Глава 2. Методы и результаты исследования
Методы исследования (Холодов Ж.К.писал), что специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движения доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть - упражнения на растягивание., [8] Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела. Основными ограничителями размаха движений являются мышцы – антагонисты, чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться в движениях с большей амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать их упругими и эластичными – задача упражнений на растягивание. Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от использующихся растягивающихся сил. При применении внешних сил упражнения на растягивание называют пассивными. Пассивные упражнения на гибкость включают: Движения, выполняемые с партнёром; Движения, выполняемые с отягощение (резиновый эспандер); Пассивные движения с использованием собственной силы; Движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела ( станок, шведская стенка, лавочка и т.д.). (Матвеев Л.П.)писала что ,они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений [5].
Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или статического (удержания позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы. При использовании в качестве растягивающей силы напряжение мышцы, упражнения носят название активных. Активная гибкость развивается в 1.5-2 раза медленней пассивной. В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости преобладают активные упражнения, так как в реальных условиях жизнедеятельности гибкость, главным образом, проявляется в активных формах. (Матвеев А.П.) писала что Активные упражнения в растягивании используют преимущественно в динамическом режиме, но при необходимости усиления воздействия включают выраженные статические моменты с фиксацией звеньев тела в положениях, соответствующим крайним точкам амплитудам движений. Например – пружинистые наклоны с фиксацией и притягиванием туловища руками к выпрямленным ногам [6]. К активным движениям с полной амплитудой относятся: Махи ногами и руками; Наклоны и вращательные движения туловищем. Кроме выше перечисленных в физической практике упражнений встречается немало движений, эффект которых обеспечивается, как внутренними, так и внешними силами, такие упражнения называются смешанными или активно-пассивными. Примером таких упражнений является пружинистые движения в шпагате. По некоторым экспериментальным данным (Е.П. Васильев) в период интенсивных воздействий на развитие гибкости целесообразны следующие пропорции различных растягивающих упражнений : 40-45 % -активные-динамические; 20%- статические; 35-40 – пассивные. В занятиях с детьми младшего школьного возраста доля статических упражнений должна быть меньше, динамических – больше.[ ] Ближайший эффект от растягивающих упражнений зависит от соблюдения методических правил (Менхин Ю.В.)[7]. o Предварительное функциональное разогревание, применение упражнений, вызывающих достаточную теплопродукцию; o Серийность (многократное повторение) и постепенное усиление растягивающих импульсов (до лёгких болевых ощущений); o Комплексность в подборе средств и рациональное расположение в структуре занятия (как правило, в первой половине основной части). Воздействуя на гибкость в процессе физического воспитания и обеспечение её поступательного развития и долгого сохранения, различают следующие режимы направленного воздействия на гибкость: 1. Развивающий режим – это массированное применение растягивающих упражнений в системе различных методов и форм организации. 2. Поддерживающий режим – умеренное выполнение упражнений на растягивание, с целью предотвращения реадаптационного ухудшения гибкости. В процессе специального развития гибкости используются следующие методы: Метод повторного упражнения; Метод статического растягивания; Метод совмещения с силовыми упражнениями; Игровой и соревновательные методы. Основным методом развития гибкости является повторный метод, когда упражнения на растягивание применяются многократно сериями. Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц - растягиваться, при многочисленных повторениях. Начинают движения с небольшой амплитуды, и постепенно увеличивают до максимума. (О.К. Грачёв) cчитал что пределом оптимального числа повторений является уменьшение размаха движений или возникновение болевых ощущений. [ ] В зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся, количество повторений в серии дифференцируется. Также в практике физического воспитания необходимо применять методы статического растягивания. При использовании метода Лях В.И. , предварительно расслабившись, занимающиеся выполняют упражнения и удерживают конечное положение от 5 секунд до нескольких минут [2]. Метод совмещения с силовыми упражнениями. В данном случае если на какую-то мышцу делать много силовых упражнений, то эта мышца после продолжительной силовой работы укорачивается на 30 % и более. Создаётся – эффект «сократительной задолженности». Далее, если он закрепляется, от тренировки к тренировке, то силовые возможности этой мышцы снижаются, и она остаётся укороченной и в состоянии покоя. По (О.К.Грачёв.) в идеале приветствуется одновременное развитие и силы, и гибкости.[ ] В качестве методов совершенствования гибкости, особенно в работе с младшими школьниками используется игровой и соревновательный методы. «Методика физического воспитания в начальной школе» Матвеева А.П. позволяют повысить интерес к выполнению упражнений на растягивание и улучшить эмоциональный фон занятия. [6] В младшем школьном возрасте особая осторожность необходима при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата у детей 7-11 лет ещё очень нежны и легко травмируются. Из всех сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Поэтому вначале надо развивать подвижность именно этих суставов. (А.М.Шлемин, ) считает что объём и интенсивность упражнений на гибкость должна повышаться постепенно. [ ] По мнению (А.П. Матвеева), у детей младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют 40% времени, отводимого на уроке, а на выполнение статических упражнений – 20%.[ ] Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая нужна для овладения техникой изучаемого двигательного действия и этот уровень развития гибкости обозначается как запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости следует поддерживать повторным воспроизведением упражнений необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками в детском хореографическом коллективе упражнения на развитие гибкости надо включать постоянно и в большом объёме. В отличие от других физических качеств гибкость начинает регрессировать очень рано. Причина её кроется в постепенном окостенении хрящевых тканей у воспитанников, в упрочении их связочного аппарата и в уменьшении эластичности их связок. Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому учёные считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят « Пока позвоночник гибок, тело молодо». Установлено, что естественный подвижный регресс во всех суставах наступает в 10-11 лет. Этому естественному регрессу гибкости можно противодействовать усиленным развитием той же гибкости, но начатой в более раннем возрасте. Специальными исследованиями показано, что у детей младшего школьного возраста гибкость поддаётся направленному улучшению значительно лучше, чем у подростков 13-14 лет. Принято считать, что данный возраст, младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для направленного роста амплитуды движений во всех главных суставах. Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата используют различные формы воздействия на эти отделы: Для лучезапястного сустава – сгибание, разгибание, вращение; Для плечевого сустава – вращение, маховые движения в различных направлениях и плоскостях, вис на гимнастической стенке, приседание в висе стоя сзади, размахивание в висе, наклоны вперёд с хватом за рейку гимнастической стенки, пружинистое отведение рук, « мост», выкрут с гимнастической палкой; Для мышц туловища – прогибание, наклоны назад, наклоны вперёд, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища; Для тазобедренного сустава – глубокие приседы на полной ступне в положении ноги врозь, глубокие приседы в положении широкого выпада вперёд и в сторону, наклоны вперёд в положении седа, стоя у опоры – махи ногами вперёд, в сторону, назад, шпагат поперечный, продольный. Задачу развития гибкости у воспитанников младшего школьного возраста важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить учеников с названием частей тела, с движениями, которые они совершают. Воспитанники должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движения, повороты и вращения.( Лях В.И.) говорит о том, что названные движения должны быть освоенными [4] .
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Анализ литературных данных; 2. Педагогический эксперимент.; 3. Тестирование; 4. Статистическая обработка данных. Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Эксперимент проводился на детях из студии современного танца «pas de chat» средней группы возрастом 7-11 л. В эксперименте были использованы следующие тесты: 1. Оценка гибкости производилась по общепринятой методике – измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак "+") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак "-") (таблица 1). Измерения были проведены в начале учебного года и в конце учебного полугодия как в контрольной. 2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался циркуль, который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир. Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики.
Таблица 1. Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1135)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |