Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о фольклоре народа манси



2016-01-05 1731 Обсуждений (0)
Понятие о фольклоре народа манси 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение
Глава I. Культура народов Манси
1.1 Кто же такие Манси?
1.2 Национальная литература народов Манси
Глава II. Творчество Ю. Шесталова в контексте истории мансийской литературы
Глава III. Своеобразие мотивов в произведениях Ю.Шесталова
3.1 Фольклорно-языческие мотивы в произведения Ю.Н. Шесталова и других мансийских писателей
3.2 Автобиографические мотивы творчества Ю.Шесталова
IV Эволюция образа лирического героя

 

Введение

Тема курсовой работы – своеобразие поэтики Ювана Николаевича Шесталова. Важность моей темы исследования обусловлена тем, что Юван Шесталов является одним из известных мансийских писателей, первый профессиональный поэт манси, член СП СССР с 1962 года. По подсчетам В.В. Огрызко, «Шесталов в советсткое время считался одним из самых издаваемых писателей Севере – за 35 лет литературной работы он выпустил около 80 книг общим тиражом свыше семи миллионов экземпляров». Но до сих пор об этом авторе не написано ни одной монографии, а статьи о нем носят в большинстве своем скорее литературно-критический, чем литературоведческий характер.

Первые стихи Ю. Шесталова опубликованы в 1957 г. в ханты-мансийской окружной газете «Ленинская правда». Первый поэтический сборник «Маке мат» вышел в 1958 году, в 1964 – первое прозаическое произведение – повесть «Синий ветер каслания». Автор более сорока книг поэзии, прозы, публицистики, среди которых «Языческая поэма» (1971), «Когда качало меня солнце» (1972), «Тайна Сорни-най» (1976), «Огонь исцеления» (1989). За книгу «Языческая поэма» удостоен Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького.

Цель исследования: выявить своеобразие поэтики Ю.Н.Шесталова.

Задачи исследования:

Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники;

Рассмотреть основные темы творчества поэта.

 

Методы:

Аналитический метод;

Сопоставительный метод;

Сравнительный метод.

 

Глава I.

Культура народов Манси

Кто же такие Манси?

Ма́нси (меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — это малочисленный народ , коренное население. Близкие родственники хантов.Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в речи русский язык. Общая численность 12269 человек

Около 200 человек живут на севере Свердловской области. Этноним «манси» ( на мансийском – «человек» ) – самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа ( сакв маньсит – сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» - что означает «манси народ»

Язык и письменность

Мансийский язык принадлежит к обско-угорской группе уральской языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхнее-лозьвинский,тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский,. Средне-лозьвинский, нижнее-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года – на основе латинского:

A, B, D, E, F, G, H, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь

С 1937 года – на основе русского алфавита:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, Ӈ, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Литературный язык основан на диалекте.

Происхождение и история.

Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной сибири и Северного Казахстана. Хотелось бы отметить, что двухкомпонентность ( сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Еще в начале манси жили на Урале и на его западных склонах, но Русские и Коми в XI – XIV веках вытеснили их в Зауралье. Также наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с Новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, и частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

Были обнаружены следы пребывания вогулов в Чаньвенской (Вогульской) пещере, которая располагалась вблизи поселка Всеволодо-Вильва в Пермском крае.Краеведы считали,что пещера была Капищем ( языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, костяные и железные наконечники стрел черепки керамических сосудов, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображнием человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения

 

Культура и традиции

 

Верующие – православные, однако сохраняются традицонный шаманизм, культ духов-покровителей, предков,медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Манси подразделяются на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, которые исторически различаются происхождением, а также обычаями.Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Быт

Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII —XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI —XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осётра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь , изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Огромное значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали большой урожай кедровых орехов. Помимо того,из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Также были распространены изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологи обнаружили большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы .

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.

 

 

1.2 Национальная литература народов Манси

 

Первые оригинальные произведения мансийских писателей были опубликованы в конце 1930 – начале 1940-х. Первым профессиональным поэтом манси стал Ю. Шесталов. Первая мансийская писательница М. Вахрушева (Баландина) начала печататься в 1938. Основной предпосылкой возникновения литературы. стала разработка национального алфавита.
Важнейшим источником формирования мансийской письменной словесности можно считать также литературные обработки и публикации произведений мансийского фольклора на финском, венгерском, немецком, русском языках. Национальное своеобразие литературы определяют традиции мифологии и фольклора, послужившие источником мотивов и образов для Ю. Шесталова, А. Коньковой, А. Тарханова.
Отличительной чертой литературы является этнографизм – сохранение устной культуры народа. Литература манси характеризуется публицистическим пафосом и документальностью, сочетанием художественного и исследовательского начал. Представление о литературе манси создают не только сугубо художественные, но и краеведческие, исследовательские книги, например, работы Е. Ромбандеевой, включающие авторские переводы мансийских сказок и мифов. Центральное место в мансийской прозе занимает повесть, в поэзии – малая лирическая форма.
Специфическим признаком жанрового мышления мансийсих писателей является синтетичность, сплав поэзии и прозы, публицистики и мифологии, романа и героического сказания (Ю. Шесталов, «Языческая поэма»; А. Конькова, Г. Сазонов, «И лун медлительных поток...»). Специфической формойлитературы необходимо признать устные рассказы в записи и обработке профессиональных литераторов, заметки и пока еще не опубликованные рукописи, хорошо известные в литературной и краеведческой среде и уже ставшие фактом литературного процесса (например, произведения художника и фольклориста П. Шешкина, этнографа и фольклориста О. Кошмановой).

 

 

Понятие о фольклоре народа манси

 

До возникновения письменности словесное творчество народов Крайнего Севера бытовало только в устной, т.е. фольклорной форме. Мансийский фольклор является весьма интересным и богатым с точки зрения его жанровой структуры. Приведем сводную классификацию его жанров, составленную на основе семи различных классификаций — Б. Мункачи, А.Н. Баландина, И.И. Авдеева, В.Н. Чернецова (у него их две), Н.В. Лукиной, Е.И. Ромбандеевой — и дополненную жанром шаманских сказок, ранее не выделявшимся в мансийском фольклоре. Вот эта классификация:

Песни (эрыг)

Героические песни (эрыг отырт, тэрнын эрыг).

Призывные песни, посвященные духам-предкам (кастыл латын).

Клятвенные речи (нюлтыл).

Заклинания (сатыл латын).

Песни, воспевающие медведя (уй эрыг), исполняются только на медвежьем празднике.

Сатирические песни (тулыглап эрыг), исполняются только на медвежьем празднике.

Лирические песни (эрыг).

Сказки (мойт).

Священные сказки (ялпынг мойт). Сюда входят мифы о происхождении Земли, небесных светил, о происхождении героев и превращении их в духов-покровителей. Это самые древние сказки.

Героические сказания, военные сказки (тэрнын мойт). Это богатырский эпос народа о прошлых военных столкновениях, междоусобных войнах.

Бытовые сказки (мойт). В бытовых сказках повествуется об обыденных ситуациях и реальных событиях, оставивших след в памяти народа. Фантастика здесь уступает место реальному изображению жизненных ситуаций. Герои сказок обычно проявляют ум, находчивость, смекалку и отвагу, то есть умственное и физическое превосходство над врагами.

Заимствованные сказки (рущь мойт) — русские сказки, в них неизменно присутствуют цари и солдаты.

Детские сказки (няврам мойт) — особого рода произведения, знакомящие детей с действительностью окружающего мира, с взаимосвязью явлений природы на простых примерах, на четком, понятном языке.

Шаманские сказки (кайнэ мойт) — обрядово-магические тексты, порождаемые шаманами, адресованные духам и обладающие тайным «сказочным кодом». Для непосвященного шаманские сказки кажутся героическими или бытовыми.

Афористические виды фольклора.

Загадки (амысь).

Пословицы и поговорки (ханисьтап латныт-потрыт).

Нравоучения и запреты (ялпынг ровталут хултуп).

 

Рассуждая о происхождении и исконных функциях фольклорных произведений, попробуем задаться некоторыми вполне естественными вопросами. Как зародилось УНТ, от каких потребностей людей? Чего этим людям больше хотелось? Поразвлечься? Преподнести назидание детям? Выразить свои личностные переживания? Наверное, все эти функции фольклора и соответствующие им жанры (бытовые сказки, загадки, пословицы, лирические песни и т.п.) были все-таки вторичными. А первичным было желание сохранить жизнь себе и близким, обеспечить успешный промысел, унять непогоду. За все это, по традиционным представлениям, отвечали боги и духи. Следовательно, необходимо было как-то наладить с этими духами контакт и передать потомкам сведения о них, чтобы потомки не забыли богов и не подвергли себя опасности. И первые, древнейшие фольклорные произведения посвящены именно этому. Мифы — память о богах. Героические сказания в большинстве случаев — память о богах и шаманах. Заклинания и другие обрядовые тексты — обращения к богам и духам, способные спровоцировать с их стороны нужное людям поведение.

То, что заклинания и моления при жертвоприношениях и других обрядах адресованы не людям, а духам, очевидно. Однако мифы, героические сказания и некоторые сказки тоже обладают признаками обрядовости, т.е. адресованности духам. Они исполнялись ночью и зимой (считалось, что в темное и холодное время активизируются духи), при этом женщины, как существа нечистые, часто изгонялись из жилища (так было, например, у манси, когда исполнялось «Священное сказание о происхождении Земли»). Наличие слушателя-человека не было обязательным условием исполнения: например, мансийский охотник мог сидеть в охотничьей избушке в одиночестве и рассказывать сказку, чтобы обеспечить удачный промысел или унять непогоду (в таком обрядовом качестве использовалось, например, мансийское сказание «Про Северный ветер»). Фольклорные тексты этого ряда всегда исполнялись одинаково, т.е. были неизменны, как то и подобает сакральным произведениям.

Приведем примеры произведений, относящихся к наиболее интересным жанрам мансийского фольклора.

Миф «Священное сказание о происхождении Земли». В нем говорится, что сначала была только вода, не было видно земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал торфяной клочок, и на нем размещался домик. В нем жили муж и жена; откуда они появились, неизвестно. В одном варианте сказания говорится, что у этих мужа и жены была гагара и другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа и жены, плавающих на тор­фяном клочке земли, с большим трудом достает из-под воды крохотный кусок земли, прикрепляет ее на уголок домика. В другом же варианте сказания говорится, что гагара и лулы — железные птицы, появляются они с Верхнего Мира. Лулы достает землю. Земля постепенно начинает расти и растет кругом так, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а «она все вращается вокруг». О круглой форме Земли, о ее росте и вращении, жене и мужу докладывает белый ворон, «их внук». Однажды он долго не возвращался с разведки, проверяя окружность Земли: Земля стала большая, выросла. Во время долгого пути ворон проголодался, нашел человеческий труп (где-то тоже есть люди) и, попробовав три крошечных кусочка, стал черным. Земные дед и бабушка выразили недовольство этим по­ступком ворона и присудили ему навсегда остаться черным. Земля первоначально была гладкая, неустойчивая, легкая и шаталась. Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы, и тогда Земля укрепилась. Это сказание, как и любой миф, выполняет двоякую функцию: оно передает сакральное знание мужчинам следующего поколения, которые, в отличие от женщин, являются чистым сосудом, способным это знание вместить, и заодно напоминает духам, что люди помнят священную историю.

Обрядовое сказание «Про Северный ветер». В нем говорится, что ветер жил в низовой стороне за морем, день и ночь дул, не переставая. Люди от Северного ветра очень страдали. И тогда один человек пошел в низовую сторону биться с ним. Долго они бились, долго друг в друга стрелы пускали, наконец, стрела Северному ветру разбила нижнюю челюсть. У него уже не было силы дуть. Стало жарко, люди от жары умирали. А когда челюсть у Северного ветра срослась, то он снова начал подувать, но прежней силы уже не было, поэтому людям с той поры хорошо жить стало. Этот фольклорный текст рассказывался, чтобы унять непогоду.

Наиболее таинственным обрядово-магическим жанром являются шаманские сказки, смысл и цели которых скрыты от большинства слушателей при помощи своеобразного «сказочного кода». По словам Т.Д. Булгаковой, «наличие в сказочных текстах недомолвок и умолчаний, а также своеобразного кода, с помощью которого рассказчик намеренно затрудняет понимание своего сообщения, — все это объясняется тем, что шаманская сказка имеет тайный сокрытый смысл и скорее укрывает, чем обнаруживает свое содержание». Первоначально сказка рассказывается автором-шаманом: а) чтобы похвастать своими шаманскими успехами (точнее, восхвалить духов, обеспечивших эти успехи); б) чтобы изменить свои шаманские дела к лучшему (вернуть украденного духа-помощника или одержать победу в шаманской войне). Поясним второй пункт. Во-первых, поясним, что же это за украденный дух-помощник. Считается, что шаманы одного рода могли воровать друг у друга родовых духов, и обворованный ослабевал и мог смертельно заболеть или потерять шаманские способности, а сказка о том, как герой возвращает украденную жену или сестру, могла помочь. Во-вторых, поясним, что такое шаманские войны. Считается, что шаманы различных родов ведут тайные духовные войны, сражаясь во время сна или камланий, причем проигравший умирает, сказка же, в которой шаман прикровенно описывает свою «духовную брань» и в которой он одолевает-таки противника, пока еще не побежденного, способствует реальной победе над врагом, причем слушатели своим сопереживанием сказочному герою увеличивают силу шамана-рассказчика. А когда шаманская сказка отделяется от автора и пересказывается другими шаманами или простыми сказителями, тогда она может рассказываться в целях «духовного ликбеза» (для передачи информации о шаманской жизни), или в нравоучительных, или в развлекательных целях. При утрате понимания «сказочного кода» возможно только нравоучительно-развлекательное бытование шаманской сказки.

В качестве примера приведем сказку«Как Эква-Пыгрищ в страну Мортим-Маа летал», включенную в фольклорный сборник В.Н. Чернецова «Вогульские сказки». Эква-Пыгрищ (или Эква-пыгрись, т.е. «сын женщины»; в шаманских сказках под этим героем подразумевался шаман) путешествует вместе с сестрой (т.е. духом-помощником), наезжает на избушку трех богатырей, заходит в гости, садится за стол и ненароком думает, что сестра его некормленая. Богатыри (т.е. шаманы), услышав его мысль, зовут за стол и сестру, а после угощения просят ее остаться с ними, и она соглашается (согласно данным Т.Д. Булгаковой, такое переманивание действительно практиковалось посредством принесения чужому духу-помощнику кровавой жертвы). Эква-Пыгрищ продолжил путешествие в одиночестве, потом увидел прекрасную гусыню, обернулся гусем и семь лет прожил со своей избранницей в птичьей стране Мортим-Маа, прижив трех гусят (согласно традиционным представлениям, шаман мог вступать с духом-помощником в половую связь, и у них рождались духи-дети). Потом Эква-Пыгрищ со своим семейством (т.е. четырьмя новыми духами-помощниками) нагрянул к трем богатырям и без боя забрал у них сестру (прежнего духа-помощника). Это единственная миролюбивая шаманская сказка, которую нам удалось найти в мансийском фольклоре, — остальные весьма жестоки. Описанное в сказке могло произойти с шаманом, впервые рассказавшим ее, во время камланий, или сновидений (во сне тоже шаманили), или же счастливый конец истории был придуман шаманом-сказителем, не имеющим возможности вернуть украденного духа иным способом.

Из приведенных материалов видно, что манси имели весьма богатый и интересный фольклор.

Глава II.



2016-01-05 1731 Обсуждений (0)
Понятие о фольклоре народа манси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о фольклоре народа манси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)