Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сохранность и рост саженцев в культурах (при механизированном и химическом уходе)



2016-01-05 425 Обсуждений (0)
Сохранность и рост саженцев в культурах (при механизированном и химическом уходе) 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные рабочие операции по уходу за саженцами: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от болезней и вредителей, формирование саженцев.

РЫХЛЕНИЕ ПОЧВЫ И УНИЧТОЖЕНИЕ СОРНЯКОВ.

Рыхление почвы начинают сразу после весенней посадки сеянцев и саженцев, так как во время посадки междурядья сильно уплотняются. В дальнейшем междурядья рыхлят при появлении сорняков или после образования на поверхности почвы уплотненной корки. Рыхление - агротехнический прием, обеспечивающий сбережение и накопление влаги, улучшение почвенной аэрации и микробиологических процессов. Это способствует усилению прироста саженцев в школах питомника.

Для первого рыхления почвы в год посадки сеянцев используют вращающуюся мотыгу МВН-2,8, которая обеспечивает сплошное рыхление почвы в рядах и междурядьях. В течение вегетационного периода рыхление междурядий проводят культиваторами КРСШ-2,8А, КРН-2,8М, КОН-2,8ПМ, КФП-1,5 и др.

Глубину рыхления почвы в первой школе принимают от 7 до 12 см, а во второй и третьей школах доводят до 15-16 см. Каждый раз глубину рыхления меняют (как правило, от меньшей величины к большей, за исключением случаев выращивания саженцев в засушливых условиях без орошения), чтобы предотвратить образование уплотненной подошвы.

Одновременно с рыхлением почвы уничтожают сорняки. Система борьбы с сорняками включает в применение химических средств-гербицидов.

Сразу после пересадки сеянцев хвойных и лиственных пород в школу их обрабатывают симазином в дозе 2-4 кг/га, действующим на прорастающие сорняки через почву. Надземные органы деревьев и кустарников, особенно в период покоя, не подвергаются отрицательному воздействию гербицидов группы симазина. В связи с этим проводят сплошную обработку посаженной школы водным раствором симазина (800-1500 л/га) с помощью опрыскивателей ПОУ, ОН-400 и др. Что же касается отрицательного действия гербицидов через почву на корни саженцев, то после установления глубины проникновения симазина в почву были рекомендованы дозы его применения в зависимости от содержания гумуса в пахотном горизонте почвы [16а]. На легкосуглинистой черноземной почве с содержанием гумуса 4 % симазин в дозе 3 кг/га проникает на глубину 5 см, а на светло-каштановых почвах, имеющих 1,7% гумуса, - на всю толщу пахотного слоя.

Повреждений древесных пород от гербицидов на достаточно плодородных почвах можно избежать при углубленной посадке сеянцев, а доза гербицидов должна составлять 1 кг д. в. на каждый процент гумуса в почве.

На дерново-подзолистых суглинистых почвах лесной зоны с содержанием гумуса 2-3 % семенные двудольные и злаковые сорняки уничтожают при уходе за саженцами ели, применяя симазин в дозе 2 кг/га. На супесчаных почвах семенные сорняки в школьных отделениях лесной зоны уничтожают пропазином (3-4 кг/га), который применяют сразу после посадки сеянцев или саженцев. Повторно обрабатывают школы симазином или другими триазинами осенью после окончания вегетации на второй или последующие годы роста саженцев по чистой от сорняков влажной почве.

Симазин нельзя использовать на малогумусных песчаных и супесчаных почвах из-за проникновения его в этих условиях в область корневых систем саженцев и повреждения их.

 

В рекомендуемых дозах симазин инактивируется из почвы в течение 2 лет. Обработку этим гербицидом следует чередовать в севооборотных полях школьных отделений с уничтожением сорняков механическим путем культиваторами или применением других гербицидов.

При выращивании саженцев из черенков (тополь, смородина и др.) при уходе за почвой с применением химических средств вместо симазина применяют прометрин из расчета 2-3 кг/га. Водным раствором этого гербицида обрабатывают школу черенковых саженцев рано весной или осенью.

Гербициды наземного действия применяют в школьных отделениях, используя при этом способ направленного опрыскивания, при котором раствор гербицида попадает на сорняки и почву около стволиков, а кроны саженцев остаются необработанными. В этом случае для уничтожения корнеотпрысковых сорняков применяют 2,4-Д (2 кг/га), корневищных - МГ-Т (20 кг/га), а однолетних сорняков - ДНОК (10 кг/га). Против широколистных и злаковых сорняков эффективно применение грамоксона (3 кг/га), а против сорняков - пропанида (5 кг/га). Направленное опрыскивание этими гербицидами сеянцев березы пониклой, вяза приземистого, клена остролистного, лиственницы сибирской, ясеня зеленого, яблони лесной и других пород возможно уже в год посадки в школу.

При работе с гербицидами, а также при их транспортировке и хранении следует соблюдать меры предосторожности, установленные Государственной санитарной инспекцией СССР для химикатов, применяемых в сельском хозяйстве.

ПОЛИВ И ПОДКОРМКА САЖЕНЦЕВ.

Орошение при выращивании саженцев деревьев и кустарников в первую очередь применяют в питомниках, расположенных в районах с недостаточным увлажнением (зоны: полупустынная, степная и юг лесостепной). В этих условиях первый полив проводят после весенней посадки растений с промачиванием почвы на глубину 25-30 см в первой школе, где высаживают сеянцы и укорененные черенки, и на глубину 45-50 см во второй школе, посаженной саженцами из первой школы. При расчете поливных норм учитывают глубину промачивания, плотность почвы, полевую влагоемкость и влажность почвы до полива. После посадочный полив способствует оседанию почвы и обеспечивает высаженные растения влагой, в результате чего повышается их приживаемость и улучшается рост. Последующие вегетационные поливы проводят с увлажнением почвы на глубину 35-40 см в первой школе и на глубину 60-80 см во второй и третьей школах.

В первое лето школы поливают 6-8 раз, во второй год - 5-6 раз и на третий-четвертый год - 3-5 раз.

При поливе дождеванием используют комплекты передвижного дождевального оборудования с дождевальными установками УДС-25, дальноструйные дождевальные машины ДДН-70 и другое оборудование, расходуя в среднем 400-500 м3 воды/га. При поливе напуском по бороздам расход воды в среднем составляет 600-700 м3/га. Борозды для полива устраивают в междурядьях с помощью окучников на культиваторах и соединяют их с оросительным каналом. После полива борозды заделывают и рыхлят междурядья.

Полив при выращивании саженцев деревьев применяют и в питомниках лесной зоны, в районах с достаточным увлажнением. Необходимость поливов здесь объясняется наличием частых засушливых периодов весной и летом, а также и тем, что применение полива дает возможность закладывать школы в различные сроки, включая начало лета. Для ускорения роста саженцев и повышения их сохранности применяют корневые подкормки растений минеральными удобрениями, которые вносят в междурядья на глубину 10-15 см. Первую подкормку проводят весной перед началом вегетации, а вторую - в первой половине лета. Дозы минеральных удобрений при подкормках зависят от содержания питательных веществ в почве и выращиваемых пород. На почвах, которые содержат больше гумуса и элементов питания, дозы внесения удобрений при подкормках уменьшаются. Однако даже на высокоплодородных почвах корневые подкормки оказывают положительное влияние на рост саженцев при длительном их выращивании в школьном отделении.

В лесной зоне при каждой подкормке саженцев в школе вносят азотные удобрения из расчета по действующему веществу 40-60 кг/га или смеси азотных (30-40 кг/га), фосфорных (50-60 кг/га) и калийных (30-40 кг/га) удобрений. В лесостепной зоне при подкормках саженцев применяют смесь удобрений - азотных (20-25 кг/га), фосфорных (45-60 кг/га) и калийных (30-40 кг/га), а в степной зоне - азотных (20-25 кг/га), фосфорных (45-60 кг/га) и калийных (20-30 кг/га). При смешивании минеральных удобрений учитывают допустимость их смешения при совместном внесении. Можно, например, непосредственно перед внесением в почву смешивать аммиачную селитру или мочевину с гранулированным суперфосфатом и с хлористым калием или сульфатом калия. Вместо смешанных удобрений при подкормках растений применяют комплексные удобрения (нитрофос, аммофоску и др.), содержащие два или три элемента питания. Дозы внесения таких удобрений определяют по содержанию азота. Порошкообразные или гранулированные минеральные удобрения вносят между рядами саженцев с помощью культиваторов - растениепитателей (КРСШ-2,8А, КРН-2,8М, КРН-2,8ПМ, КРХ-4 и др.).

Применяя корневые подкормки, надо иметь в виду, что они дают хорошие результаты только в том случае, если почвы в школьном отделении обеспечены влагой.

 

БОРЬБА С ВРЕДИТЕЛЯМИ И БОЛЕЗНЯМИ САЖЕНЦЕВ.

В борьбе с вредными насекомыми и болезнями саженцев в школьных отделениях применяют систему мероприятий, включающую профилактические и истребительные меры борьбы. К профилактическим мерам относятся: организация севооборотов с чередованием посадок хвойных и лиственных пород; проведение контрольных обследований заселенности почв вредными насекомыми в период основной обработки почв в полях севооборота; проведение еженедельных осмотров всех школ, с целью немедленной ликвидации появившихся вредителей и болезней саженцев; поддержание почвы в рыхлом состоянии, особенно в период лёта хрущей и других почвенных насекомых; удаление пропалываемой травы, способствующей развитию грибковых болезней; уничтожение саженцев, заселенных стеклянницами и златками, а также засохших растений; устройство вокруг питомника ловчее - заградительной канавки шириной 0,7 м и глубиной 0,4 м (с колодцами глубиной 20-30 см), предохраняющей территорию питомника от вредных насекомых и грызунов.

Наиболее эффективно для защиты саженцев от личинок хрущей сплошное затравливание почвы или обработка корней высаживаемых растений дустом. Сплошное затравливание почвы 25- и 12 % дустом гексахлорана проводят весной с помощью туковых сеялок или опыливателей. Нанесенный на поверхность дуст сразу заделывают в почву плугом или культиватором. На песчаных и супесчаных почвах при наличии личинок майских хрущей и других пластинчатоусых жуков вносят, в зависимости от возраста личинок, от 30 до 60 кг 25 % дуста на 1 га. На суглинистых почвах нормы расхода дуста увеличивают в 1,5 раза, а на черноземах и карбонатных почвах - в 2 раза.

 

При посадке сеянцев, укорененных черенков или саженцев химическая защита их от повреждений обитающими в почве личинками хрущей осуществляется при помощи дуста гексахлорана путем опудривания корней, обработки корней суспензией или опудриванием посадочных щелей. При опудривании корней применяют дуст, содержащий не более 12 % гексахлорана. Дуст гексахлорана предохраняет корни от повреждений в течение 2-3 лет. При опудривании корневых систем сеянцев перед их посадкой в школу расходуется 150-300 г дуста гексахлорана на 1000 сеянцев. Для приготовления суспензии на 1000 сеянцев к 8-10 кг компоста или плодородного слоя почвы добавляют 200-400 г 12 % дуста гексахлорана и 6-8 л воды.

При опудривании посадочных щелей на каждую расходуют 0,25-0,5 г дуста гексахлорана. Обработку проводят с помощью ранцевых опыливателей (ОРВ-1 и др.).

Против различных насекомых, повреждающих надземные части саженцев деревьев и кустарников, нет единых мер борьбы. Обычно проводят борьбу путем применения определенных химических средств с отдельными видами насекомых или их группами, ведущими сходный образ жизни. При обнаружении на саженцах гусениц хвое - или листогрызущих насекомых применяют 0,3 % водный раствор 80 % технического хлорофоса (30 г на 10 л воды). Расход водных растворов инсектицидов составляет 400-1000 л на 1 га школьного отделения.

При повреждении листьев саженцев минирующими насекомыми применяют опрыскивание 0,1 %-ной водной эмульсией 30 % концентрата карбофоса (10 г на 10 л воды).

В школе сосны, заселенной побеговьюнами, повреждающими почки и побеги, проводят опрыскивание в начале появления гусениц 1-1,5 % водным раствором 80 % технического хлорофоса (100-150 г на 10 л воды).

Для уничтожения тлей и медяниц в летнее время применяют не обжигающие саженцы препараты: 0,15-0,2 % раствор анабазин - сульфата или никотин-сульфата с добавлением 0,4% мыла; 0,3 % эмульсию 30 % концентрата карбофоса. Расход жидкости до 50-1000 л/га в зависимости от количества и возраста саженцев.

Для защиты саженцев от грибных заболеваний важное значение имеют агротехнические приемы по подготовке почвы и уходу за растениями, направленные на создание в питомниках условий, которые повышают устойчивость выращиваемых саженцев и препятствуют появлению и распространению болезней. Агротехнические мероприятия дополняют химическими мерами борьбы или профилактической обработкой (опрыскиванием и опыливанием) саженцев фунгицидами.

Из грибных болезней наиболее распространены пожелтение и опадение хвои у сеянцев и саженцев сосны и лиственницы от шютте обыкновенного и зимнего. Для защиты саженцев от заражения проводят 3-4-кратное опрыскивание системными препаратами БМК (0,4%), фундазолом, беномилом (0,06%). Расход растворов 800-1000 л/га. Сроки и кратность обработок аналогичны указанным для сеянцев (см. гл. III).

Чтобы предупредить повреждения листьев тополя и березы ржавчиной, школьные отделения этих пород закладывают на удалении более 200 м от насаждений лиственницы - промежуточного хозяина ржавчинных грибов. При появлении первых признаков болезни тополевые школы опрыскивают 0,75 %-ной суспензией цинеба с расходом раствора 800-1000 л/га. Саженцы березы 3-4 раза обрабатывают 1 %-ной бордосской жидкостью.

Промежуточный хозяин ржавчинного гриба, повреждающего хвою ели - багульник. Саженцы ели с поврежденной хвоей обрабатывают бордосской жидкостью. Для обработки саженцев дуба, клена и других пород против мучнистой росы листьев применяют 0,5%-ную коллоидную серу или смесь соды с мылом (0,3-0,5 кг каустической соды и 0,3-1 кг хозяйственного мыла растворяют в 100 л воды). Норма расхода рабочей жидкости 600- 1000 л/га.

У саженцев многих деревьев и кустарников, особенно у дуба, ясеня, клена и акации желтой, встречается пятнистость листьев. Эта болезнь вызывается различными несовершенными и сумчатыми грибами. В школах при первом появлении пятен на листьях (примерно в начале июля) саженцы обрабатывают 1 %-ной бордосской жидкостью. Последующие обработки проводят через 2-3 недели и заканчивают к концу августа.

Молодые побеги саженцев сосны могут сильно повреждаться двудомным ржавчинным грибом - сосновым вертуном, вызывающим искривление и засыхание побегов. Для борьбы с сосновым вертуном выполняют следующие предупредительные мероприятия: сосновые школы располагают не ближе 250-300 м от насаждений, в составе которых имеется осина и белый тополь; проводят 3-4 опрыскивания саженцев бордосской жидкостью, начиная с весны (1-я декада мая).

Большой вред школам и плантациям тополей наносят цитоспороз, вызывающий куртинное или сплошное усыхание саженцев, и парша - болезнь, поражающая листья и одно - трехлетние побеги белых тополей и их гибридов (особенно пирамидальные формы). Для предупреждения заболевания спорозом и паршой при закладке школ используют только здоровые укорененные черенки, места обрезки побегов при формировании крон обрабатывают антисептиками; ежегодно осенью и весной удаляют пораженные и усыхающие саженцы. Для борьбы с цитоспорозом проводят весенние или позднелетние опрыскивания школ в очагах цитоспороза 1 % цирамом, 1-1,5 %- цинебом или 1-1,5% ТМТД + гамма-изомер ГХЦГ один раз в год. Расход рабочей жидкости на одну тысячу 1-3-летних саженцев в школах от 150 до 300 л. Для борьбы с паршой проводят защитные опрыскивания в начале распускания почек и в летний период 2 %-ной коллоидной серой, 1 % фентиурамом или 0,7% фигоном. Расход растворов 600-1000 л/га.

Обрабатывают саженцы в борьбе с болезнями и вредителями в школьном отделении ядохимикатами с помощью опрыскивателей (тракторных - ПОУ, ОН-400, ранцевых - ОРР-1 "Эра-1", ОМР-2) и опыливателей (тракторного - ОШУ-50, ранцевого - ОРВ-1 "Ветерок" и др.).

ФОРМИРОВАНИЕ САЖЕНЦЕВ.

Это дополнительная агротехническая операция при выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников в школьном отделении питомника. Саженцы большинства кустарников формируют с образованием кроны шаровидной ("кустовой") формы. Для этого кустарники на второй год после посадки сажают на пень, т. е. обрезают на высоте 5-8 см от корневой шейки. Обрезку проводят весной до начала вегетации. Побеги обрезают над почками. Такая низкая обрезка вызывает кустистость вследствие развития дополнительных побегов из ниже расположенных спящих почек. Особенно полезна она при формировании крон у кустарников, склонных к образованию единичных центральных побегов (у боярышника, акации желтой, лещины, жимолости и др.).

Низкая обрезка положительно сказывается и при формировании крон у кустарников, склонных к "кустистости" без обрезки (у барбариса, таволги и др.). При формировании у отдельных видов кустарников штамбовой формы (роза, сирень и др.) на пень их не обрезают, а появившиеся у них нижние боковые ветки и корневую поросль регулярно вырезают. Формирование кустарников в школьном отделении продолжается 2-3 года.

Формирование саженцев декоративных деревьев начинается в первой школе. В этой школе целью работ по формированию является получение у саженцев одного хорошо развитого побега-стволика, имеющего достаточную высоту и толщину. Получение таких крепких стволиков необходимо, чтобы дальнейшее выращивание саженцев в следующей школе было возможным без подвязки к кольям.

Для утолщения стволика у быстрорастущих лиственных пород на втором году выращивания саженцев обрезают верх у стволика. Это способствует развитию боковых веток и утолщению штамба. Когда стволик окрепнет, боковые веточки удаляют.

У лиственных пород с умеренным ростом (у вяза, липы, яблони и др.) в первой школе на втором и третьем году достаточно интенсивно развиваются боковые побеги без обрезки вершины стволика. Боковые побеги у этих пород обрезают в середине лета на 1/3 длины, а после достижения штамбом необходимой толщины все боковые побеги срезают "на кольцо". В первой школе саженцы лиственных пород выращивают с высотой стволика не менее 1,5 м и толщиной у основания не менее 2,5 см.

Во второй школе в год посадки у саженцев продолжают формирование штамба, а со второго года приступают к формированию кроны.

Высота при формировании штамба у саженцев декоративных деревьев зависит от назначения посадочного материала. Для уличных и аллейных посадок выращивают высокоштамбовые деревья - высота штамба 1,8-2,2 м, а для групповых посадок - деревья с высотой штамба 1,2-1,7 м. Во второй школе формируют штамб за счет оставленных на стволе побегов утолщения. Для этого боковые побеги регулярно укорачивают, превращая их в короткие побеги утолщения. Одновременно продолжают наращивать штамб в высоту для получения высокоштамбовых форм.

В случае подмерзания пересаженных саженцев, во второй школе приходится проводить формирование штамба с самого начала. Для возобновления штамба обмерзший стволик низко обрезают, оставляя пенек высотой 10-12 см. На следующий год из образовавшихся побегов оставляют один, из которого формируют штамб саженца.

Закладка крон у саженцев большинства пород начинается со второго года и является основной целью пересадки их во вторую школу. При формировании крон у саженцев для декоративных целей стремятся несколько улучшить естественную форму крон. Реже, но уже в третьей школе, формируют специальные архитектурные кроны в виде шара, эллипса или куба.

Среди естественных форм крон выделяют следующие группы: цилиндрические, или колоннообразные (тополи итальянский и берлинский, граб, европейский бук, западная туя и др.), пирамидальные, или конические (ели колючая и обыкновенная, пихта сибирская и др.), шаровидные (робиния лжеакация, шаровидная ива и др.), широковетвистые, сферические (дуб, клен, липа, вяз, береза и др.), плакучие (береза, ива, рябина и др.).

Закладка крон у большинства декоративных древесных пород, имеющих широковетвистые кроны, включает следующие приемы. Весной до начала сокодвижения (или предыдущей осенью после листопада) у саженцев срезают верхушку ведущего побега, оставляя над штамбом 10 почек (или веточек) (при формировании более цилиндрической кроны) или 5 почек (для образования более шаровидной кроны). Летом по всей высоте штамба укорачивают побеги до 8-10 см. Крону во второй школе не обрезают, она развивается естественным путем, что свойственно данной породе. Однако при редком размещении скелетных ветвей у некоторых пород (тополя, клена, вяза) обрезают крону, чтобы вызвать дополнительное ветвление.

Окончательно сформированные саженцы древесных пород при выкопке из второй школы должны иметь штамб установленной высоты с диаметром на высоте груди 2-3 см и 6-8 скелетных веток, расположенных в верхней части ствола.

В третьей школе формирование саженцев направлено на создание компактной кроны с симметрично расположенными сучьями. Компактную и загущенную крону получают обрезкой, которую проводят 3-4 раза в период выращивания саженцев в школе. Первую подрезку кроны выполняют при пересадке в школу, а последующие - весной каждого года. При формировании конусовидной кроны верхние ветки обрезают коротко, а нижние оставляют более длинными и обрезают на внутреннюю почку. При формировании шаровидной кроны ветки обрезают на внешнюю почку. Нижние ветки кроны подрезают коротко, а верхние - слабо. При выращивании саженцев хвойных пород, березы и тополя пирамидального кроны не формируют.

В год посадки саженцев в школу при засушливой погоде применяют полив. Весной на второй год после посадки в междурядья вносят минеральные и органические удобрения с последующей их заделкой в почву. Систематически проводят культивацию междурядий, поддерживающую почву в рыхлом состоянии.

Для придания кронам специальной формы (эллипс, куб и др.) при посадке саженцев выполняют сильную подрезку, которая вызывает развитие из спящих почек добавочных боковых побегов. Эти побеги образуются только на четвертом году, придавая всей кроне намеченную форму.



2016-01-05 425 Обсуждений (0)
Сохранность и рост саженцев в культурах (при механизированном и химическом уходе) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сохранность и рост саженцев в культурах (при механизированном и химическом уходе)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)