Потребительский рынок - это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями - с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг. Потребительский рынок, его функционирование, определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу производства и реализации потребительских товаров, социально-экономического обеспечения жизнедеятельности отдельных социальных групп и слоев населения конкретной территории.Потребительский рынок представляет собой одну из самых важных областей рыночной экономики, являясь индикатором уровня социального развития общества, поскольку здесь непосредственно пересекаются экономические и социальные составляющие народного хозяйства.
Потребительский рынок — рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления. Он включает в себя магазины розничной торговли, предприятия общественного питания, розничные рынки.
Потребительский рынок — значимая сфера экономической деятельности, где выявляются и устанавливаются общественно необходимые затраты труда на производство товара, реализуется конечная продукция. Эта сфера связывает потребителя с продуктами и товарами, без которых невозможны ни поддержание его жизнедеятельности, ни удовлетворение запросов и интересов. О значимости потребительского рынка свидетельствует, например, тот факт, что его расширение традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения. На наш взгляд, успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении гражданам возможности использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ и услуг.
Само понятие «потребительский рынок» уже давно вошло в юридическую и экономическую лексику. В трудах ученых-правоведов в данной области поднимаются следующие вопросы:
— сложность механизма потребительского рынка Российской Федерации;
— социально-экономическая значимость потребительского рынка в условиях рыночного хозяйствования;
— определение термина, т. е. понятия «потребительский рынок».
Термин «потребительский рынок» в первую очередь связан с законодательным закреплением в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о
защите прав потребителей) нового субъекта рассматриваемой области правоотношений — потребителя. В данном случае необходимо, на наш взгляд, обратиться к самому понятию «потребитель», представленному законодателем в преамбуле (вводной части) Закона о защите прав потребителей.
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сразу следует оговорить особые полномочия государственных органов в правовом регулировании отношений в области защиты прав потребителей. Согласно п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей «отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о защите прав потребителей Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы, направленные на защиту прав потребителей. Тем самым законодатель сужает сферу
издания правовых актов определенными субъектами и исключает дублирование нормативных актов в области защиты прав потребителей.
Изучив работы, посвященные рассматриваемой проблеме, мы можем констатировать, что некоторые авторы рассматривают понятие «потребительский рынок» как административно-правовое регулирование потребительского рынка; при этом понятия преломляются и анализируются через призму административно-правового регулирования и функционирования рынка. У других авторов понятие «потребительский рынок» ассоциируется с понятием «потребитель», которое представлено законодателем в Законе о защите прав потребителей. Авторы считают, что сам потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг.
Правовед Н.Н. Таскаев, анализируя данную проблему, под потребительским рынком понимает область деятельности, связанную с реализацией товаров (услуг), заказов, с исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Правовед В.Н. Ульянова более широко трактует вопрос, утверждая, что потребительский рынок — это совокупность отношений по продаже товаров, производству и оказанию услуг и работ, а также по исполнению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, т. е. правил торговли и оказания услуг.
Итак, для того, чтобы осознать, оценить и правильно понять значимость такого понятия, как «потребительский рынок», а затем дать его четкое и однозначное определение, необходимо рассмотреть в обобщенном виде такие понятия, как «потребление», «потребности», «потребительский рынок» и просто «рынок», а также «потребительское право», о котором все чаще говорят современные правоведы.
Следует рассмотреть и этимологию слов потребитель и рынок. Что такое потребление? Это использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное. В зависимости от вида потребляемых благ различаются потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг.
По способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным и коллективным. Потребление органически связано с производством, распределением и обменом.
Производство осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь потребление активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. В контексте привязки различных видов потребления к определению потребительского рынка это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также привязки к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг. Перейдем к понятию рынка. В общем виде — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Если говорить более обобщенно, то рынок представляет собой сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Говоря о потребительском праве, мы можем характеризовать его как самостоятельную отрасль права в Российской Федерации, которая возникла в начале 1990-х годов. Потребительское право — это комплексная отрасль, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.
Подводя итоги, можно сказать, что потребительский рынок — это общественно-правовые отношения, возникающие между государством, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг.
1.3Общая характеристика покупателей
Характеристика покупателей - определение отличительных качеств и свойств покупателя. Охарактеризовать покупателя или группу покупателей можно по множеству признаков, свойств и качеств – от личностных и психологических, до географических и социальных. К примеру, покупатель характеризуется с точки зрения его кредитоспособности, понятие которой включает в себя дополнительные его характеристики по ряду других признаков. Здесь имеет значение, в каждом отдельном случае, наличие установленных признаков у того или иного покупателя или группы, при этом все случаи определения индивидуальны. Характеристика покупателя используется в социологических исследованиях, с целью объединения их в группы по характерным признакам – социальной принадлежности, образованию, возрасту, полу, семейному положению, географическим и демографическим показателям, при этом в оценке могут использоваться нормативный, статистический, балльный, экспертный и другие методы.
Жители территории могут быть представлены с двух точек зрения. С одной стороны, жители являются одним из ресурсов территории, с другой стороны жители являются основными потребителями всех других ресурсов территории и общественных благ территории. В общем смысле потреблять – это использовать, расходовать что-либо для удовлетворения своих потребностей. Потребление – это получение и использование чего-либо, например, продуктов (услуг, идей) с целью удовлетворения человеком своих нужд, желаний. Процесс потребления предполагает осуществление определенного выбора с точки зрения значимости, первостепенности своих нужд и желаний. Потребление это не просто получение чего-то, но это еще и определенная целеустремленная деятельность, поиск, сравнение, выбор. В этом смысле потребление как процесс принятия решений приближается к отысканию лучшего, необходимости пытливого поиска, что соответствует выражению «ищите да обрящете». Потребление – это скорее обретение (активная деятельность самого человека по поиску и получению) чего-либо. Только потребитель может оценить, насколько он удовлетворен или неудовлетворен. Максимально лучшее удовлетворение нужд и желаний потребителя определяет его предпочтение в пользу того или иного товара (услуги, идеи). Жители территории являются конечными пользователями ресурсов и общественных благ данной территории. Анализ нужд, желаний и ожиданий жителей территории, признание за ними права выбора и защиты их прав, стремление максимально удовлетворить их потребности (нужды, желания, ожидания), и стимулировать потребительское предпочтение должны лежать в основе современной теории и практики территориального управления. Следует изучать поведение потребителей, стараться прогнозировать и по возможности влиять на поведение потребителей.
На поведение потребителей влияют разные факторы:
1. Индивидуальные различия, которые зависят от индивидуальных возможностей, знания, отношения, мотивация и заинтересованности, личности, ценностей, образа жизни.
2. Факторы воздействия внешней среды: культура, социальное положение, личное влияние, семья, ситуация; психологические процессы.
3. Психологические процессы: обработка информации, обучение, изменение отношения и поведение.
Знание и правильное использование данных факторов, влияющих на поведение потребителя, позволяет достичь большого по эффективности воздействия на человека с целью сформировать определенное отношение и повлиять на поведение человека при выборе территории как места проживания, посещения, осуществления бизнеса.