Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подбор литературы и ее изучение



2016-01-05 572 Обсуждений (0)
Подбор литературы и ее изучение 0.00 из 5.00 0 оценок




«

После утверждения темы курсовой работы на заседании ка­федры и одновременно с работой над планом студенты самостоя­тельно приступают к составлению списка литературы по теме кур­совой работы и ее изучению. Этот этап предполагает активную ра­боту в научной библиотеке, в первую очередь с предметными и ал­фавитными каталогами, библиографическими справочниками, ука­зателями и т.п.

Выделяют три источника библиографической информации:

- первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

- вторичный (библиография, реферативные журналы, сигналь­ная информация, и т.д.);

- третичный (обзоры, компилятивные работы, справочные кни­ги, и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся научные сведения) и собственно научную - о самом содержании уже известных знаний.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

- какие исследования и какими учеными-экономистами прово­дились и проводятся по данной проблематике;

- где (в каких источниках) опубликованы результаты этой ра­боты;

- в чем конкретно они состоят.

Вся собранная студентом информация фиксируется в виде за­писей. В соответствии с принятой классификацией научной ин­формации материалы, которые обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным. Первичные материалы - записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, алфавитный ка-


талог по проблеме исследования, и т.д. Вторичные материалы - за­писи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработ­ки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные пред­метные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д. Третичные материалы - записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксиру­ют полученную информацию об уже известных в науке фактах, за­кономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное поня­тие, которое в экономической теории разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь одно, четко определенное автором значе­ние. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:

- энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные;

- толковые словари: общие (С. И. Ожегова, В. И. Даля и др.) и специальные;

- предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируют и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.

Для упорядочения работы нужно представить результаты про­веденного поиска и обработки в виде совокупности записей.

Текст I (констатирующий, текст-рассуждение): выделяются ос­новные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст II (констатирующий): дается толкование основных поня­тий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.

Текст III (творческий): анализируются, сравниваются, сопо­ставляются различные толкования одного и того же понятия. Клас­сифицируются понятия по выбранному параметру. Делается пред­варительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных тол­кованиях основных понятий работы. Именно текст III, как итог ра­боты над понятиями, входит в основную часть курсовой работы.


Как показывает практика, для написания обзора по теме исследо­вания необходимо использовать не менее 10-15 источников.

На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практиче­ские данные, полученные другими авторами, проанализировать со­ответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретации, охарактеризовать по­лученные данные. Делать это целесообразно в той же последова­тельности, в какой представлены результаты исследования в тек­сте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

При изучении литературы целесообразно соблюдать опреде­ленную последовательность. Начинать следует с общетеоретиче­ских и методологических источников, далее ознакомиться с офи­циальными документами (законами, указами, положениями) по во­просам, рассматриваемым в курсовой работе. Затем имеет смысл перейти к изучению монографий и журнальных статей по изучае­мой теме, статистическим сборникам, и т.п.

Рекомендуется просмотреть последние (12-е) номера специ­альных журналов за ряд лет, где приводится тематический пере­чень статей, опубликованных в них за год. Особое внимание следу­ет обратить на публикации в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Эксперт», «Вопросы статистики», «ЭКО» и др.

Полезным источником информации могут стать ресурсы INTERNET, к которым следует подходить достаточно критически, с учетом цели и задач курсовой работы по микроэкономике. Недо­пустимо механическое использование материалов, полученных из мировой информационной сети.

Отбирая специальную литературу, следует иметь в виду ее бы­строе «моральное старение», поскольку процессы социально-эконо­мической трансформации современного общества в целом и России в частности протекают исключительно динамично. Использование устаревшей литературы и «старых» статистических данных может привести к снижению итоговой оценки при защите курсовой рабо­ты.


В процессе изучения литературы студент должен решить, ка­кой фактический материал необходимо использовать для получе­ния завершенного исследования. Анализ статистических и других фактических данных позволит сделать логичные и обоснованные выводы по избранной проблематике. Если студент использует при­ложения к курсовой работе, то тем самым можно представить бо­лее глубокий спектр активных действий проведенного самостоя­тельного изыскания.

Источниками фактических данных могут быть статистические сборники и справочники, российские и региональные. Кроме того, целесообразно во многих случаях проводить практическое иссле­дование на основе отчетных данных отдельных предприятий и ор­ганизаций.



2016-01-05 572 Обсуждений (0)
Подбор литературы и ее изучение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подбор литературы и ее изучение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)