Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие России в социальной сфере. 2.1.1 Динамика доходов



2016-01-05 361 Обсуждений (0)
Развитие России в социальной сфере. 2.1.1 Динамика доходов 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1.1 Динамика доходов.

Одной из существенных проблем современного российского общества является большое различие в доходах граждан.

По данным Госкомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2009 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов (в 2008г. - 31,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%). При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение общего объема денежных доходов населения России в 2005-2009 гг.

Показатели
Денежные доходы - всего, процентов
в том числе по 20-процентным группам населения:          
первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,3 5,1 5,1 5,1
вторая 10,1 9,9 9,7 9,8 9,8
третья 15,1 14,9 14,8 14,8 14,8
четвертая 22,7 22,6 22,5 22,5 22,5
пятая (с наибольшими доходами) 46,7 47,3 47,9 47,8 47,8
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 15,2 16,0 16,8 16,8 16,7
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,409 0,416 0,423 0,422 0,422

Источник: Министерство Труда и Социального Развития РФ, Госкомстат России.

Таблица 2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода.

Показатели
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:          
млн. человек 25,2 25,2 21,5 18,7 18,5
в процентах от общей численности населения 17,6 17,7 15,2 13,3 13,1
Дефицит денежного дохода:          
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) 225,6 286,9 276,6 270,3 319,5
в процентах от общего объема денежных доходов населения 2,1 2,1 1,6 1,3 1,2

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Активно развивается и будет развиваться в перспективе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Особенно в части государственного содействия дополнительному пенсионному страхованию. С 1 октября 2008 года вступил в силу, а с 1 января 2009 года государство начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы.

Продолжается совершенствование и развитие государственной системы материальной поддержки молодых семей, родивших вторых и последующих детей. В этом году семьи, взявшие ипотечные кредиты на приобретение жилья, получили возможность использовать на погашение ипотечных кредитов средства так называемого материнского семейного капитала (а это сумма в 300 тысяч рублей). Федеральный бюджет выделил на эти цели значительные средства в объеме до 26 млрд. рублей (примерно 580 млн. евро). Будут проводиться серьезные преобразования и в сфере здравоохранения. В текущем году запланировано принять Концепцию развития здравоохранения на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи для всех без исключения групп населения.

 

Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2007-2009 г.

Так, в 2009г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году. Это говорит о том, что с каждым годом реальные доходы населения увеличиваются

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять лет данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время.

2.1.2 Динамика занятости.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

По данным Госкомстата России, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010г. составил 8,6% ( см. рис. 3).

 

Рисунок 3 – Уровень безработицы в России в 1999-2010 гг.

 

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2010г. составил 61,2% (таблица 3).

 


Таблица 3 – Экономическая активность населения.

Показатели IV квартал 2009 г. 2010 г. I квартал 2010 г. I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-)
январь февраль март
Тыс. человек х х х х х х
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) -1010
занятые -1505
безработные
В процентах х х х х х х
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) 67,8 66,9 66,8 67,0 66,9 -0,9
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) 62,4 60,8 61,1 61,2 61,0 -1,4
Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15-72 лет) 8,0 9,2 8,6 8,6 8,8 0,8

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

 

2.1.3 Показатели жилищных условий населения.

Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных социальных проблем в нашей стране.

Большинство россиян (62%) оценивают ситуацию с обеспеченностью населения жильем там, где они живут, как «плохую»; четверть (25%) опрошенных – как «удовлетворительную», и только 3% – как «хорошую». Остальные (10%) оценить положение дел с жильем в своем городе или селе затруднились.

Основные показатели жилищных условий населения отображены в приложении А и таблицах 4, 5.

 


Таблица 4 – Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Показатели
Число служб субсидий
Получили субсидии, млн. семей 7,09 6,80 6,06 5,46 4,56
Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов 15,2 13,7 11,9 10,6 8,8
Сумма начисленных субсидий, млрд. руб. 30,7 35,5 40,0 44,3 44,9
Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

Источник: Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады)

 

На основании представленных данных можно сделать вывод, что ситуации жилищных условий россиян медленно, но верно улучшаются; среднемесячный размер субсидий на жилье увеличивается

 

Таблица 5 – Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Показатели
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек 43,5 43,4 37,5 39,4 38,8
Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб. 51,6 66,6 80,5 102,5 120,7
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.
Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов

Источник: Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады)

 

На основании представленных данных можно сделать вывод, что ситуации жилищных условий россиян медленно, но верно улучшаются; субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.

Государственная целевая программа "Жилище", одобренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.

Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 срок реализации федеральной целевой программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011 - 2015 годов.

При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы "Жилище" добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Проект “Доступное жильё” направлен на возможность граждан самостоятельной покупки квартиры с использованием ипотеки или без неё. Для этого должны быть увеличены темпы жилищного строительства и в первую очередь доступного жилья. Молодёжь и молодые семьи должны иметь возможность приобретения доступного жилья по программе льготного ипотечного кредитования, нужно выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами по обеспечению их новыми комфортными, качественным квартирами. Это и многое другое лежит в основе нацпроетка “Доступное жильё”.

Национальный проект “Доступное и комфортное жилье гражданам России” призван создать условия всем гражданам России, и в главную очередь для молодёжи и молодых семей для решения их проблем связанных с покупкой новых квартир на условиях ипотечного кредитования.

 

 

2.1.4 Анализ демографической ситуации

Демографическая проблема является одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем современной России.

По результатам статистики численность постоянного населения РФ за 2010 г. уменьшилась на 81,6 тысяч человек (данные на 01.12.2010 г.) и составила 141,8 млн человек. Наметившийся в 2009 г. рост населения, пусть скромный – всего на 0,002% (3,2 тысячи человек), в тенденцию не превратился, ведь вызван он был не столько внутренними причинами, сколько одной внешней – миграцией. В 2009 г. мигранты полностью компенсировали убыль постоянного населения РФ. В 2010 г. миграционный прирост только наполовину перекрыл потери.

Таблица 6 – Рождаемость, смертность и естественный прирост

Годы Всего, человек На 1000 человек населения
  родившихся умерших естественный прирост родившихся умерших естественный прирост
 
-846559 10,2 16,1 -5,9
-687066 10,4 15,2 -4,8
-470323 11,3 14,6 -3,3
-362007 12,1 14,6 -2,5
-248856 12,4 14,2 -1,8
-239568 12,5 14,2 -1,7

Источник: Федеральная служба государственной статистики

На основании представленных данных можно сделать вывод, что число умерших значительно превышает число родившихся и естественный прирост в последние 5 лет находится в отрицательном показателе.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб.

Введение этой беспрецедентной меры государственной поддержки направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

Ключевым направлением здравоохранения будет являться формирование здорового образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей. Прежде всего, это преодоление вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте. На решение этой задачи направлены масштабные организационные, структурные и финансово-экономические преобразования, которые предполагается провести в российском здравоохранении. Объем финансового обеспечения программы государственных гарантий в 2009 году несмотря на финансовый кризис по сравнению с 2008 годом возрастало почти в 2 раза. В преодолении проблем финансового кризиса участвовали абсолютно все слои общества, в том числе представители бизнеса, общественных и негосударственных институтов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства.

В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и, то какую часть занимает эта группа населения в общем, населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И. В. Кривогон; под ред. Мст. П. Афанасьева. – М. : Издательство Юрайт, 2009. – 777 с. – (Университеты России).

2. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2011. – 703 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

3. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-1996.

4. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 205 с.

5. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С.Миронов// Общество и экономика.-2005.-№5.-с.5-12

6. Николаева И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов/ И.П.Николаева.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-510 с.

7. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. .м., Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.

8. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. П.: Макроэкономика Э40 / Е. Г. Ефимова, И. С. Потапова, М. Д. Заславская, Н.А. Резякова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МГИУ, 2006. – 245 с.

9. www.gks.ru;

10. www.mvd.ru.

11. www.socpol.ru;

12. www.fom.ru.

13. www.fcpdom.ru/prog.php

14. www.rost.ru/

 



2016-01-05 361 Обсуждений (0)
Развитие России в социальной сфере. 2.1.1 Динамика доходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие России в социальной сфере. 2.1.1 Динамика доходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)