Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип функционального соответствия



2016-01-05 504 Обсуждений (0)
Принцип функционального соответствия 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра «Эргономика и информационно-

Измерительные системы»

 

Курсовая работа

По дисциплине:

«Эргономика в проектировании систем отображения информации в человеко-компьютерном взаимодействии»

По теме:

«Правила цветового кодирования при создании СОИ »

 

Студент: Ковалев И.С

Группа: 3ЭРГ-5ДС-166

Преподаватель: Журавлева О.А

 

Москва 2012

Начиная с XVII в., после открытия Ньютоном спектра солнечного света, цвет и свет становятся предметом научного изучения. Теория Ньютона противоречила представлениям и взглядам того времени. Одним из самых непримиримых ее противников был И.В. Гёте, который все явления, связанные с цветом, рассматривал лишь с позиций физиологического и психологического воздействия цвета на человека. Возражения Гёте были ошибочны, однако его труды по теории цветов представляют некоторый интерес, главным образом в области психологии зрения.

В частности, Гёте первый свел в четкую систему воздействие различных цветовых ощущений на психику человека, правильно полагая, что свет, цвет и эмоция есть звенья одной цепи. Он ввел понятие «цветового круга» (таблица 1) , который строится по вершинам равностороннего треугольника. Вершина, направленная вверх, указывает на желтый цвет, левая нижняя -на красный, правая нижняя - на синий. Если в этот круг вписать другой равносторонний треугольник, с вершиной, направленной вниз, то вершинам такого треугольника будут соответствовать тройка цветов, являющихся дополнительными к первой тройке. Это фиолетовый, зеленый и оранжевый. Различные участки спектра по-разному воздействуют на человека и производят разные эмоциональные эффекты. Так, цветовые тона из низкочастотной области спектра - красный, оранжевый, желтый - воспринимаются как теплые, более высокочастотные - зеленый, синий, фиолетовый - как холодные. Гёте подметил важную закономерность: глаз человека отдыхает, если в поле зрения после длительного восприятия какого-либо одного цвета попадает дополнительный цвет. Это равновесие он назвал гармоничным.

Интересно, что Гёте, рассматривая один и тот же пейзаж через разноцветные стекла, испытывал различные впечатления: желтое стекло - радости и тепла, красное - создавалось впечатление грубого насилия, синее - ощущение грусти, печали и уныния, фиолетовое - чувство невыносимой тоски, оранжевое - ощущение радости, пурпурное - ужаса, зеленое - покоя.

 

Принято различать цвета хроматические и ахроматические.

Ахроматические - относятся так называемые нейтральные цвета - белый, черный и серый. Среди хроматических цветов есть четыре базовых цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Смешивая эти цвета в определенных пропорциях, можно получить практически все существующие в природе цветовые тона.

Очень важно понимать разницу между цветовым тоном, светлотой и насыщенностью цвета. Цветовой тон отличает один хроматический цвет от другого, он определяется длиной волны источника излучения.

Под светлотой цветаобычно понимают его яркость.

Насыщенностьхарактеризует чистоту тона и наличие примеси серого.

Многочисленные исследования, проведенные с целью определения наиболее комфортных сочетаний цветов при выводе данных на экран дисплея, позволили выявить ряд закономерностей, связанных с особенностями восприятия человеком зрительной информации.

Правильный подбор комбинации цветов на экране называют цветовой гармонией. Различают аналоговую, дополняющую и составную гармонии.

Аналоговая гармония -это комбинация цветовых тонов, которые являются соседними в цветовом круге. В зависимости от стороны цветового круга она передает ощущение тепла или холода. Наиболее полными являются аналоговые гармонии, построенные на таких цветах, как оранжевый, фиолетовый и желто-зеленый.

Дополняющая гармония разделяется на прямую и разделяющую. Прямая гармония - это совокупность цветов, которые прямо противостоят друг другу в цветовом круге. Например, красно-зеленая гамма - это прямая гармония. Она обычно создает впечатление сильного удара, импульса.

Составная гармония формируется комбинацией цветов, которые расположены в вершинах треугольника, вписанного в цветовой круг. Составная гармония называется также троичной гармонией. Типичный пример красно-желто-синяя комбинация цветов.

Одним из основных параметров для оценки качества отображения является четкость восприятия цветовых образов. Вплоть до последнего времени считалось, что белый фон является малоэффективным по сравнению с другими цветами. Однако с появлением высококачественных дисплеев, имеющих высокое разрешение, выяснилось, что работоспособность оператора, считывающего черные буквы на белом фоне, на треть выше, чем у работающего на стандартном цветном мониторе. (В таблицах 2-4 приведены данные по качеству восприятия цветовых образов (символов или графических изображений) при выводе их на ахроматичном и цветном фоне). Опыт практического использования цветных дисплеев в информационных системах и автоматизированных рабочих местах различного назначения показал, что существуют комбинации цветов, применение которых часто приводит к нежелательным эффектам - быстрой утомляемости пользователя, неверной интерпретации отображаемых данных при работе с системой.

(В таблице 2)приведены данные о том, какие ощущения у человека вызывают различные цвета и как они ассоциируются с понятиями «пространство», «температура», «эмоция».

При выборе цвета для отображения информации рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

Принцип функционального соответствия

(таблица 3)

Наиболее активными в плане привлечения внимания являются красный и синий цвета, далее желтый, зеленый и белый. Поэтому красный и синий рекомендуется использовать для кодирования наиболее важных объектов. Синий цвет, в силу его тенденции к светимости и размытости границ, малопригоден для окраски мелких графических элементов, требующих предельной четкости изображения. Его чаще применяют в качестве акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы. Там, где требуется хорошая видимость деталей изображения, безошибочная и быстрая их идентификация, применяют желто-зеленые, желтые и оранжевые цвета как обеспечивающие наиболее четкую фокусировку изображения на сетчатку глаза.

 



2016-01-05 504 Обсуждений (0)
Принцип функционального соответствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип функционального соответствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)