Классификация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты населения
Рассматривая вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты надо прежде рассмотреть методы и формы социальной работы. Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Метод в общенаучном смысле - это способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [14, c.125]. 1. Всеобщий (или философский) метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности. 3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой [14, c.125]. 6. Социальная реабилитация - процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. 8. Социальная терапия - целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т. п.) и социально-гуманитарного направления (социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов и техник. 1. Социологические методы выполняют функцию первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта. 2. Педагогические методы социальной работы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции. 3. Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора. 1. Индивидуальная социальная работа - метод и направление социальной работы, связанное с оказанием помощи индивидам и семьям в решении психологических, межличностных, социальных и экономических проблем путем личного взаимодействия с ними 2. Социальная работа с группой - метод социальной работы с малой группой с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих или предотвращения ожидаемых проблем в психосоциальном функционировании ее членов. 3. Социальная работа с сообществом (общиной) - метод и направление социальной работы, посредством которого индивиды, группы и организации вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем [14, c.145]. Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Социальная работа в службах помощи семье и детям может выражаться в различных формах помощи семье. Так, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, направляется на снятие или уменьшение отрицательных состояний. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи. Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях. Важное значение приобретают в современных условиях институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. В сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей. Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. · социальное обслуживание на дому; · полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; · стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях); · срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке; · социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе [19, c.180]. Цель социальной защиты - избавление от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики. Таким образом, такие структурообразующие элементы социальной политики как социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная помощь, социальное обслуживание и, собственно, социальная работа - все они направлены на реализацию социальной защиты. Организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п. Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование. Нормирование - установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.). Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого заключается в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережении его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Социальная терапия - это систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов и отношений. Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждение личности. В контексте социальной терапии могут быть представлены индивидуальные и групповые формы работы, семейная терапия, трудовая терапия, социодрама и психодрама и др. Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе - пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы [5, c.146]. 1. Социальное обеспечение. Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Кроме пенсий, из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаше всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств к существованию. Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Государство оказывает значительную помощь безработным. Прежде всего, она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Наряду с пособием Государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью. 4. Менеджмент - совокупность социально- экономических методов, средств и форм управления [5, c.209]. Таким образом, существует множество классификаций методов и форм социального педагога в органах социальной защиты с точки зрения практической деятельности. Описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии развития. Рассмотрев предложенные в литературе классификации, можно сделать вывод о том, что наиболее качественно разработанная на данное время является классификация, которая рассматривается В.И. Курбатовым. Она является наиболее полной и включает все выше изложенные классификации.
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы: Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека. Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой – институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации). Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения. Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование. Смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |