Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование концепта «материнство» в литературоведческом и лингвистическом аспектах



2016-01-05 728 Обсуждений (0)
Формирование концепта «материнство» в литературоведческом и лингвистическом аспектах 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА 1

МАТЕРИНСТВО КАК ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Формирование концепта «материнство» в литературоведческом и лингвистическом аспектах

В настоящее время многие ученые изучают концепт. Концепт – это понятие науки лингвокультурологии. В «Кратком словаре когнитивных терминов» даётся следующее определение термина: «Концепт - это оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуально системы и языка мозга всей картины мира, отражённой в человеческой психике».

В мировой лингвистике обращались к исследованию концептов Аскольдов С.А., Лихачёв Д.С., Артюнова Н.Д. И здесь будет уместным привести определение «концепта», данное Степановым Ю.С.: «концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее».Таким образом, концепт – это «единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, культуре и опредмечивается в языке»[5].

Концепт определяется как многомерный конструкт, отражающий процесс познания мира, результаты человеческой деятельности, его опыт и знания о мире, хранящий информацию о нем. Концепт трактуется как «познавательная психическая структура, особенности организации которой обеспечивают возможность отражения действительности в единстве разнокачественных аспектов». Концептам присущ идеальный, абстрактный, обобщенный характер. Ряд лингвистов подчеркивает идеальный характер концепта: концепт - это «объект из мира «идеальное», имеющий имя и представления о человеке в мире «действительность» , «концепт - ментальное национально- специфическое образование» , «концепт – это единица ментальной информации» [4].

Есть две филологические науки, одна из них изучающая литературу, это литературоведение. Другая филологическая наука изучает языки – языкознание (лингвистика). Эти науки объединяет то, что обе они занимаются изучением явлений словесности. Много веков эти науки существовали в тесной взаимосвязи под общим знаменателем – филология.

В своей основе лингвистика и литературоведение – разные науки, поскольку преследуют изучение разных задач. Задача лингвистики в изучении человеческого языка, вернее, словесности. Изучается словесная деятельность людей для того, чтобы отследить закономерности и особенности развития каждого языка в отдельности. Литературоведение предполагает изучение художественной литературы народов всего мира. Важно понимать закономерности и особенности, по которым развивается литература той или иной страны, что на нее влияет, и в каких формах происходит выражение.

Несмотря на различные задачи, лингвистика и литературоведение тесно сотрудничают, а иногда и приходят на помощь друг другу. Как и многие явления словесности, художественная литература является важным источником для лингвистических исследований, поскольку посредством литературы можно отследить особенности изменений языков разных народов мира. Хотя особенность языка художественного произведения полностью зависит от его идейного содержания. Литературоведение как наука может поделиться с лингвистикой рычагами понимания содержательных аспектов литературы, объясняющими особенностями определенного языка написания произведения. Но и для литературоведения полезны сведения лингвистики, которые помогают понять особенности языка произведения. Причем взаимная помощь наук бывает разной – все зависит от особенностей изучаемого предмета [1].

В истории общества с каждой новой эпохой его развития можно наблюдать, что первостепенным для идеологов, защищающих проводимые преобразования, становятся новые подходы в изучении проблем духовно-нравственных ценностей. Обращенность к проблемам материнства является одним из приоритетных направлений отечественной науки о человеке, так как материнство, как свидетельствует история человечества, всегда занимало и занимает приоритетное место среди ценностей человеческой жизни. Материнство и отцовство - это базовые компоненты полной семьи. Их ценностное формирование является главной целью современной родительской педагогики.

По мнению ряда ученых-педагогов (М.А.Дьячкова, Т.И.Петракова, О.М.Потаповская и др.) духовная природа семьи является главной составляющей внутренней гармонии и влияет на жизнь общества, поскольку определяет приоритеты духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Условия семьи и ее структура определяют отношения между членами семьи, тем самым формируя отношение к будущему родительству. В своих трудах, посвященных внутрисемейным отношениям, И.А.Ильин отмечал, что добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение» [2]. Эти родительские образы философ называл источниками духовной любви и духовной веры человека. Именно в семейной жизни, полагается самое прочное начало служения благу другого, подавляется эгоизм, - из любви семейной вырастает любовь и уважение к своему роду и к человечеству. Семья не просто правовая или юридическая общность и не только средство создания комфортности существования. Семья - источник воспитания будущего отцовства и материнства.

Концепт «материнство» имеет древнейшую мифологическую основу, поэтому наиболее адекватный материал для ее осмысления дает, на наш взгляд, фольклор, в частности – его сказочная речежанровая разновидность.

Темы материнства, детства – одни из самых значительных в народном творчестве, а именно, в русских народных сказках. А базовый концепт «материнство» не изучен ни одним из ученых, не описан в словарях; именно в этом заключается актуальность и новизна данного исследования, его теоретическая и практическая значимость.

Любовь к матери, как выявлено современной психологией, дает мощный эмоциональный заряд к благополучию и жизнеспособности индивида. «Мать – это питание, любовь, тепло, земля, – писал Э. Фромм, – быть любимым ею значит быть живым, иметь корни и чувство дома» [6: c.305].

Мадонна (Богоматерь, Богородица, Дева Мария) в христианской традиции – заступница за грешников и сирот, идеал женской красоты и грации, чистоты, родительской нежности, идеальное воплощение материнства. С этим образом ассоциируются такие женские качества, как материнская забота и сочувствие, дар снисходительности, все, что отличается добротой и нежностью.

Вслед за Д. С. Мережковским можно отметить в русской народной сказке религию Вечной Женственности и Вечного Материнства. Они равноценны друг другу, слиты воедино. Вечная женственность вбирает в себя, по мысли Мережковского, самые дорогие сердцу образы и воспоминания: «…она и девочка, играющая в куклы, и мать, напевающая колыбельную песню, и “мать сыра земля”… “Мать сыра земля” –“земля Божья ” – Матерь Божья» [7: с.383].

В трудах Г.П. Федотова проводится мысль о том, что взаимодействие мужского, отцовского, и женского, материнского, лежит в основании бытия каждой нации. Исследователь указывает, что: «во всяком национальном чувстве можно различать отцовское и материнское сознания – находящие себя как любовь к отечеству и любовь к родине. Родина, материнство связаны с языком, с песней и сказкой, с народностью и неопределимой, но могущественной жизнью бессознательного. Отечество, отцовство – с долгом и правом, с социально-государственной, сознательной жизнью» [8: c.324]. Мать и отец вводят ребенка в сферу национальной культуры; при этом от матери ребенок слышит первые слова на родном, «материнском», языке, народные песни и сказки, первые уроки религии и жизненного поведения. Отец вводит отрока в хозяйственный и политический мир: делает его работником, гражданином, воином. Разделение между рациональным и иррациональным содержанием культуры до известной степени совпадает с различием материнского и отцовского в родовой и национальной жизни. Не совершая насилия над русским языком, пишет Г.П. Федотов, легко убедиться, что отечество (страна отцов) связывает нас с миром политическим, а родина-мать – с матерью-землей. Очевидно, «Родина» (материнское начало нации) соотнесена скорее с этнической составляющей («земля», природа, язык коллективное бессознательное, иррациональное), «Отечество» (отцовское начало) – скорее с политической (история, политическая сфера, идеология, рациональное) [9: с. 326].

Концепт «материнство» – один из ключевых концептов русской культуры. За словом «материнство» – мир образов, представлений, система ценностных установок, метафор. С его помощью характеризуют женщин, обладающих рядом характерных признаков, и квалифицируют поведение любой женщины-матери.

Содержание ментальной субстанции «материнства» привлекало и продолжает привлекать к себе внимание представителей различных областей знания. Однако специфика объекта, стоящего за именем Материнство, Мать состоит в том, что информация о нем не верифицируема, сам он исходно многомерен и допускает множество интерпретаций. Поэтому появляющиеся исследования оставляют свободным то пространство, в рамках которого могут ставиться новые вопросы, в частности, связанные с лингвоконцептологическим осмыслением рассматриваемого концепта. Вместе с тем, все они, по преимуществу, носят не лингвистический характер, а культурологический, литературоведческий или социологический. Это работы Г.П. Федорова, О.В. Рябова, Л.В. Басовой, Т.М. Лобовой и др.

Концепт «материнство» как «сгусток смысла», имеющий этноментальный характер, – это важнейшая категория сознания, с помощью которой строится концептуальная картина не только данного народа, но и всего мироустройства. Своя мать есть у каждого: будь то человек, либо животное. Мать – это разумная сущность и будущность каждого живого существа, источник жизни на земле.

Слово как элемент лексико-семантической системы языка всегда реализуется в составе той или иной лексической парадигмы, что позволяет его интерпретировать как инвариант лексической парадигмы, образованной ЛСВ этого слова; или как имя смыслового (синонимического) ряда, образованного синонимами, соотносимыми с одним из ЛСВ этого слова. В любом случае, концепт, как правило, соотносится более чем с одной лексической единицей, и логическим завершением подобного подхода является его соотнесение с планом выражения всей совокупности разнородных синонимических (собственно лексических, фразеологических и афористических) средств, описывающих его в языке, т.е. в конечном итоге концепт соотносим с планом выражения лексико-семантической парадигмы.

Следует отметить, что в дискурсе русской народной сказки контексты лексем «мать», «материнство», позволяющие более или менее четко опознать реализацию того или иного семантического признака концепта, сравнительно редки, следствием чего является относительно невысокое число анализируемых употреблений этих лексических единиц, а концептуальная семантика материнства выявляется преимущественно через синонимику перифразы (дескрипцию, описательную номинацию) и косвенные описания.

 




2016-01-05 728 Обсуждений (0)
Формирование концепта «материнство» в литературоведческом и лингвистическом аспектах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование концепта «материнство» в литературоведческом и лингвистическом аспектах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)