Основные направления повышения экологической культуры производства в целях экологизации экономического роста в России
К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся: - преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; - низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; - резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; - высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; - низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов; - последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения; - низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны. Эти факторы должны учитываться при проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы: - сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества; - обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; - обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения. Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах: - устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы; - приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов; - справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним; - предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий; - отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды; - природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды; - открытость экологической информации; - участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основные проблемы в сфере деятельности по формированию экологической культуры. Становление человеческого общества стало возможным благодаря умению человека использовать с помощью орудий труда повышенное по сравнению с естественным состоянием количество различных ресурсов окружающей среды. Хотя отдельные локальные экологические кризисы, связанные с разрушением природных систем, происходили и ранее, в целом они позволяли человеческому обществу поступательно развиваться. Ситуация изменилась в современную эпоху, когда помимо истощения непосредственно используемых природных ресурсов встал вопрос о нарушениях глобальных биосферных обратных связей, которые позволяли биосфере достаточно эффективно регулировать параметры окружающей среды в пределах относительно оптимальных для развития высокоразвитых форм жизни на Земле. Возникновение и развитие культуры как способа внегенетической передачи информации тесно связано с процессом становления человеческого общества, и поэтому культура в значительной мере ответственна за возникновение экологических проблем. Без серьезных изменений в сфере культуры решение как глобальных, так и региональных экологических проблем невозможно. Процесс экологизации культуры возможен по двум направлениям. Первое направление связано с индивидуальным образованием, воспитанием и другими формами воздействия на членов общества как личностей. Второе направление связано с необходимостью изменять в той или иной степени все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную. В рамках первого направления наиболее проработанным элементом является существующая система дошкольного, школьного и Ведется определенная работа и по экологическому образованию в системе послевузовского профессионального образования. Наиболее актуальной здесь является необходимость повышения качества обучения при повышении квалификации и переподготовке кадров, непосредственно работающих в системе экологического образования: в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях. В целом необходимо отметить, что имеющиеся достижения в области экологического образования обучающихся пока еще не привели к созданию целостных систем даже в отдельных образовательных учреждениях, тем более такая системность отсутствует между учреждениями различного уровня. Объясняется это рядом объективных причин: - не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на различных этапах дошкольного, школьного и профессионального образования; - нет тесных связей между учреждениями, реализующими содержание экологического образования; - не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, в том числе отсутствует общая теоретическая концепция формирования экологической культуры. Кроме системы образования, экологическое образование должно вестись по многим другим направлениям, и одно из них – семейное образование и воспитание. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадения ценностей семьи и школы. Низкий уровень экологической культуры родителей значительно снижает эффективность дошкольного и школьного экологического образования и воспитания. Необходимо создание условий и предпосылок для экологического самообразования, которое может осуществляться в любом возрасте. Более важную роль в экологическом образовании и воспитании могут играть общественные и другие организации, не входящие в состав системы образования. На сегодняшний день слабо развит процесс экологизации культуры быта и досуга. Практически отсутствует пропаганда продуктов питания, предметов быта, бытовой техники, при производстве которых учитывались экологические требования. Освещение проблем экологии в средствах массовой коммуникации не всегда адекватно существующей ситуации и не соответствует своей значимости в современных условиях. Недостаточно средства массовой коммуникации используются и в образовательном процессе для разъяснения основ функционирования окружающего мира. Параллельно с деятельностью по формированию экологической культуры отдельного человека необходимо вести работу и по изменению культурных норм общества в целом, в том числе в экономической, социальной, политической и духовной сферах. В рамках реализации Концепции необходимо на каждую сферу общества оказывать целевое воздействие, направленное на повышение ее экологической культуры. Межведомственный характер деятельности по повышению экологической культуры населения приводит к тому, что одной из серьезных проблем является создание эффективной системы управления этим процессом. Заключение В заключение исследования теоретических и методологических вопросов повышения экологической культуры в качестве одного из ведущих факторов экономического роста и связанных с этим экономических отношений позволило сформулировать следующие выводы. 1. В связи с усилением негативного влияния расширенного воспроизводства на окружающую природную можно выделить среди качеств экономического роста его экологическую устойчивость, характеризующую гармоничное, согласованное взаимодействие экономики с природой, не противоречащее принципам их взаимной безопасности. 2. Под экологизацией экономического роста необходимо понимать осуществляемый благодаря целенаправленному проведению мер управленческого и технологического характера длительный процесс такого изменения характера общественного воспроизводства, при котором его расширение не подрывает природную основу экономики как системы удовлетворения потребностей настоящих и будущих поколений людей. 3. В ходе исследования факторов экологизации экономического роста, определяющих направление и ход данного процесса, определен доминантный статус экологической культуры. Подход к ней как к феномену, отражающему материальные и духовные ценности и общественные институты, так или иначе определяющие характер взаимодействия общества с природой, позволил увидеть экологическую культуру в роли интегрального фактора, своего рода «фактора факторов» экологизации экономического роста. 4. Путем корректировки на величину относительного изменения объема образовавшихся нетоварных отходов, вредных выбросов и сбросов можно определять экологизированный валовый внутренний продукт. Взятый в динамике этот показатель может быть использован для характеристики качества экономического роста и как показатель повышения или понижения уровня экологической культуры. 5. Выбор пути повышения экологической культуры требует, с одной стороны, оценки ее состояния, а, с другой, - определения степени экологизации производства, фактором которого является культура. Оценка экологизации практически возможна. Что касается экологической культуры производства, то такая оценка затруднена. Однако наличие непосредственной связи между экологической культурой производства и степенью его экологизации позволяет по состоянию экологизации производства судить об уровне экологической культуры. 6. Исходя из указанных целей, для каждого уровня эколого-экономических взаимодействий использованы показатели, которые наилучшим образом способствуют решению поставленных задач и, кроме того, удовлетворяют необходимым требованиям. При проведении процедуры оценки было определено, что по уровню экологизации производства лидируют такие страны как Франция и Япония. Россия с рейтинговой оценкой - 560,4 балла занимает среди стран анализируемой совокупности - девятое место. Однако по показателям «состояния» (качества природной среды, формируемого под воздействием антропогенной, преимущественно производственной деятельности) полученный результат существенно выше - 45, 6 баллов, что соответствует пятому месту в рейтинге. Для большинства рассчитанных показателей установлены эталонные значения, соответствующие достижению высокого уровня экологизации экономического роста, решения основных экологических проблем. Проведенная оценка уровня экологизации производства показала, что общий уровень экологизации производства в России низкий, так как по большинству показателей полученное фактическое значение в 3—5 раз ниже требуемых. 7. Экологизация производства требует разработки и реализации специальных программ и инвестиционных проектов. В этой связи внесены коррективы в традиционно используемые показатели эффективности программ и инвестиционных проектов с целью из применения для оценки результативности мероприятий, направленных на повышение уровня экологической культуры производства. Для усиления привлекательности таких проектов предложено к ожидаемому потоку доходов добавлять сумму основных экономических выгод, получаемых в связи с осуществлением таких проектов в виде конкурентных преимуществ, снижения экологических рисков, повышения кредитного статуса и ряда других. Реализация разработанных в курсовой работе теоретических, методических и практических рекомендаций позволяет повысить уровень экологической культуры и на этой основе усилить экологическую устойчивость экономического роста.
Литература 1. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7-ФЗ. 2. Об экологической культуре. Проект федерального закона № 90060 840-3, вынесен депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, В.Д.Кадочниковым, P.C. Бакиевым, А.Н. Грешневиковым, Р.И. Нигматулиным, В.В. Оленьевым, А.Н. Томовым 13.07.2000 г. 3. Об отходах производства и потребления. Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ. 4. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. — М.: Институт экономика РАН, 2002. 228с. 5. Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М.: Юрист, 2002. - 190с. 6. Байдюк И.Ф. Культура производства и личность. М.: Знание. 1990. - 21с. 7. Бронштейн A.M., Литвин В.А., И.И. Русин. Экологизация экономики: методы регионального управления. М.: Наука, 1990. — 120с. 8. Васильева Е.В., Макеева Т.В. М.: Юрайт, 2009. — 192 с. 9. Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы - М.: Мысль, 1982. 72с. 10. Гэлбрейт Дж. К. Капитализм, социализм, сосуществование. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. 198с. 11. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. - 173с 12. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: В лада Дар, 1993.-310с. 13. Губайдуллина Т.Н. Устойчивое развитие эколого-экономической системы: вопросы теории и методологии. Казань: Изд-во КГУ, 2000. - 176с. 14. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: - М., 1992. – 984с. 15. Монтатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 томах. Т.1. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1998. - 208с. 16. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988. - 268с. 17. Сен А. Об этике и экономке. М.: Наука, 1996. - 127с. 18. Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997. — 330с. 19. Яндыганов Я.Я. Управление природопользованием в регионе: (Теория, методы, практика). Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 1999. - 236с. [1] Васильева Е.В. Экономическая теория 2 Макконнелл К., Брю С. Экономикс
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1643)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |