Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Понятие кризиса подросткового возраста и причины трудностей его переживания



2016-01-05 1533 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие кризиса подросткового возраста и причины трудностей его переживания 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт художественного образования

Кафедра психологии

 

 

КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

курсовая работа

 

 

«Допущена к защите»   Исполнитель: Зацепина А.М.
  Научный руководитель: Нецветайлова Е.Н., ст.преподаватель __________________________  

 

 

Волгоград - 2014

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Понятие кризиса подросткового возраста и причины трудностей его переживания.................................................................................................... 6

1.1. Характеристика понятия «кризис подросткового возраста».............. 6

1.2. Особенности протекания кризиса подросткового возраста.............. 13

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.............................................................. 26

ГЛАВА 2. Методы преодоления кризиса подросткового возраста........... 27

2.1. Профилактическая работа с подростками в образовательном учреждении 27

2.2. Психологическая помощь «трудным» подросткам........................... 32

Выводы по второй главе............................................................................ 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 35

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 36

 

Введение

Подростковый возраст сложный период в онтогенезе человека, наполненный особенностями, чудесами и странностями. Нельзя четко определить границы этого периода, так как каждый человек с самого его рождения – индивидуальность и личность со своими особенностями в развитии. Поэтому зачастую подростки сами не понимают, когда и где переступили границы между детством и взрослой жизнью.

Психологические особенности подросткового возраста считаются кризисными и связаны с существенной перестройкой всего организма подростка, перестройкой в телесной, социальной и психологической сферах.

Телесный уровень характеризуется существенными гормональными изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом происходит формированием самосознания.

Каждый возрастной период является переходным, он подготавливает человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка результат сотрудничества ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, общения, игры, учения, труда.

Именно в этот переломный для подростка период формируются жизненные перспективы, нравственные ценности, появляется осознание самого себя, своих способностей, интересов, возможностей, стремление познать себя и стать взрослым, другими словами - формируются личностные смыслы жизни.

Большое внимание изучению развития и становления личности в подростковом возрасте уделяли как зарубежные психологи Ш. Бюлер, Э. Штерн, Э. Эриксон и др., а так же отечественные – Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович.

Например, И.С. Кон называет подростковый возраст периодом возникновения сознательного «Я» (И.С.Кон, 1988). В то же время подростковый период известен как один из самых конфликтных в жизни человека, о котором Э. Эриксон говорит как о периоде «нормативного кризиса» (Э.Эриксон, 1996).

Подростковый возраст, это такой период в жизни человека, который психологи называют еще переходным, трудным, критическим возрастом. Отсюда вытекает понятие «трудный подросток», хотя все педагоги знают, что не бывает «трудных» ни детей, ни подростков, просто есть взрослые, педагоги, которые вовремя не смогли понять и помочь ребенку найти себя в жизни, сформировать «правильный» авторитет среди своих сверстников – отсюда и рост преступности среди подростков. Когда подросток на базе хороших, правильных поступков не может завоевать авторитет, он идет по более простому, но ложному пути, стараясь хоть чем-то привлечь к себе внимание.

Согласно периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, а системой отношений является взаимосвязь «человек-человек», именно из ведущей деятельности в этом возрасте возникают кризисные ситуации. (Д.Б. Эльконин, 1989). Общение со сверстниками становится острой потребностью подростка и связано с его множественными переживаниями. Ведущую роль в становлении норм поведения играет общение с товарищами, которое в данном возрасте фактически является основным источником для появления новых интересов, увлечений, привычек.

Общение же с взрослыми зачастую не складывается. Со стороны подростка существует потребность в неформальном общении с родителями, не меньше, чем со сверстниками, однако для большинства родителей такая форма общения является неприемлемой и игнорируется ими. Как следствие - неудовлетворенность в общении может стать причиной формирования негативного поведения подростков, и развитие у них делинквентного поведения.

В итоге взрослые, не замечая или не желая видеть глубокие психологические проблемы, которые появляются в подростковом возрасте, как бы культивируют почву для образования различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, которые могут в очень короткий срок превратиться в экстремальную ситуацию.

В связи с этим мы приходим к выводу, что нужно знать не только особенности развития ребенка в подростковом возрасте, его основные новообразования, но и методы предупреждения, развития и выхода из сложившихся критических ситуаций.

Актуальностью данной темы является распространение таких социальных проблем как преступность и преступность несовершеннолетних, данные формы поведения могут выступать как результат переживания кризиса подросткового возраста.

Цель работы - изучить особенности кризиса в подростковом возрасте.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические походы к изучению кризиса.

2. Изучить специфику и содержание кризиса в подростковом возрасте.

3. Выявить пути преодоления кризисных состояний.

Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогико-психологической литературы по проблеме исследования кризиса в подростковом возрасте.

Глава 1. Понятие кризиса подросткового возраста и причины трудностей его переживания



2016-01-05 1533 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие кризиса подросткового возраста и причины трудностей его переживания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Понятие кризиса подросткового возраста и причины трудностей его переживания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)