Специфические методы макроэкономического анализа
Национальная экономика - система высшей степени сложности. Успешное изучение такой системы возможно только при помощи применения как общенаучных, так и специфических методов исследования. Общенаучные методы исследования включают: метод научной абстракции, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, метод единства исторического и логического, системно-функциональный анализ и другие. Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются: - агрегирование; - моделирование; - ожидания; - позитивный и нормативный подход. Агрегирование. Суть метода заключается в укрупнении экономических показателей путем объединения по тому или иному признаку в единое целое множества экономических явлений или процессов, т.е создание агрегатов, совокупных величин. Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные блага), единая процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т.п. Макроэкономическое агрегирование распространяется как на субъекты экономики, так и на рынки. Субъекты экономики (экономические агенты) на макроуровне группируются в четыре сектора экономики: Сектор домашних хозяйств. Предпринимательский сектор. Государственный сектор. Сектор «остальной мир» (заграница).
Рынки могут быть сгруппированы в следующие типы: Рынок товаров и услуг (рынок благ). Финансовый рынок. Рынок факторов производства. Возможна и более детальная классификация рынков (выделение рынков труда, ценных бумаг и т.п.) þ Очевидно, что использование агрегированных показателей неизбежно обедняет картину, получающуюся в результате подобного экономического анализа. Но макроэкономика и не призвана разбираться в деталях поведения экономических агентов, макроэкономический подход призван охватить национальную экономику как бы с высоты птичьего полета. Моделирование представляет собой анализ взаимодействия макроэкономических субъектов с помощью моделей, позволяющих через абстрактное отображение реальных явлений и процессов отвлечься от несущественных (с точки зрения макроэкономики) деталей и выявить между ними принципиальные экономические связи и функциональные зависимости. В зависимости от конкретных задач исследования применяются разные типы моделей, которые можно классифицировать следующим образом.
Таблица 2 – Классификация макроэкономических моделей
В построении и анализе моделей используются различные экономические переменные.Они подразделяются на: 1. Экзогенные и эндогенные. 2. Переменные запаса и переменные потока. По первой классификации к экзогенным (внешним) относятся те величины, которые находятся вне модели и задаются до её построения (например, государственные расходы, ставка налогообложения и величина предложения денег). Эндогенные (внутренние) переменные формируются внутри модели и определяются в ходе расчетов по модели (например, объем занятости и выпуска, уровень инфляции и безработицы). Функциональные связи между экзогенными и эндогенными параметрами бывают следующих видов: Поведенческие. Примером может служить функция потребления домашних хозяйств от дохода: С = С(у). Технологические. Например, производственная функция: Q= f (F1,F2,…Fn) Институциональные. К примеру, взаимосвязь между налогом, взимаемым правительством (Т) и доходом: Т = Т(у). Дефиниционные, отражающие содержание явлений и их структуру.
По второй классификации переменные запаса характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату, например, на начало или на конец года (накопленный капитал, объем ВНП, государственный долг и т.п.) Переменные потока характеризуют течение экономических процессов во времени и измеряются в единицу времени, как правило в месяц, в квартал, в год (инвестиции, бюджетные дефицит и профицит, поступления налоговых выплат и т.п.) Между запасами и потоками существует взаимосвязь: потоки вызывают изменения в запасах. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга. Ожидания в макроэкономике связаны с тем, что многие макроэкономические проблемы требуют решений, не просто имеющих место в какой-либо период времени, но включающих время как фактор принятия решений (межвременный выбор между потреблением в настоящем и будущем, размещении ограниченных ресурсов и т.п.). Ожидания - это оценка будущих перспектив, которые учитываются тем или иным субъектом в процессе принятия решений. Виды ожиданий. 1. Статистические означают, что в будущем экономические субъекты ориентируются на те же параметры конъюнктуры, которые имеют место в настоящем. 2. Адаптивные предполагают, что экономические субъекты формируют ожидания с учетом прошлых ошибок. 3. Рациональные свидетельствуют о том, что экономические субъекты не только учитывают ошибки прошлого опыта, но и, используя доступную информацию, стремятся предвидеть будущие изменения и не совершать систематических ошибок. От характера формирования ожиданий значительным образом зависит реакция субъектов рыночных отношений на мероприятия экономической политики государства. В результате одни и те же политические мероприятия могут иметь разные социально-экономические последствия в зависимости от ожиданий, преобладающих в обществе. Позитивный и нормативный подходы в макроэкономике в целом аналогичны таким же подходам в экономической теории вообще. Сочетание позитивного и нормативного подходов и иных, рассмотренных выше методов, позволяет макроэкономическим исследованиям служить научным фундаментом для разработки основных принципов, целей и инструментов государственной экономической политики.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2468)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |