виду Аристотель, когда говорил о произвольной регуляции. Самоконтроль включён во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную, военную и др. Существует три важных компонента самоконтроля: · Мотивационный; · Процессуальный; · Волевой. Виды классификаций самоконтроля: временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля. Во временной принцип входят: предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля. В соответствии с пространственным принципом контролируемая составляющая и сам эталон поступает в операцию сличения по каналам разной модальности. В связи с этим различают: зрительный, слуховой, тактильный и др. виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в поведенческой практике человека. В соответствии со структурным принципом присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля подчиняется иерархическому принципу организации и т.д. и т.п. Самоконтроль в экстремальных условиях Большое значение для эффективного решения поставленных задач перед спецконтингентом имеет очень важная черта характера человека, помогающая ему управлять самим собой, собственным поведением, сохранять способность к выполнению действий в затрудненных условиях, такая черта как самообладание. Если эта черта у человека сильно развита, то он может при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не допустить деструктивного поведения в ситуации, требующей самоорганизованности и самообладания. Основное содержание этого свойства составляет работа двух психологических механизмов: самоконтроля и коррекции (воздействия). С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с обычным фоновым состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задает себе контрольные вопросы типа: не выгляжу ли я сейчас взволнованным; не слишком ли я жестикулирую; не говорю ли я излишне тихо, или наоборот, громко, слишком быстро, сбивчиво и т.п. Если самоконтроль фиксирует факт рассогласования, то этот результат является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло.
ВЫВОДЫ К 1 КГЛАВЕ Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в поведении. Так же, на развитие агрессивности подростка могут повлиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Проблема агрессии стала в наши дни не только юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической. Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, которые возникают в результате осознания противоречия между существующими у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |