Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ БАСНЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ БАСНЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………8 1.1. Определения басни и её характерные черты ………………………...8 1.2. История развития жанра басни……………………………………..12 Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БАСНИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………….16 2.1. Методы и приёмы работы с баснями как материалом, формирующем систему ценностей школьников……………………………………..16 2.2. Методика изучения басен в начальной школе…………………….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Выполняя различные социальный заказы, этот жанр оставался актуальным и популярным, благодаря своим функциям, удовлетворяющим потребности читателей в этом жанре. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник. И сегодня, с развитием технологий и улучшением уровня жизни человека, мы приобрели ещё больше возможностей нарушить установленные правила, согрешить в чём-то. Но, что интересно, если количество людских пороков растёт, то количество современных басен стремится к нулю. Как же так получилось, что до XXI века популярный в мире жанр находит своё воплощение теперь лишь в нецензурных нелепых попытках, пародиях на некогда цветущую басню? Вот ещё только в XX веке вся страна зачитывалась мудрыми и поучительными баснями Крылова! А сегодня проходим их только в школах. Сам собою напрашивается вопрос, что у внимательного и любопытного читателя, что у опытного литературоведа: неужели жанр басни изжил сам себя? Между филологами XIX века возникла полемика о происхождении басни и приоритете одной из двух теорий её появления. В литературоведении XIX-XX вв есть ответ на вопрос: «Как появилась басня?», но вопрос: «Какая методика изучения басни в начальных классах является наиболее распространенной?» до сих пор остаётся спорным. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной. Обучение чтению басен - вопрос в методике далеко не новый (К. Д. Ушинский, Д. И.Тихомиров, В. П.Острогорский, Н. Н. Щепетова, Л. И.Тимофеев, и др.). В Украине басня включается в учебные книги с 1699 года и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения со второго класса начальной школы. Однако принципиальных изменений в отношении методики обучения младших школьников чтению басен за истекшее время нам отметить не удалось: в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы, то есть учащиеся чаще всего, читая отдельные басни, оттачивают технику чтения, находят с помощью учителя в тексте басни мораль, анализируют ее, заучивают басни наизусть, инсценируют их. При этом внимание обучающих и обучающихся сосредотачивается главным образом на композиции и языке читаемой басни, а цель работы представляется абсолютно ясной.[1; 35]. Цель исследования- учитывая изменения, происходящие в современном обществе (в том числе и в детях), внести коррективы в методику изучения басен в начальной школе, чтобы дети научились и захотели их читать. Предметом исследования - организационно-методическая система обучения младших школьников чтению басен, позволяющая добиться того, чтобы учебный процесс оказал влияние на общее и литературное развитие детей и был действенной частью формирования их социально-нравственного опыта. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. Выделить важнейшие характеристики художественного басенного мира, которые младшие школьники могут и должны воспринять, чтобы научиться и захотеть читать басни. 2. Изучить басни, входящие в круг чтения, доступный современному младшему школьнику, обратив особое внимание на проявление жанровой специфики отражения баснописцами в каждой из них окружающего мира. 3. Исследовать историю методики обучения младших школьников чтению басен в начальной школе. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: историко-теоретический анализ литературоведческой, педагогической и методической литературы; наблюдение за процессом обучения учащихся чтению басен в массовой школе; беседы с учителями начальных классов для выявления особенностей восприятия ими произведений басенного жанра; количественную и качественную обработку полученных данных. Научная новизна исследования состоит в следующем: дано рабочее определение понятия «басенный мир»; в результате оценки и систематизации басен как учебного материала для детей младшего школьного возраста выявлены басни с явно выраженной спецификой художественного басенного мира; с учетом особенностей формирования ребенка-читателя современной эпохи разработана организационно-методическая система двухступенчатого обучения детей чтению таких басен как художественных произведений: а)чтение басен, объединенных тематически, б) чтение басен, объединенных ведущим басенным образом; на каждой ступени обучения уточнены принципы анализа текста басен на уроке; установлено, что при реализации разработанной системы обучения интерес учащихся к басне и уровень усвоения ее содержания, а также обращение к басне без побуждения извне и влияние этого учебного материала на личность учащихся начальных классов возрастают. Структура работы - работа включает в себя два раздела, вывод, список литературы.
Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ БАСНЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1306)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |