Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция Николая Яковлевича Данилевского



2016-01-02 914 Обсуждений (0)
Концепция Николая Яковлевича Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Биолог по образованию. Участвовал в кружке Петрашевского. Позже стал одним из представителей позднего славянофильства. Автор книги "Россия и Европа". Основатель цивилизационного подхода в теории (теория культурно-исторических типов).

Каков был ход его мысли? В своей книге он очень мало внимания уделяет собстенно культурно-историческим типам. Большую часть занимает описание различных военных конфликтов (подобных Шлезвиг-Гольштейнскому). Подобные конфликты описываются, чтобы показать, какая Европа плохая. При описании России настроение меняется: Россия – это хорошо (у нас нет корысти, мы ведём только освободительные войны или же к нам присоединяются добровольно). Ставит вопрос о политике двойных стандартов, "готтентотская мораль". "Откуда же это мерение разными мерами и вешание разными весами, когда дело идет о России и о других европейских государств?". В 1864 г. Австрия и Пруссия напали на Данию без особого права и при полном попустительстве правительств европейских государств, НО в 1854 г. Россия потребовала от Турции необходимого протектората над православными народами Турции, началась Крымская война, в которой против России были не только правительства Европы, но и общественное мнение.

Но в этот момент он задаётся вопросом: если мы такие замечательные, тогда почему же Европа нас не любит??? И он нашёл ответ: мы не понимаем друг друга! А происходит это от того, что мы разные! А если мы разные, то и единой истории нет.

Из этого и родилась теория культурно-исторических типов.

Пытался применить к изучению истории естественно-научные основания (он же ботаник был) - "Понятие о естественной системе... не составляет какой-либо особой принадлежности ботаники и зоологии, а есть общее достояние всех наук, необходимое условие их совершенствования"

"Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях".

История развивается как жизнь нескольких культурно исторических типов, каждый из которых "развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были представлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу".

"Прогресс не составляет исключительной привилегии Запада и Европы, а застой – исключительно клейма Востока или Азии; тот и другой суть только характеристические признаки того возраста, в котором находится народ"

Законы существования культурно-исторических типов:

1) Общий язык

2) Политическая независимость

3) Непреемственность пути. Каждый разрабатывает свой путь – КИТы не взаимодействуют, нельзя на один КИТ переложить культурно-исторические начала другого – но отсюда вытекает теория изоляционизма, а это не есть хорошо.

4) Свободное существование нескольких народов разной этнографической принадлежности в форме независимой федерации, или конфедерации

5) Ход развития культурно-исторического типа схож с жизнь растений и переживает те же стадии: рост, цветение, плодоношение, смерть.

Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный, "этнографический" период; примерно 400 лет - становление государственности, а 50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения.

 

Выделил 10 культурно-исторических типов (древнеегипетский, китайский, ассиро-хетско-финикийский, халдейский или древне-семитический, индийский, иранский, еврейский (религия), древнегреческий (искусство), древнеримский (политика, юриспруденция), ново-семитический или арабский, западноевропейский)+ 2 дополнительных (майя, ацтеки). Помимо этих типов, подобных планетам, есть еще и кометы, появляющиеся время от времени и потом надолго исчезающие – гунны, монголы, турки, а также есть космическая материя, вроде падающих звезд – племена без всякой роли (финские).

Культурно-исторические типы опираются на 4 основы – политика, общественно-социально-экономическая жизнь, культура, религия (но!!! 4-х критериев мало для выделения отдельной цивилизации). Только славянский тип имеет все 4 основания (он четырёх-основный), остальные - только 1 или 2, отсюда преимущество славянского типа, его перспективность. Следует отметить идеализацию и упрощение допущенные Данилевским.

Панславизм – "Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгара (желал бы прибавить и поляка), - после Бога и его святой Церкви, - идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага".

Данилевский считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия как мощная государственность, не подвергшаяся онемечиванию и отуречиванию. Но все славяне сохранят при этом свое национальное своеобразие, политическую и культурную независимость: "цель федерации не есть поглощение славян Россиею". Политическим центром будет Византия-Константинополь-Стамбул, "пророчески именуемый славянами Царьградом".

Но славянские народы заражены европейской болезнью… "После Петра наступили царствования, в которых правящие государством лица относились к России уже не с двойственным характером ненависти и олюбви, а с одною лишь ненавистью, с одним презрением, которым так богато одарены немцы ко всему славянскому, в особенности ко всему русскому". Выделяет три формы европейничанья: искажение быта (выражается в искусствах, у которых отняты самобытные источники творчества, а также в промышленности, которая вынуждена производить предметы потребления на иностранный лад), заимствование учреждений (происходит рост бюрократии), взгляд на внутренние и внешние дела с европейской точки зрения (появление различных "измов" – аристократизм, демократизм, конституциализм, нигилизм ("весьма частные проявления европейничанья…гораздо опаснейшее из всех есть наше балансирование перед общественным мнением Европы. Такое отношение не может не лишить нас всякой свободы мысли, всякой самостоятельности").

"Оскудение духа может излечиться только поднятием и возбуждением духа… для избавления от духовного плена и рабства надобен тесный союз со всеми пленными и порабощенными братьями, необходима борьба, которая, сорвав все личины, поставила бы врагов лицом к лицу, и заставила бы возненавидеть идолослужение и поклонение своим открыто объявленным врагам и противникам"

"возможна и необходима борьба Славянства с Европой, - борьба, которая…займет собой целый исторический период".



2016-01-02 914 Обсуждений (0)
Концепция Николая Яковлевича Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция Николая Яковлевича Данилевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)