Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Земляные работы, обоснование глубины закладки трубопровода



2016-01-05 3043 Обсуждений (0)
Земляные работы, обоснование глубины закладки трубопровода 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При выполнении земляных работ на строительстве линейной части магистральных» трубопроводов осуществляют рытье (раз­работку) траншеи роторными и одноковшовыми экска­ваторами, засыпку уложенного в траншею трубопровода бульдо­зерами или роторными траншеезасыпателями; обвало­вание прокладываемого наземно трубопровода одноковшовыми экскаваторами; отсыпку насыпей с использованием одноковшовых экскаваторов, автосамосвалов и бульдозеров; устройство полок, срезку косогоров (в составе подготовительных работ); рекульти­вацию; устройство нагорных канав (при прокладке нефте- и нефтепродуктопроводов) на косогорах; разработку (устройство) кот­лованов при монтаже линейной арматуры; засыпку ряжей при надземной прокладке трубопроводов; устройство и разбор времен­ных перемычек при сооружении переходов трубопроводов через малые реки, ручьи и овраги; разработку урезов и подводные зем­ляные работы при прокладке переходов трубопроводов через крупные водные преграды. Помимо этого выпол­няют взрывные и буровзрывные работы, работы по рыхлению и резке мерзлых грунтов, бурение скважин в многолетнемерзлых грунтах.

К земляным работам относят также разработку траншей для трубопровода бульдозерами в песчаных барханах, послойную разработку траншеи с использованием роторных и одноковшовых экскаваторов, бульдозеров и разработку траншеи-канавы навес­ными и прицепными канавокопателями при прокладке трубопро­водов с частичным заглублением, прокладку тоннелей в горных условиях, намывку насыпей земснарядами, направленное буре­ние (или проколы) при строительстве переходов трубопроводов через естественные и искусственные преграды и др.

Все виды земляных работ должны выполняться с использова­нием мерительного и геодезического инструмента.

К началу работ по рытью траншеи необходимо иметь проект производства земляных работ, при разработке которого использованы типовые технологические карты;

наряды - задания экипа­жам экскаваторов на Проведение работ; письменное разрешение на право проведения земляных работ в зоне расположения под­земных коммуникаций от организаций, ответственных за их экс­плуатацию. Перед разработкой траншеи должны быть осуще­ствлены расчистка и планировка трассы; разбивка оси траншеи и закрепление ее на местности; устройство подъездов для доставки экскаватора на объект и его обслуживания. Траншеи для магистральных трубопроводов в нормальных гидрогеологических условиях в летнее время в грунтах I-IV ка­тегорий в основном разрабатывают роторными экскаваторами. В местах границ захваток для работы роторных экскаваторов, горизонтальных и вертикальных углов поворота трубопровода, на переходах через естественные и искусственные препятствия, в мягких грунтах с включением валунов, на обводненных грунтах и болотах, в разрыхленных мерзлых и скальных породах для этой цели используют одноковшовые экскаваторы с обратной ло­патой.

Грунт, разрабатываемый из верхних слоев, следует уклады­вать в отдельные части отвала с постепенным приближением зо­ны разгрузки к бровке траншеи. Грунт, вынутый из траншеи и уложенный в отвал, необходимо размещать на расстоянии не ме­нее 0,5 м от бровки траншеи

При засыпке трубопровода необходимо соблюдать следующие правила:

при наличии горизонтальных кривых сначала засыпают кри­волинейный участок (от середины в обе стороны), а затем осталь­ную часть трубопровода;

на участках с вертикальными кривыми трубопровода (в овра­гах, балках, суходолах и т. п.) засыпку производят с двух сторон понижения (сверху вниз);

на участках захлестов засыпку выполняют таким образом, чтобы перемещение бульдозера, а следовательно, и направление отсыпки осуществлялось с двух сторон (по длине не менее 300 м) к границам разрыва, необходимого для монтажа трубопровода.

Избыточный грунт при засыпке траншей нужно разравнивать пологим валиком, при определении высоты которого учитывают осадку.

Во многих случаях при разработке траншеи и засыпке уложен­ного в нее трубопровода проектом предусматривают работы по рекультивации плодородного слоя почвы. Их выполняет поточным методом звено, оснащенное бульдозерами. При срезке плодород­ного слоя ширину полосы рекультивации принимают равной сум­ме ширины траншеи поверху и зоны расположения отвала мине­рального грунта. После срезки плодородного слоя восстанавли­вают разбивку оси траншеи. Грунт складируют и хранят так, чтобы исключалась возможность ухудшения качества плодород­ного слоя (смешивание его с минеральным грунтом, загрязнение плодородного слоя почвы и др.), размыва и выдувания.

В отдельных случаях плодородный слой почвы одноковшовыми экскаваторами из отвалов грузят на автосамосвалы и вывозят к местам складирования.

Методы проведения земляных работ и выбор используемых для этих целей машин зависят от природно-климатических усло­вий, в первую очередь грунтовых и рельефных.

Параметры земляных сооружений, применяемых при строительстве маги­стральных трубопроводов (ширина, глу­бина и откосы траншеи, сечение насыпи и крутизна ее откосов и др.), устанав­ливают в зависимости от диаметра про­кладываемого трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий и определяют проек­том. Размеры траншеи (глубина, ши­рина по дну, откосы) устанавливают в зависимости от назначения и диамет­ра трубопровода, характеристики грун­тов, гидрогеологических и других усло­вий.

Минимальная ширина траншеи по дну устанавливается СНиП и прини­мается равной D +300 мм для трубо­проводов диаметром до 700 мм (где D - условный диаметр трубопровода) и 1,5D для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований:

для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D +500 мм;

допускается принимать ширину тран­шей равной ширине рабочего органа землеройной машины, но не менее ука­занной;

ширина траншеи по дну на кривых участках под гнутые или сварные отво­ды должна быть равна двухкратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках для обеспе­чения вписания трубопровода в кривую траншею;

ширина траншеи по дну под балласт­ными грузами или анкерными установ­ками должна быть не менее 2,2D, на участках трубопровода балластируемого грунтом с использованием нетканого синтетического материала, 1,6D.

Глубину траншеи устанавливают из условий предохранения трубопровода от механических повреждений при пе­реезде через него автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и назначают равной: для трубо­проводов диаметром D до 1000 м - D + 0,8 м; для трубопроводов диаметром 1000 м и более D+1 м; для болоти­стых грунтов, подлежащих осушению, D +1,1 м; для песчано-барханных грун­тов D+1 м от нижних межбарханных оснований; для скальных и болотистых грунтов при отсутствии проезда авто­транспорта, строительных и сельско­хозяйственных машин Д+ (0,6-0,8) м.

Крутизна откосов траншей под трубо­провод и котлованов под трубопровод­ную арматуру принимается по СНиП.

Методы разработки грунтов опреде­ляют в зависимости от параметров зем­ляного сооружения и объемов работ, геотехнических характеристик грунтов, классификации грунтов по трудности разработки, местных условий строитель­ства, наличия землеройных машин в строительных организациях.

При разработке и засыпке траншей для пересчета объемов работ разрых­ленного грунта на объем в плотном состоянии при невозможности замера последнего. Грунт замеряется и оплата производится как за его разработку в плотном теле.

Различают два вида разрыхления:

первоначальное и остаточное. Первона­чальное разрыхление образуется в мо­мент разработки грунтов, а остаточное остается в земляном сооружении после уплотнения его естественным путем.

При разработке траншей роторными экскаваторами для получения ровной поверхности дна выполняется предвари­тельная планировка микрорельефа по­лосы трубопровода бульдозером на ши­рину, равную гусеничному ходу экска­ватора, предназначенного для разра­ботки траншеи, но не менее 3 м.

Сменные темпы земляных, изоля­ционно-укладочных работ в целях предотвращения деформации профиля траншеи в слабых грунтах, а также смерзания отвала грунта в зимнее время, должны быть одинаковыми при ми­нимальном интервале (технологическом разрыве) между этими работами, опре­деляемым ППР.

Разработка траншей в задел допу­скается только в устойчивых грунтах в летнее время. Во избежание обвала вынутого грунта, а также обрушения стенок траншеи ближняя кромка осно­вания отвала вынутого грунта должна располагаться не ближе 0,5 м от края траншеи. Рыхление скальных грунтов взрывным способом производится до вывоза труб на трассу во избежание их повреждения, рыхление мерзлых грунтов допускается и после вывоза труб на трассу.

Переборы грунта при разработке траншеи ликвидируются подсыпкой мягкого грунта и его уплотнения. Ос­нования под трубопроводы в скальных и мерзлых грунтах выравнивают слоем мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями основания.

При сооружении трубопроводов боль­ших диаметров (1020, 1220, 1420 мм) проводится нивелировка дна траншеи по всей длине трассы: на прямых участках через 50 м; на вертикальных кривых принудительного гнутья через 2 м; при сооружении трубопроводов диаметром менее 1020 мм только на сложных участках трассы (вертикаль­ных углах поворота, участках с пере­сеченным рельефом местности), а также на переходах через железные и автомо­бильные дороги, овраги, ручьи, реки, балки и другие преграды, на которые разрабатываются индивидуальные ра­бочие чертежи.

Засыпка трубопровода производится непосредственно вслед за отпуском и установкой балластных грузов или ан­керных устройств. При засыпке грун­том, содержащим мерзлые комья, ще­бень, гравий и другие включения раз­мером более 50 мм в поперечнике, изо­ляционное покрытие предохраняют от повреждений присыпкой мягким грун­том на толщину 20 см над верхней об­разующей трубы или устройством за­щитных покрытий. Мягкая подсыпка дна траншеи и засыпка мягким грун­том трубопровода, уложенного в скаль­ных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, до­пускается по согласованию с проект­ной организацией и заказчиком за­менять сплошной надежной защитой.

Методы разработки траншей опре­деляются в зависимости от заданных размеров и профиля траншеи для ук­ладки конкретного трубопровода; вида и состояния грунтов на участке работ;

характера рельефа местности; степени обводненности участка; наличия соответствующих комплексов землеройных машин и технико-экономиче­ских показателей их применения.

Разработку траншей в талых грунтах и грунтах с промерзанием верхнего слоя до 1 м можно также осуществлять ком­бинированными методами с примене­нием комплексов машин, состоящих из бульдозеров, тракторных разрыхли­телей, роторных или одноковшовых экскаваторов. При комбинированном методе траншею разрабатывают буль­дозерами на глубину до 1 м, а затем экскаваторами до проектной глубины. В сильно сыпучих барханных песках, когда изоляционно-укладочные колон­ны могут работать только в самой тран­шее (ширина которой составляет 6 м и более), разработку таких траншей осуществляют с помощью мощных буль­дозеров по продольно-поперечной схеме. В зависимости от размеров траншей, расположения отвала и условий работы рытье траншей осуществляют лобовым или боковым забоями.

Для разработки траншей под трубо­проводы диаметрами 1220-1420 мм применяют комплекты машин, которые состоят из двух роторных экскавато­ров ЭТР-231, ЭТР-253А или ЭТР-254 и бульдозера. Эти комплекты можно применять до освоения экскаваторов с изменяемой шириной гусеничного хода, использование которых позволит разрабатывать траншеи комплектами, состоящими из двух-трех роторных экскаваторов без применения бульдо­зеров. Для эффективной разработки траншей под трубопроводы диаметром до 1220 мм комплекты машин могут состоять из двух экскаваторов типа ЭТР-204 и ЭТР-223 и бульдозера. Про­ектный профиль траншеи формируется в процессе прохождения второго экска­ватора. Такая технологическая схема позволяет разрабатывать траншеи глу­биной, превышающей максимальную глубину копания роторных экскавато­ров.

Метод разработки траншей комплектом роторных экскаваторов предусмат­ривает непрерывную поточно-механи­зированную разработку траншей ком­плектами роторных экскаваторов, каждый из которых разрабатывает определенную часть профиля траншеи. Применение данной технологии позволяет обеспечить заданные темпы разработки траншей; ликвидировать обра­зование технологических перемычек между захватками работы роторных экскаваторов и тем самым высвободить одноковшовые экскаваторы для их раз­работки; устранить сменные переезды машин с одного участка на другой, что имеет место при обычной техноло­гической схеме разработки; снизить не­производительные затраты труда и рас­ход ресурсов.

В зависимости от несущей спо­собности грунта и объемов траншеи разрабатывают:

на болотах I типа в любое время го­да и II типа в зимних условиях экска­ваторами ЭО-4121, ЭО-4123 с обратной лопатой на уширенных гусеницах или на обычных гусеницах с применением перекидных сланей или щитов;

на болотах II и III типов (за исклю­чением сплавинных болот) в летних условиях траншеи разрабатывают спе­циальными болотными экскаваторами (Э-652БС, ЭО-4221, МПТ-72 и др.) или обычными экскаваторами, установ­ленными на понтонах.

Для прокладки магистральных трубо­проводов на болотах всех типов мето­дом сплава или протаскивания траншеи разрабатывают взрывным способом. В зависимости от типа и глубины бо­лота, а также степени залесенности трассы применяют способы удлиненных, сосредоточенных или скважинных за­рядов. В зависимости от типа болота, способа прокладки, времени строитель­ства и используемой техники различа­ют следующие основные методы земля­ных работ:

разработку траншей с предваритель­ным выторфованием;

разработку траншей с применением специальной болотной модификации и плавающей техники, понтонов, щитов, сланей или пеносаней, снижающих давление на поверхность грунта;

разработку траншей с применением энергии взрыва;

разработку траншей в зимнее время.

Схема разработки траншей с предва­рительным выторфованием применяет­ся на участках с глубиной торфяного слоя до 1 м с устойчивым подсти­лающим основанием. Ширина образуе­мой посредством выторфования выемки должна обеспечивать нормальную ра­боту экскаватора для разработки тран­шеи в минеральном грунте на полную глубину. Траншея устраивается буль­дозером или экскаватором на глубину 0,15-0,2 м ниже проектной отметки с учетом возможного оплывания откосов траншеи. Схему разработки траншей с применением специальной техники, пон­тонов, щитов или сланей применяют на слабонесущих болотах (II и III ти­пов).

Для разработки траншей взрывным способом в зависимости от типа болота и размеров траншеи применяют раз­личные технологические схемы.

На открытых и слабозалесенных бо­лотах при разработке траншей и кана­лов глубиной до 3-3,5 м, шириной по верху до 15 м, мощностью торфяного слоя до ⅔ глубины траншеи исполь­зуют удлиненные шнуровые заряды (из отходов пироксилиновых порохов или водоустойчивых аммонитов). На глубоких болотах, покрытых лесом, раз­работку траншеи (глубиной до 5 м и шириной по верху до 20 м) целесооб­разно осуществлять сосредоточенными зарядами, размещенными вдоль оси траншеи. При этом отпадает необходи­мость в предварительной расчистке трассы от леса. Сосредоточенные за­ряды размещают в зарядных воронках, образуемых прострелкой небольших скважинных зарядов.

Для разработки траншей глубиной до 2,5 м и шириной по верху 6-8 м эффективно использовать скважинные заряды из водоустойчивых ВВ. Этот метод можно использовать на болотах I и II типов, в том числе покрытых лес­ной растительностью. Скважины (вер­тикальные или наклонные) распола­гают вдоль оси траншеи на расчетном расстоянии друг от друга в один или два ряда в зависимости от проектной ширины дна траншеи. Диаметр скважин принимают 150-200 мм. Наклон­ные скважины под углом 45-60° к го­ризонту применяют при необходимости направленного выброса грунта на одну из сторон траншеи.

Для прокладки трубопроводов в гор­ных условиях траншеи в скальных грун­тах разрабатывают различными спо­собами в зависимости от уклонов трассы и характеристик грунта:

на участках трассы с продольными уклонами до 15° в грунтах I-IV кате­гории обычно применяют роторные эк­скаваторы;

при больших уклонах, как правило, используют одноковшовые экскаваторы и бульдозеры;

на участках с поперечным уклоном не более 8° допускается применять землеройные машины на гусеничном и пневмоколесном ходу,

На косогорах с поперечным уклоном более 8° для устойчивости машин при выполнении всех строительных процес­сов устраивают полки со съездами и подъездами.

На полках при продольных уклонах до 35° в грунтах, не требующих пред­варительного рыхления, используют од­ноковшовые экскаваторы с обратной лопатой или роторные экскаваторы;

при уклонах более 35° применяют буль­дозеры, причем ширина траншеи по дну должна быть равна ширине ножа буль­дозера.

В скальных грунтах перед разработ­кой траншеи одноковшовыми экскава­торами необходимо предварительно рыхлить грунт взрывным способом. Рыхление скальных грунтов следует производить до вывоза труб на трассу. Разработка траншеи в скальных грунтах ведется одноков­шовыми экскаваторами с предвари­тельным рыхлением грунта буровзрывным способом. Рыхление грунта под траншею осуществляется группой не­больших зарядов, помещенных в пробу­ренные шпуры.

На участках трассы, сложенных скальными грунтами, при продольных уклонах до 20° устраивают подушки и присыпки трубопровода, а на участках трассы с продольными уклонами выше 20° производят обычно сплошную фу­теровку трубопровода деревянными рейками.

Для подсыпки мягкого грунта в тран­шею применяют бульдозеры, траншеезасыпатели и одноковшовые экскава­торы. По дну траншеи грунт можно раз­равнивать бульдозером на базе малога­баритного тягача. На участках с кру­тизной склона более 35°, когда работа одноковшовых экскаваторов крайне затруднительна, траншеи небольшой про­тяженности можно разрабатывать буль­дозерами лотковым способом послойно сверху вниз.

Засыпают траншеи на крутых подъ­емах и спусках, как правило, путем перемещения бульдозеров вдоль или под углом к траншее. При расположе­нии отвала грунта и подошвы откоса в виде полувыемки используют одно­ковшовые экскаваторы и скребковые траншеезасыпатели.

После окончания земляных работ прилегающая полоса в зоне подвижных песков должна быть обязательно за­креплена.

Все работы по строительству трубо­проводов в пустынных и песчаных райо­нах следует выполнять преимуществен­но в осенне-зимне-весенний периоды, а в случае необходимости вести работы в летний период - работать только в вечернее и ночное время. Разрыв между земляными и изоляционно-укладочными работами должен быть минимальным, чтобы избежать выдувания отвала и за­носа траншей песком. Траншеи в пес­чаных грунтах разрабатывают буль­дозерами, канавокопателями, одноков­шовыми и роторными экскаваторами. В сыпучих грунтах траншеи целесообразно разрабатывать одноковшовыми экскаваторами типа драглайн, оснащенными ковшами уве­личенной вместимости.

В плотных закрепленных и влажных грунтах траншеи следует разрабаты­вать роторными экскаваторами. Разра­ботку траншеи осуществляют комплек­сом мощных бульдозеров по продоль­но-поперечной схеме. Траншеи в плотных и влажных пес­чаных грунтах можно разрабатывать одним бульдозером лотковым способом с перемещением грунта в отвал по кри­вой.

При устройстве глубоких траншей применяют комбинированный способ разработки грунта, при котором верх­ний слой до 1-1,2м разрабатывают бульдозерами, а остальную часть (до проектной отметки) в сыпучих грун­тах - одноковшовым экскаватором, а в плотных и влажных песках - ротор­ными экскаваторами.

Земляные и все другие работы по строительству трубопровода на ороша­емых землях выполняют в осенне-зимний невегетационный период и долж­ны быть закончены до начала весен­них поливов. Земляные работы на оро­шаемых землях проводят в определен­ной последовательности:

планировка полосы и устройство пе­реездов;

снятие плодородного слоя и пере­мещение его в отвал;

разработка траншей;

засыпка уложенного в траншею тру­бопровода;

восстановление плодородного слоя и поливных борозд.

Для обеспечения проезда транспорт­ных и строительных машин выполня­ется планировка, которая заключается в срезке имеющихся бугров, гряд и по­ливных борозд на полосе. Для передви­жения машин через оросительные кана­лы и осушительные коллекторы устраи­вают переезды, отсыпаемые бульдозе­рами из местного грунта. После оконча­ния работ земляные перемычки убирают, а грунт перемещают обратно в резерв. Траншеи в грунтах нормальной влаж­ности и плотных устойчивых минераль­ных грунтах разрабатывают роторными траншейными экскаваторами. Для раз­работки траншей с откосами во влаж­ных грунтах необходимо использовать роторные экскаваторы, оборудованные откосниками и специальными ковшами с цепными днищами.

Контроль качества земляных работ заключается в систематическом наблю­дении и проверке соответствия выпол­няемых работ проектной документации и соблюдения требований СНиП и технологических карт. В целях преду­преждения дефектов в процессе произ­водства работ осуществляется опера­ционный контроль качества, который осуществляется непосредственно испол­нителями, бригадирами, мастерами, прорабами или специальным контроле­ром. Выявленные в ходе контроля де­фекты, отклонения от проектов и тре­бований строительных норм и правил или технологических инструкций испра­вляются до начала последующих опе­раций (работ).

Приемка законченных земляных со­оружений осуществляется при сдаче в эксплуатацию всего магистрального трубопровода. Приемку трубопровода осуществляет специальная государст­венная комиссия с соблюдением общих правил по организации и приемке ра­бот, по строительству земляных соору­жений и по строительству магистраль­ных трубопроводов.

 

3. Строительство трубопровода в особых условиях

 

При строительстве трубопроводов на болотах применяют все существу­ющие в настоящее время конструктивные схемы укладки трубопроводов.

Подземная схема. Трубопровод укладывают в грунт на глубину, превыша­ющую диаметр труб.

Полуподземная и наземная схемы. Трубопровод укладывают в грунт на глу­бину менее диаметра, а выступающую часть труб засыпают грунтом.

При наземной - трубопровод укладывают на поверхности спланирован­ного грунта.

Надземная схема. Трубопровод укладывают выше поверхности грунта на опорах. На переходах трубопроводов через болота обычно укладывают одну нитку трубопровода. Однако на болотах II и III типов при ширине болота более 500 м допускается прокладка резервной нитки.

Возможность применения той или иной схемы в конкретных условиях определяется типом болота, его естественным состоянием, а также изменением физико-механических свойств грунта под воздействием трубопровода. Необ­ходимо иметь в виду, что и технология строительства может оказать сущест­венное положительное или отрицательное влияние на взаимодействие труб от окружающего их грунта.

В отличие от трубопроводов, уложенных в плотных грунтах, трубопроводы, уложенные на болотах по подземной или наземной схемам, с течением времени изменяют свое первоначальное положение. Это объясняется чрезвычайно силь­ной сжимаемостью болотистых (торфяных) грунтов под воздействием даже незначительных уплотняющих нагрузок. Поскольку в период эксплуатации в трубопроводе возникают продольные усилия, то они обусловливают более значительные поперечные перемещения труб.

По строению и условиям образования болота классифицируют следующим образом:

верховые болота. Находятся в зонах избыточного увлажнения, имеют выпуклую форму поверхности. Болота обычно имеют незначительный лесной покров;

низинные болота. Их характерные признаки: вогнутая поверхность; бога­тое грунтовое водно-минеральное питание; растительный осоковый или осоково-гипсовый микроландшафт;

переходные болота, не имеющие четко выраженного рельефа поверхности.

Болота нужно классифицировать также с точки зрения сложности; производства строительных работ при сооружении трубопроводов, а не только по проходимости по ним строительных машин.

I тип:1) болота, целиком заполненные торфом устойчивой консистенции, и участки болотистых грунтов, допускающие работу и неоднократный проход строительных машин с удельным давлением на грунт р = 0,25 кгс/см2;

2) болота, заполненные торфом неустойчивой консистенции при глубине торфа до 0,7 м. подстилаемые плотным минеральным грунтом, допускающим работу обычных строительных машин и механизмов. Ширина болота по створу перехода до 500 м. Несущая способность поверхности болота 0,05 < р < 0,25 кгс/см2;

3) болота глубиной до 1,5 м на минеральном основании, целиком запол­ненные торфом, допускающие работу и проезд машин с удельным давлением на грунт р≥ 0,1 кгс/см2. Ширина болота в створе перехода до 250 м.

II тип:1) болота, заполненные торфом неустойчивой консистенции, при глубине торфа до 0,7 м, подстилаемые минеральным грунтом. Ширина болота более 500 м. Несущая способность болота 0,05 < р < 0,25 кгс/см2;

2) болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и проезд машин с удельным давлением до 0,1 кгс/см2. Ширина болота до 1 км.

III тип: 1) болота, допускающие работу только специальных плавучих машин и механизмов или обычных машин на понтонах;

2) болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и проезд машин с удельным давлением до 0,1 кгс/см2 при ширине болота более 1 км.

При прокладке магистральных трубопроводов через болота в ряде случаев необходимо их осушать. От степени осушения торфя­ной залежи болота зависит величина осадки и несущая способность торфа, что особенно важно при укладке трубопровода на торфяное основание, а также при выполнении строительно-монтажных работ на болоте. Осушение торфяной залежи может производиться на по­лосе отвода трубопровода или на всем болоте и должно осуще­ствляться предварительно за 6 -12 месяцев. Осушение может быть полное и частичное. При полном осушении на полосе строительства торфяная залежь осушается по всей глубине залегания торфа, при частичном осушении - на глубине, меньшей, чем мощность торфя­ного покрова.

Частичное или полное осушение зависит от технической возмож­ности и экономической целесообразности производства осушитель­ных работ. В ряде случаев достаточно частичного водоотвода, осо­бенно, когда период выполнения осушительных работ не совпадает с периодом сооружения трубопровода.

Перед осушением проводится обследование болота, в результате которого представляются данные о расположении трассы трубопро­вода относительно болота, о площади болота и о возможности водо­отвода.

Торфяные залежи осушают с помощью водоотводных (осушитель­ных) канав, отрываемых непосредственно в торфяной залежи. Кроме того, водоотводные канавы, устраиваемые на болотах с двух сторон трубопровода на расстоянии не менее 10 м от его оси, служат также для ограждения трубопровода и создания противопожарной защиты. При осушении полосы трассы трубопровода обычно используется естественный уклон местности. В зависимости от этого выбирается направление стока воды в осушительных канавах.

Кроме осушительных канав, в ряде случаев отрываются нагорные канавы (оградительные), предназначенные для ограждения осушаемого болота от поверхностных вод, стекающих с прилегающей тер­ритории. В зависимости от характера рельефа прилегающей к болоту местности нагорные канавы могут быть непрерывные, прерывистые, расположенные на ступенях склона, и U-образные.

Работы по осушению болот начинаются с разбивки на местности нагорных и осушительных канав и расчистки трассы от деревьев, кустарника и другой растительности. Сначала роют нагорные канавы, а затем осушительные. Нагорные канавы отрывают по границам осушаемой площади с уклоном от трубопровода.

Канавы роются механизмами и машинами, которые в дальнейшем используются для рытья траншеи.

Трубопровод, прокладываемый в болотистом и обводненном грунте, дол­жен быть закреплен не только против погружения, но и против всплытия, если он имеет положительную плавучесть. Трубопровод закрепляют утяжеляющими грузами (чугунными или железобетонными), сплошным бетонированием или винтовыми анкерными устройствами. Опыт строительства трубопроводов в усло­виях Крайнего Севера, Западной Сибири и других районов показывает, что при небольшой длине переходов через болота, а также при изредка встречающихся вдоль трассы болотах целесообразно закреплять трубы отдельными чугунными или железобетонными грузами. При большом числе болотистых участков зна­чительно выгоднее применять анкерные устройства, особенно в условиях Край­него Севера, куда доставка балласта оказывается весьма дорогостоящей, а сама навеска грузов достаточно сложной.

Применяют два основных способа укладки трубопрово­дов в траншею: раздельный и совмещенный. При раздельном способе предвари­тельно подготовляют траншею, а затем укладывают в нее трубопровод; при совмещенном способе одновременно с разработкой траншеи осуществляют изо­ляцию трубопровода и его укладку в траншею. Этот способ в основном содержит все элементы технологии строительства трубопроводов в нормальных условиях.

Применение совмещенного способа обусловливается возможностью про­движения по поверхности болота вдоль траншеи изоляционно-укладочной колонны.

При раздельном способе трубопровод нужно укладывать в отрытую тран­шею как можно скорее после ее устройства во избежание оползания откосов и «заплывания» траншеи.

Наиболее распространены три технологические схемы раздельного способа: 1) протаскивание балластированного трубопровода с берега по дну траншеи; 2) сплав трубопро­вода по поверхности воды в траншее с последующим опусканием его на дно и 3) протаскивание трубопровода по поверхности воды (при наличии ее в тран­шее) с применением разгружающих понтонов.

Суть совмещенного способа заключается в одновременном выполнении работ по устройству траншеи, изоляции и опусканию трубопровода. При этом необходима возможность прохода экскаватора и изоляционно-укладоч­ной колонны по поверхности болота. В условиях болот, находящихся в районах с длительной зимой, можно вести работы совмещенным способом после промер­зания болота на глубину 40-50 см. Для увеличения толщины промерзшего слоя снег по трассе в полосе шириной 7-8 м периодически убирают. На непро­мерзающих болотах обязательно нужна лежневая дорога.

Прокладка трубопроводов в насыпях (дамбах) возможна на боло­тах второго и третьего типов. Этот способ мало используется из-за большой трудоемкости работ.

В зависимости от несущей способности и обводненности торфя­ной залежи на болотах можно применять различные способы соору­жения насыпи: 1) без выторфовывания с отсыпкой насыпи на торфяной залежи и 2) с выторфовыванием, т. е. с предварительным частич­ным или полным удалением торфа перед отсыпкой насыпи.

Насыпь при полном выторфовывании сооружается на минераль­ном дне болота с заменой торфа грунтом.

Грунт для отсыпки насыпей на болотах должен быть дрениру­ющий крупноскелетный - щебенистый, галечный, гравелистый или крупнопесчаный. В крайнем случае допускается супесь пли водоне­проницаемая плотная глина. Суглинки, а также иловатые глины для отсыпки болотных насыпей применять нельзя, так как они об­ладают высокой водопоглощаемостью.

Насыпи на болотах возводятся постепенным наращиванием слоев. Первый слой отсыпается с торца насыпи отдельными участками.

Последующие слои насыпи по всей высоте наращиваются отсыпкой слоя на всей длине сразу.

Перемещение грунта к торцу насыпи и разравнивание его осу­ществляются бульдозером. После того, как высота насыпи достигнет проектной отметки нижней части трубопровода, последний уклады­вают так, чтобы ось его находилась на расстоянии 1,5 мот левой бровки насыпи и 4,5 мот правой ее бровки. Укладку трубопровода в насыпь следует вести одновременно с ее отсыпкой.

После отсыпки первой (первого слоя) и второй (второго слоя) части насыпи трубоукладчиками укладываются секции труб. Когда секции будут сварены, очищены и заизолированы, производится отсыпка третьей части насыпи (второго слоя) так, чтобы толщина слоя над трубой была не менее 30 см. Затем отсыпается четвертая часть (третий слой) насыпи полностью.

Для сокращения холостых проходов трубоукладчиков укладку трубопровода ведут с обоих концов насыпи.

По окончании отсыпки производится поперечная профилировка насыпи с помощью грейдера или универсального бульдозера для придания ее верху проектного очертания.

Возведение насыпей на торфяном основании начинается не менее, чем за 6-12 месяцев до укладки в них трубопровода; за этот срок должна произойти осадка торфяного грунта.

Прокладка трубопроводов в траншее с частичным или полным выторфовыванием применяется на болотах всех типов.

При частичном выторфовывании трубопровод располагают на торфяном основании.

При прокладке в траншее с полным выторфовыванием трубопро­вод укладывают на минеральное.

Укладку трубопровода в траншею осуществляют различными способами в зависимости от типа болота и обводненности траншеи: 1) с бровки траншеи при использовании лежневой дороги; 2) сплав­ным методом с предварительной (до сплава) или последующей (после сплава) балластировкой грузами; 3) методом протаскивания забал­ластированной плети трубопровода.

При сплавном методе на одном из берегов перехода производятся все сварочно-монтажные работы на стационарной монтажной пло­щадке. После очистки и наложения изоляции и футеровки секция сплавляется по обводненной траншее. По мере сплава секции трубо­провода в траншею периодически наращиваются последующие сек­ции в плеть.

Сплавной метод позволяет осуществлять укладку трубопровода на труднопроходимых болотах в летнее время при минимальном количестве машин и механизмов, работающих в стационарных усло­виях на монтажной площадке. Это увеличивает производительность труда, улучшает качество работ и удешевляет стоимость сооружения перехода.

Сплавной метод применяется на переходах, имеющих значитель­ную длину и глубину залегания торфяного слоя и высокий уровень стояния грунтовых вод. В таких болотах по мере продвижения экска­ватора и выемки грунта траншея сразу заполняется водой. Утяже­ляющие грузы можно навешивать до или после сплава.

На непроходимых болотах, а также при отсутствии соответству­ющих механизмов для доставки грузов и их укладки на трубопро­вод применяется метод протаскивания забалластированного трубо­провода по дну вырытой траншеи. По оси траншеи прокладывают трос, один конец которого прикреплен к переднему заглушенному концу плети, а другой - к трактору (или лебедке), расположенному на противоположном конце болота. Методом протаскивания трубо­проводы можно уложить на минеральное дно болота глубиной не ме­нее 3 м или в траншею на торфяное основание с мощностью залежи свыше 3 м, т. е. метод протаскивания позволяет вести укладку тру­бопровода на глубоких болотах без применения специальных машин, а основные работы выполнять на монтажной площадке, что повышает их качество.

Для утяжеления протаскиваемой плети трубопровода, кроме



2016-01-05 3043 Обсуждений (0)
Земляные работы, обоснование глубины закладки трубопровода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Земляные работы, обоснование глубины закладки трубопровода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)