Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанры журналистики в творчестве В.Пескова



2016-01-05 777 Обсуждений (0)
Жанры журналистики в творчестве В.Пескова 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Каждый из нас имеет свою судьбу. Все события в нашей жизни складываются не просто так, а в связи с какими-либо обстоятельствами; при которых мы ведем себя по-разному. В нашей жизни столько всего случается: хорошего и не очень, но за всё, что бы, ни произошло, мы должны благодарить судьбу – это именно она запрограммировала все наши жизненные ситуации.

У всех нас есть свое окружение: семья, родные, друзья, близкие люди, любимые, знакомые – список можно продолжать до бесконечности. Но имея всё это, мы не радуемся жизни, и стараемся избежать общения со всеми. Это называется одиночеством. Также эту проблему мы тоже проанализируем.

Мы в нашей курсовой работе, решили рассмотреть столь важные для всего человечества аспекты, а именно: судьба, одиночество, обстоятельство. Ничто не существует отдельно, все это собранное воедино, составляет что-то невероятно важное для нас – нашу жизнь.

Актуальность работы:

Думаем, что ни для кого не окажется сюрпризом то, что данная тема, несомненно, актуальна. Причем ее можно рассматривать с различных точек зрения, и как журналистики, на примерах произведений людей этого ремесла, как и с точки зрения психологии, науки, изучающей человека и его внутренний мир.

На данное время творчество журналиста В. Пескова в научном плане мало изучено. Поэтому тему нашей курсовой работы я считаю актуальной.

Ценность данной работы, прежде всего, состоит в том, что курсовая будет моим первым опытом научной работы.

Научная новизна:на кафедре журналистики БашГУ это будет первая студенческая курсовая по данной теме.

Степень изученности проблемы:

Мы считаем, что данная проблема до сих пор до конца не изучена, поэтому именно эту тему выбрали для курсовой работы. Да, несомненно, огромное количество ученых изучают аспекты этих вопросов, но нам бы хотелось ввести свою лепту в исследовании столь актуальной задачи.

Цель работы:

Попытаться найти ответы, на поставленные нами вопросы. А также постараться еще более раскрыть данную тему.

Задачи:

1) Ознакомиться с произведением, отражающим тему исследования. В нашем случае с очерком В. Пескова «Антониха».

2) Выяснить, насколько точно и ярко выражена тема курсовой работы в данном произведении.

3) Обратиться к материалам по психологии. Сделать сравнительный анализ, и впоследствии вывод.

4) Подойти к данной проблеме с разных сторон, изучить несколько точек зрения.

Методы исследования:метод дедукции, индукции, сравнительный анализ, описательный анализ.

Практическая значимость:

Данная курсовая работа поможет нам всем, хотя бы чуть-чуть разобраться в нашей жизни; узнать что-то новое, научиться чему-либо. Возможно, по мере продолжения изучения проблемы, эта работа станет настольной книгой для нас.

Объект исследования:

Очерк В.Пескова «Антониха». Литература по психологии.

Предмет исследования:Судьба, одиночество, и обстоятельство.

Глава 1

Известный журналист В. Песков и его творчество

Василий Михайлович Песков – писатель, журналист, тележурналист, ведущий телевизионной программы «В мире животных» (1975-1990гг.), путешественник, родился 14марта 1930г. в село Орлово, Центрально-Черноземной области СССР (ныне Воронежской области Российской Федерации).

Факты из биографии

Отец Василия Михайловича был машинистом, а мама обычной крестьянкой. Окончив среднюю школу, не стал сидеть на шее у родителей и начал работать. Он работал пионервожатым, шофером, киномехаником, фотографом.

Он был единственным сыном (у него было 4 сестры), поэтому, когда отец его ушел на фронт, ему пришлось стать главой семейства и кормить всю семью.

Также часто вспоминает Песков и о войне:

«Близко войну я не видел. Но она была рядом. Летом и осенью 42-го года горел занятый немцами Воронеж.
Воздушные бои истребителей. Взрывы бомб. (Осколок одной, упавшей за огородами, врезался в нашу дверь.) Массированные бомбежки железной дороги (от села в пяти километрах), передвижения танков, автомобилей с пушками на прицепе, скопление войск в заповедном лесу – такой была полоса возле фронта. Вспоминая то лето и осень, дивлюсь отсутствию у людей страха. В первые дни войны, когда фронт был у Минска, было куда беспокойней. Люди вязали узлы, заклеивали окна бумажными полосами, ночью маскировали каждую щель в окнах. Теперь же война была почти у порога, и жизнь, тем не менее, протекала своим чередом – каждое утро пастух Петька Кривой гнал пасти коз, и председатель колхоза Митрофан Иванович сам обходил избы: "Бабы, нынче на молотилку!»

О многих событиях, произошедших за годы войны, он написал в книге «Война и люди».

 

В дальнейшем его увлекла журналистика, и, выбрав свой творческий путь, он стал сотрудником воронежской областной газеты «Молодой коммунар».

С 1953г. Василий Песков работает в прессе. Дебют состоялся в воронежской газете «Молодой коммунар», где он проработал три года. В эту газету Василий Михайлович пришел как фотограф. Редактор газеты Борис Стукалин обратил внимание на то, что Песков делает оригинальные подписи к своим снимкам и предложил ему что-нибудь написать.

С тех пор он стал штатным корреспондентом этой газеты. Василий Песков не раз признавался, что заповедные леса под Воронежом «стали плацдармом для первых публикаций.
Потом, Песков отправил несколько статей в «Комсомольскую правду», его пригласили в Москву, и с тех пор он работает там. «Я пришел в «Комсомольскую правду» с 10-летним образованием. Я им говорю: «Вы знаете, кого вы берете? Я из Воронежа, у меня 10 классов только образования. А там был такой хохол у нас, замечательный Петр Бондаренко, у него один стеклянный глаз был, так он поглядел на меня здоровым глазом, и говорит: «А у меня четыре класса». Я понял, что профессия эта требует способностей – это не чертежника научить. Однако я понял, что требуются все-таки знания и опыт. Это все само собой. А знания… Знания получать мне официальным путем было сложно – у меня уже была семья, учиться официально не на что было просто, и я понял, что мое образование – это самообразование. Из чего оно складывается? Из чтения, обязательно чтения – я хочу это подчеркнуть. Из путешествий – интересные люди, яркие встречи. Вот это и есть самообразование, вот 50 лет я этим делом занимался».[1]

 


Идейно-тематическое содержание творчества В. Пескова

С 1956г. В.Песков – фотокорреспондент и очеркист «Комсомольской правды».
«Комсомольскую правду» Василий Песков считает своим вторым, после войны, университетом. Несмотря на то, что эта газета стала коммерческой, статьи Пескова – приятное исключение. Однажды шеф-редактор "Комсомолки" Владимир Мамонтов сказал: "В газете нашей все занимаются коммерцией. Не трогаем мы только Пескова. Он живет в заповеднике, и туда не может проникнуть даже Дарья Асламова". Уже 30 лет он ведет рубрику «Окно в природу», в которой рассказывает о природе того или иного места, об уникальных случаях, событиях. В его представлении природа – это отдельный мир, со своими порядками и нарушать их человеку просто категорически воспрещается.
Я рассказываю о том, что сам наблюдал, чем был удивлен, озадачен, - говорит Василий Михайлович.
За время работы в «КП» Песков 10 раз побывал в США и написал по этому поводу много статей. Он не писал о штатах, как о мире фастфудов и гламура. Он открыл Америку с совершенно новой стороны – рассказал о ее природе, жизни американских животных и растений. И, можно сказать, сделал это первым
«Я - продукт "Комсомольской правды", работаю в редакции 45 лет, у меня с ней брак по любви. Я газете нужен, и она мне очень нужна».
Об «Окне в природу» главный редактор «Комсомолки» Владимир Сунгоркин в беседе с читателями сказал так: «Василий Песков сочетает в себе качества неутомимого натуралиста–путешественника и мастера журналистики, он одинаково хорошо владеет и фотокамерой, и пером. Принцип его «Окна» - о самом серьезном в мире природы рассказывать увлекательно - неизменно им соблюдается.

Но важно подчеркнуть: в жертву занимательности никогда не приносится научная
достоверность всей информации. У молодого читателя «Окно в природу» формирует мировоззрение, основанное на знаниях».
Но писал Песков не только о природе: он объехал всю страну, встречался с известными и интересными людьми: маршалом Жуковым, маршалом Василевским, Михаилом Шолоховым, Юрием Гагариным.
В 1992 году Василий Михайлович начал писать и для детского журнала «Муравейник». Песков теперь стал любимцем не только взрослых, но и детей. Его рубрика там называлась «Дядя Вася рассказывает». [2]
За время работы в «Комсомольской правде» Песков объездил весь мир. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Конечно, выезжал за рубеж: десять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме.

Однажды ночью ему пришла идея: снять все это сверху. Началась труднейшая съемка, затянувшаяся на полтора года. Вспоминает: «Я летал из одного конца страны в другой, пересаживаясь с самолета на вертолет. Позже весь этот материал стал основой моей книги «Отечество», выдержавшей восемь изданий. Это был не альбом, а согретый эмоциями рассказ о стране, причем рассказ человека, который любит и уважает свою родину».

Его первая книга вышла в 1960г. За книгу «Шаги по росе», написанной в 1963г. он получил Ленинскую премию.

У В.Пескова огромное количество наград, но хотелось бы выделить две основные и наиболее важные из них.

1) Ленинская премия 1964г.

2) Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, (5 мая 2003г.) – за большой вклад в развитие отечественной журналистики. Василий Песков всю свою насыщенную жизнь любит фотографировать – это одно из самых любимых его занятий. Он говорил:

«Фотография - одно из самых хороших человеческих увлечений. Фотография делает интересным пребывание в любом месте, оставляет память о нем, воспитывает внимание, вкус. Лучше, чем ружье, приобщает человека к общению с природой, делает интересным любое странствие и доставляет радость даже в саду и огороде. И самое главное: фотография доступна любому человеку, а если она еще и помогает добывать хлеб насущный, то уже почти счастье».[3]

Любовь к природе у него появилась еще со школьной скамьи; ее привил Василию Пескову его первый учитель Василий Николаевич.

Он не раз говорил во время своего очередного интервью:

«Я объехал многие страны, видел красоту природы в различных местах, но жажда к познанию нового не угасает. Я советую всем с молодых лет приобщаться к миру природы, ходить по лесу с глазами любопытного человека. Общение с природой - одна из самых больших радостей в жизни».

Ознакомимся вкратце с творчеством этого журналиста, и приведем список его произведений:

«Шаги по росе» (1963г.) – книга очерков; «Записки фоторепортера» (1960г.) – книга; «В гостях у Шолохова»; «Ждите нас, звезды» (1963г.) – книга документальных очерков; «Белые сны» (1965г.) – книга; «Он был разведчиком» (1966г.); «Край света» (1967г.) – книга, «Ржаная песня» (1971г.); «Отечество» (1972г.);«Земля за океаном» (1973г.) – совместно с Борисом Стрельниковым; «Речка моего детства» (1978г.) – книга очерков;«Птицы на проводах» (1978г.) – книга об экологии, с главой о людях, неразрывно связанных с природой (Альфред Брем, Борис Николаевич Вепринцев, Джой Адамсон, Дмитрий Павлович Зуев, Эрнест Сето-Томпсон);«Просёлки» (1988г.) – книга очерков, «Таежный тупик» (1990г.) – документальная повесть о семье староверов Лыковых, «Странствия» (1991г.) – книга очерков, «Плата за выстрел», «Аляска больше, чем вы думаете» (1994г.).

Почитатели творчества Пескова с нетерпением ждут каждого очерка в газете "Комсомольской правды". Только он, по их мнению, может в простом увидеть такие сюжеты и преподнести их так, что просто вживаешься в них. На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности, он раскрывает характеры и судьбы людей. Ведь писание о природе, главной героине Василия Пескова – это не зоология или ботаника. Благодарная задача: наводить мостки между природой и духовным миром людей. Он видел много интересных людей: лесники, охотники, космонавты, маршалы, фронтовые разведчики, ученые, летчики. Но особо надо сказать о семье таёжников Лыковых. Их сибирская одиссея - поразительная человеческая история. В десяти странах, на разных языках вышла книжка об этих людях. Прошло двадцать четыре года, как написала «Комсомолка» о Лыковых, и все эти годы идут письма: «А что там сейчас?» В Швеции читатели книги образовали клуб с названьем «Агафья» - регулярно собираются обсуждать новости из «Тупика».

Как считает Василий Песков, сам человек является частью природы. Всех людей тайны природы, загадки, красота и дары её в разной степени обязательно интересуют. Природа – важная часть огромного мира, в котором живет человек. Поэзия, музыка, живопись проникнуты духом природы. Всё искусство либо откликается на потребность человека чувствовать природу, либо пробуждает у кого-то дремлющую любовь к ней.[4]

 

Об очерке «Антониха»

Перед нами необычный персонаж – Антониха (деревенская старуха, прожившая всю жизнь у Дона). Мужики побоялись перевезти автора через реку на ту сторону, а она, старая и не умеющая плавать, сделала это.

Во время войны она перевозила по ночам через бушующую реку под обстрелом солдат. Эта женщина поднимала на ноги своих сестер и братьев, так как их родители рано ушли из жизни. Она всегда все делала сама, не просила ни у кого помощи; могла даже в любую погоду добыть рыбу на пропитание.

Разве это не героические качества? Однако автор доискивается

деталей, и в итоге их находит. Оказывается, Антониха так и не научилась плавать за всю свою жизнь, ей просто было некогда. Но, как же, она не тонула, когда лодка переворачивалась? Антониха по дну бежала к берегу, а под водой она могла задерживать дыхание на 2 минуты! Вынырнет, глотнет воздуха и обратно.

Безусловно, многие ее качества возникли под руководством Коммунистической партии. Однако Песков сумел избежать пропаганды – именно за это публицисту положена еще одна премия – от читателей.

Много аспектов для изучения в этом очерке. Главная героиня, несомненно, заслуживает особого внимания. Она является отражением женщин тех времен. Женщин, которые включали в себе кроме своих еще и качества мужчин, решали трудные проблемы, спасали жизни, ничего не требуя взамен.

На протяжении всей нашей курсовой работы, мы будем обращаться к этому очерку, и к проблемам, затронутым в нем.

 

Глава 2

Жанры журналистики в творчестве В.Пескова

Несмотря на разнообразие журналистских жанров в творчестве Василия Пескова, все же, всем нам он известен своими заметками и очерками (он писатель-очеркист).

Вообще, очерк считают «королем» художественно-публицистических жанров, потому что, он требует умелого сочетания аналитического и образного начал.

Прежде чем обратиться непосредственно к сборникам очерков этого журналиста, рассмотрим очерк как художественно-публицистический жанр.

К этому жанру можно подойти с двух сторон: со стороны литературы и журналистики. Сравним эти определения.

Очерк – одна из разновидностей малой формы эпической литературы – рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстрого разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле, а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» - проблемы «нравоописательные». Сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Виды очерков:

1) Портретный (исследует личность героя, его внутренний мир); 2) проблемный (публицистическое освещение проблемы; вступает в диалог с читателем); 3) путевой (рассказ о путешествии, об увиденном, об услышанном).

Очерк позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно, откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека; дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона и стран. В основе портретного очерка – рассказ о человеке, его жизни, мнениях. В проблемном очерке человек остается на втором плане, автор ведет анализ важной проблемы в ее конкретных проявлениях, действиях отдельных людей.

Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала, позволяет публицисту вести разговор по актуальным вопросам. Научно-популярный очерк ставит целью рассказать о научной проблеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языком, доступно и популярно. Путевой очерк – один из старейших видов художественной публицистики – развивался первым в литературе и рассказах «людей бывалых». Применяются средства художественной выразительности: портрет героя, его речевая характеристика; пейзаж, факт, деталь, подробность, вымысел, домысел. Основа: показ конфликта и точный психологический анализ. [5]

Почитатели творчества Пескова с нетерпением ждут каждого очерка в газете "Комсомольской правды". Только он, по их мнению, может в простом увидеть такие сюжеты и преподнести их так, что просто вживаешься в них. На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности, он раскрывает характеры и судьбы людей. Ведь писание о природе, главной героине Василия Пескова - это не зоология или ботаника. Благодарная задача: наводить мостки между Природой и духовным миром людей. А он видел много интересных людей: лесники, охотники, космонавты, маршалы, фронтовые разведчики, ученые, летчики. Но особо надо сказать о семье таёжников Лыковых. Их сибирская одиссея - поразительная человеческая история. В десяти странах, на разных языках вышла книжка об этих людях. Прошло двадцать четыре года , как написала «Комсомолка» о Лыковых , и все эти годы идут письма : «А что там сейчас?» В Швеции читатели книги образовали клуб с названьем «Агафья» - регулярно собираются обсуждать новости из «Тупика».

Приведем отрывок одного из очерков Василия Пескова, который носит название «Я всем обязан деревне», продиктованный в Ульяновске.

 

«Весна». Так называется эта картина из жизни русской деревни. Банный день. Молодая мать одевает дочку в предбаннике. Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия. Идёт синеватый дымок из бани, под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведёрке вода из ручья, падает и тает редкий лопушистый снежок. Многие знают эту картину.

Если кто-то запамятовал имя художника, назовём его: Аркадий Александрович Пластов – человек, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне вёрст от Симбирска - Ульяновска.

Прислониха – деревенька старинная. Ей триста лет. Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в тысяча восемьсот девяносто третьем году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь – верный, преданный сын.

Отец Аркадия был псаломщиком в местной церкви и очень хотел выучить мальчика на священника. Но судьбу сына определила встреча с весёлыми «богомазами», приезжавшими подновлять церковь. Вид красок и результаты работ мастеров поразили воображение подростка. «Буду художником!» – решил он.

И он художником стал. Большим, знаменитым. Получил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне».

Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. Он знал быт крестьян и очень любил деревенских людей. Начальные его работы – по большей части портреты крестьян. Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка... Мы видим не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяньях. Мы видим человеческие характеры, самые разные. Ничто в работах художника не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней. Рассказывают: будучи в Венеции и восхищаясь её самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы своё не забыть».

Для Василия Пескова тема родины всегда была актуальна. Его очерки наполнены патриотизмом. Описание природы, портретов людей – все это умело совмещает очеркист.

До сих пор журналист пишет свои, непохожие на другие, очерки. Каждый из них актуален по-своему. Не нашлось еще такого писателя, который также живо, пестро, и, самое главное правдиво, рассказывал обыденную жизнь; применяя при этом богатство русского языка и средства художественной выразительности.

 

Глава 3



2016-01-05 777 Обсуждений (0)
Жанры журналистики в творчестве В.Пескова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанры журналистики в творчестве В.Пескова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)