Принципиальные схемы энергетических систем СЭУ
Общие сведения Системы СЭУ объединяют главные и вспомогательные механизмы в единый энергетический комплекс. Системой СЭУ называется совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, устройствами и приборами, предназначенными для выполнения определенных функций, обеспечивающих нормальную эксплуатацию СЭУ [4,с.356]. В общем случае, в состав систем СЭУ входят следующие типы механизмов и агрегатов: - насосы - предназначены для создания давления рабочей среды; - фильтры - предназначены для очистки среды от посторонних (чаще всего механических примесей); - сепараторы - предназначены для очистки рабочей среды от посторонних жидких фракций; - редукторы - предназначены для снижения давления рабочей среды до необходимых параметров; - охладители (нагреватели) - предназначены для охлаждения (нагрева) рабочей среды до требуемых параметров; - рабочие сосуды - предназначены для хранения рабочей среды под определённым давлением; - предохранительные устройства - предназначены для предотвращения повышения параметров среды выше установленных параметров; - испарители (конденсаторы) – предназначены для изменения агрегатного состояния среды; - аккумуляторы- источники энергии и другие. Системы СЭУ классифицируют по назначению на: топливные, масляные, водяного охлаждения (забортной и пресной водой), воздушно-газовые (подвода воздуха для горения топлива, сжатого воздуха, газовыпуска, дымоходы судовых котлов), конденсатно-питательные и паровые. СЭУ всех типов снабжены системами топливной, масляной, охлаждения, пускового воздуха, воздухоприемной и газовыпуска. В таблице 5 приведены необходимые параметры вспомогательного оборудования для обеспечения работы двигателя Man B&W L42MS Таблица 5 Параметры вспомогательного оборудования систем двигателя Man B&W L42MS
Топливная система Топливная система СЭУ предназначены для приема, хранения, перекачивания, очистки, подогрева и подачи топлива к двигателям и котлам, а также для передачи топлива на берег или на другие суда. В качестве основного топлива в соответствии с ГОСТ 1667-68* Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей принято топливо ИФО-30, содержащее 30-40% средне-дистиллятных продуктов (примерно соответствует мазуту Ф-5). Топливо судовое ИФО-30 является аналогом судового остаточного топлива класс Г, выпускаемого по международному стандарту ISO 8217: ИФО-30 — аналог ИСО-F-RMC 10. В соответствии с требованиями Регистра РФ для установок, работающих на тяжелом топливе, предусмотрено две системы: система дизельного топлива (приятое маловязкое дизельное топливо в соответствии с ТУ38.101567-2005) для маневровых целей и работы вспомогательных двигателей и система высоко- или средне-вязкого топлива для главного двигателя. В составе топливной системы для обеспечения использования тяжелого топлива за топливоподкачивающим насосом (перед дизелем) предусмотрен подогреватель. Вдоль всех трубопроводов тяжелого топлива проложен паровой трубопровод-спутник, заключенный в общую изоляцию с основным трубопроводом. Перед фильтрами тяжелое топливо подогревается. Вместимость расходных цистерн тяжелого топлива обеспечивает работу двигателя в течение не менее 12 ч. При использовании дизельного топлива это время уменьшено до 8 ч. В составе установки предусмотрено по две расходные топливные цистерны на каждый вид топлива. Топливо от расходных цистерн к топливному насосу высокого давления подводится топливоподкачивающим насосом, подача которого превосходит фактический расход топлива в 2— 3 раза. Давление насосов принимается 0,2—0,4 МПа. В составе системы предусмотрен резервный топливоподкачивающий электронасос, который используется также для предпусковой прокачки топлива. Перед подачей в расходные цистерны топливо очищается в сепараторах. Вязкость топлива при сепарировании поддерживается не более 45 мм2/с, для чего его подогревают. В блоке сепарации предусмотрено три сепаратора для обеспечения резерва и проведения обслуживания сепараторов в длительном плавании или при плавании в штормовых условиях. Пропускную способность сепараторов определена из условий необходимости очистки суточного расхода топлива за 8—12 ч, что соответствует трех- или двукратному часовому расходу топлива (в зависимости от его качества). Основной запас топлива размещён в междудонных и бортовых цистернах. Предусмотрено размещение суточного запаса топлива вне двойного дна. Тяжелое топливо в запасных цистернах подогревается до 40—50°С паром давлением 0,2—0,3 МПа, проходящим через змеевики. Перекачка топлива из одной цистерны в другую, подача его в отстойные цистерны и выдача на палубу производятся двумя электронасосами [4, с.384]. Погрузка топлива на судне производится береговыми средствами или средствами специального судна-раздатчика (танкера, наливной баржи). Для приема топлива на главной палубе или под палубой предусмотрен стационарный трубопровод с приемными отростками, выведенными к обоим бортам. Топливный трубопровод расположен в местах, защищенных от механических повреждений, и на всем протяжении доступен для осмотра и ремонта. Таким образом, топливная система обеспечивает: 1) прием топлива с берега, хранение его в емкостях основного запаса; 2) перекачку из одних емкостей в другие и выдачу на берег; 3) очистку топлива от воды и механических примесей; 4) непрерывную подачу топлива требуемой вязкости к главным и вспомогательным парогенераторам.
Рис. 3 Схема топливной системы 1-блок фильтров, 2-подогреватель топлива, 3-топливоподающие насосы, 4-блок сепараторов.
Насосы выбираем по известной подаче, согласно ГОСТ 15829-89.
Характеристики топливоподающего насоса марки НМШ 5-25-4/4Б [10]: Подача – 4 м3/ч; Напор – 4 кг/см2; Мощность привода – 2,2 кВт; Частота вращения – 1500 об/мин; Масса – 18 кг; Габариты – 642х277х430 мм;
Характеристики циркуляционного насоса марки НМШГ 20-25-14/10 [10]: Подача – 14м3/ч; Напор – 10 кг/см2; Мощность привода – 7,5 кВт; Частота вращения – 1000 об/мин; Масса – 214 кг; Длина – 989 мм; Ширина – 290 мм; Высота – 640 мм.
Сепаратор топлива Основной функцией топливного сепаратора (он же – фильтр- сепаратор) является отделение топлива от воды, т.к. наличие воды в топливе вызывает износ вследствии коррозии прецензонных пар, а в условиях низких температур - к размораживанию топливной системы двигателя и срыву в её работе. Воду, которая скапливается при водоотделении в нижней части корпуса (водосборнике), удаляется в специальную цистерну. Выбираем сепаратор СЦ-3/II Номинальная производительность, л/ч – 5750 Высота всасывания очищаемого нефтепродукта, мм рт. ст. - 300 Макс. давление подающего насоса на нагнетании, МПа - 0,25 Мощность электродвигателя, кВт - 5,5 Масса сепаратора, кг – 940 L=1200 мм B=995 мм H=1600 мм
Выбираем подогреватель топлива СНП4 Qmax=1900 кг/ч Pпара=2,9 МПа ΔPтопл= 0,1 МПа Lподогр=2420 мм G=100 кг N=155 кВт Фильтр очистки топлива Фильтр горючего должен быть рассчитан на тяжелое дизельное топливо. Рабочее давление 10 кг/см2; Рабочая температура - максимальные 150 °C Нефтяная вязкость в рабочей температуре - 15 cSt Масляная система
Масляная система предназначена для приема, хранения, перекачивания, очистки, и подачи масла к местам охлаждения и смазки трущихся частей деталей механизмов, а так же для передачи его на берег или на другие суда. Масло в СЭУ применяется для смазки и отвода теплоты от трущихся поверхностей двигателей, механических передач, дейдвудных, опорных и упорных подшипников валопровода, охлаждения поршней дизелей, работы системы автоматического регулирования управления и защиты (РУЗ). Основным оборудованием, входящим в масляную систему, являются насосы, фильтры, сепараторы, охладители и подогреватели. Применяемые насосы по конструкции бывают шестеренными и винтовыми. Наиболее широкое применение в СЭУ нашли минеральные масла. В системах смазки МОД используют два сорта масел. Для циркуляционной смазки деталей движения подшипников и охлаждения поршней применяются моторные масла с малой вязкостью. Для смазки рабочих цилиндров используют цилиндровые масла с высокой вязкостью и стабильностью при высоких температурах. Для улучшения функциональных свойств базовых масел в них вводят специальные присадки: моющие, антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные, противозадирные, антипенные, вязкостные и другие. Судовые установки с МОД имеют наиболее сложные циркуляционные масляные системы. Они включают несколько самостоятельных систем: 1. напорную – для смазки механизма движения и для охлаждения поршней; 2. гравитационную – для смазки гозотурбонагнетателя; 3. линейную – для смазки цилиндров; 4. напорную – для смазки механизмов привода топливных насосов и системы газораспределения. Рис. 4. Схема системы смазки ДУ 1-сточная циркуляционная система, 2-циркуляционные насосы, 3-маслоохладитель, 4-система автоматического регулирования системы смазки, 5-маслянный фильтр, 6-цистерна запаса масла, 7-цистерна запаса масла. Руководствуясь требованиями ГОСТ 12337-84 и рекомендациями фирмы- производителя выбрано масло моторное М-16Е30, спецификации/допуски производителей по ГОСТ 12337-84. Главный масляный насос выбираем по известной подаче, согласно типоразмерному ряду характеристик вспомогательного оборудования главного двигателя. Подбираем блок из 2 масляных насосов. Характеристики главного масляного насоса марки 3Вх2 500/10-400/10Б [11]: Подача – 400 м3/ч; Давление насоса 10 кгс/см2 Мощность привода – 132 кВт; Длина – 2580 мм; Ширина – 850 мм; Высота –1260; Масса – 2600 кг; Вакуумметрическая высота всасывания – 5 м.
Характеристики насоса смазки распределительного вала марки БГ11-22 : Подача – 18 м3/ч; Давление 2,5кгс/см2; Частота вращения - 1450 об/мин; Масса – 34 кг; Длина – 500 мм; Ширина – 200 мм; Высота – 252 мм.
Расчёт поверхности теплообмена маслоохладителя. Расчитываем необходимую поверхность теплообмена по формуле: , где FОХЛ - поверхность теплообмена; Q– тепловой поток; k– коэффициент теплопередачи; Δtср – средняя тазница температур между двумя жидкостями, обменивающимися теплом. Для этого узнаем температуры в теплообменниках: kМО = 300…500 (800, если повысить турболизацию) кДж/(м2 ч С) Теплоемкость забортной воды: СЗВ=4,19 кДж/(кг град); Теплоемкость масла: СМ=2,05 кДж/(кг град); По полученной поверхности теплообмена выбираем 2 маслоохладителя марки МБМ-63-90 Характеристики маслоохладителя: Поверхность теплообмена – 66 м2; Расход забортной воды – 108 м3/ч; Расход масла – 90 м3/ч; Гидравлическое сопротивление по забортной воде – 0,016 МПа; Гидравлическое сопротивление по маслу – 0,009 МПа; Длина – 4630 мм; Ширина – 1310 мм; Высота – 1320 мм; Масса рабочая – 9121 кг.
Принципиальная схема системы приёма-перекачки масла приведена на рис.5
Рис. 5. Схема системы приёма-перекачки масла.
Система охлаждения Система охлаждения в дизельных установках предназначена для отвода теплоты от отдельных узлов главных и вспомогательных двигателей, турбонагнетателей и воздухоохладителей. В главных двигателях охлаждаются втулки, крышки и поршни рабочих цилиндров, форсунки, выпускные клапаны и коллекторы, а во вспомогательных двигателях – цилиндры. Главные судовые дизели имеют сложную систему охлаждения. Но во всех случаях охлаждение пресной воды и масла осуществляется забортной водой в водо- и маслоохладителях. Наиболее сложные системы охлаждение ДУ, обычно двухконтурные (пресной и забортной водой). Отдельные узлы главного двигателя охлаждаются маслом и топливом. В зависимости от рода жидкости, охлаждающей цилиндры, поршни и форсунки двигателя, различают следующие системы: 1) с охлаждением цилиндров, поршней и форсунок пресной водой; 2) с охлаждением цилиндров и форсунок пресной водой, а поршней - маслом; 3) с охлаждением цилиндров пресной водой, поршней – маслом, а форсунок – топливом. Рис. 6. Система охлаждения дизельной СЭУ пресной водой 1-ДВС; 2-деаэратор; 3-расширительная цистерна; 4-циркуляционные насосы; 5-вакуумная опреснительная установка; 6-водоохладитель пресной воды; 7-подогреватель воды; 8-система регулирования температуры воды; 9-воздухоохладитель; 10-температурный датчик.
Насосы пресной воды и забортной выбираем по известной подаче, согласно типоразмерному ряду характеристик вспомогательного оборудования главного двигателя. Характеристики центробежного насоса пресной воды марки НЦВ 400/20А: Подача – 400 м3/с; Напор – 200 Дж/кг; Частота вращения –1500об/мин; Мощность привода – 30 кВт; Подача на нижней границе области допустимых режимов – 255 м3/ч; Подача на верхней границе области допустимых режимов – 490 м3/ч; Длина – 1250 мм; Ширина – 740 мм; Высота – 620 мм; Масса – 469 кг.
Рис. 7. Система охлаждения дизельной СЭУ забортной водой 1 – бортовой кингстонный ящик; 2 – воздушные трубы; 3 – насосы забортной воды; 4 – датчик температуры забортной воды, подающий импульс на терморегулятор 9; 5 – маслоохладитель; 6 – охладитель продувочного воздуха; 7 – охладитель пресной воды; 8 – охладитель масла распредвала; 10 – отливной клапан; 11 – отливной коллектор; 12 – дроссельная шайба; 13 – трубопровод рециркуляции (возврата); 14 – приемный фильтр; 15 – донный кингстонный ящик.
Подбираем блок из 2 центробежных насосов
Характеристики 1-го центробежного насоса забортной воды марки НЦВ 630/30АГ [11]: Подача – 630 м3/ч; Напор – 300 Дж/кг; Мощность привода – 70 кВт; Частота вращения – 1500 об/мин; Подача на низшей границе области допустимых режимов – 395 м3/ч; Подача на верхней границе области допустимых режимов – 725 м3/ч; Длина – 1365 мм; Ширина – 870 мм; Высота – 825 мм; Масса – 699 кг;
Характеристики 2-го центробежного насоса пресной воды марки НЦВ 400/20А [11] : Подача – 400 м3/с; Напор – 200 Дж/кг; Частота вращения –1500об/мин; Мощность привода – 30 кВт; Подача на нижней границе области допустимых режимов – 255 м3/ч; Подача на верхней границе области допустимых режимов – 490 м3/ч; Длина – 1250 мм; Ширина – 740 мм; Высота – 620 мм; Масса – 469 кг.
Расчёт поверхности теплообмена охладителя пресной воды. Расчитываем необходимую поверхность теплообмена , где FОХЛ - поверхность теплообмена; Q – тепловой поток; k – коэффициент теплопередачи; tср-средняя разница температур между двумя жидкостями, обменивающимися теплом. Для этого узнаем температуры в теплообменниках: kМО = 300…500 (800, если повысить турболизацию) кДж/(м2 ч С) СЗВ=4,19 кДж/(кг град); СМ=2,05 кДж/(кг град);
По результатам расчета выбираем охладитель пресной воды марки 40В.01.000 Характеристики охладителя: - поверхность теплообмена – 15 м2; - расход забортной воды – 25,4 кг/с; - расход пресной воды – 33,6 кг/с; - давление забортной воды – 0,4 МПа; - давление пресной воды – 0,4 МПа; - длина – 965 мм; - ширина – 1310 мм; - высота – 580 мм; - масса брутто– 380 кг.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |