Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по второй главе. Вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутой нами



2016-01-05 914 Обсуждений (0)
Выводы по второй главе. Вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутой нами 0.00 из 5.00 0 оценок




Вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутой нами гипотезы. Общее количество респондентов, выбранных для участия в эксперименте, составило 43 человека. Для оценки эффективности проведенного эксперимента все респонденты были разделены на две группы – контрольную (19 человек) и экспериментальную (24 человека) (условно их составили соответственно ученики 1Б и 1А). Предметом диагностики стали компоненты гражданской компетенции, выделенные нами в первой главе исследования: когнитивный, эмоционально-волевой, аксиологический, деятельностный. Диагностическими методиками выступали: методика «Пословицы» (автор С.М. Петрова) (приложение 1), анкетирование (приложение 2), методика «Что привлекает в деятельности?» (приложение 3). Для оценки уровня сформированности гражданской компетенции была разработана критериальная база.

Опытно-экспериментальная работа выстраивалась в логике проведения исследовательской деятельности и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Целью констатирующего этапа было установление начального уровня сформированности гражданской компетенции. Анализ полученных результатов продемонстрировал относительно одинаковые результаты у респондентов контрольной и экспериментальной группы по всем показателям.

Кроме того, на констатирующем этапе эксперимента был определен процентный состав каждого компонента внутри гражданской компетенции, в результате чего было обнаружено, что основную часть гражданской компетенции у учащихся как контрольной, так и экспериментальной групп, занимает когнитивный компонент. При этом минимальный процент приходится на аксиологический компонент.

Исходя из полученных на констатирующем этапе эксперимента результатов, был организован формирующий этап, главная цель которого заключалась в проверке выдвинутой гипотезы.

Формирующий этап эксперимента проводился в рамках уроков окружающего мира, в основе которых лежали следующие условия: использование взаимосвязанных методов словесной, практической и наглядной групп; смена видов деятельности в течение всего урока; использование проектной деятельности.

По окончании формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап, цель которого состояла в установлении динамики уровня сформированности гражданской компетенции в целом и отдельных ее компонентов. При этом использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе.

Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты, свидетельствовали о положительной динамике процесса формирования гражданской компетенции у респондентов экспериментальной группы и статичном характере уровня сформированности гражданской компетенции у респондентов контрольной группы.

Таким образом, в ходе эксперимента цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение в той части, что формированию гражданской компетенции в начальной школе на уроках окружающего мира способствуют: использование проектной деятельности; комплекса наглядных, практических и словесных методов; смена разных видов деятельности.

 


Заключение

Наша работа носила опытно-экспериментальный характер и была посвящена формированию гражданской компетенции у детей младшего школьного возраста. Выбор темы обусловлен тенденциями развития общества в целом.

Методологический аппарат нашего исследования выстраивался на основе Федерального закона «Об образовании» и Федеральных государственных стандартов начального общего образования.

С целью определения основных путей формирования гражданской компетенции в начальной школе был проведен теоретический анализ подходов к определению понятий «компетенция», «гражданская компетенция».

Определению содержательных характеристик этих понятий способствовали идеи В.А. Беликова, Е.В. Бондаревской, В.А. Кан-Калика, В.Я. Ляудис, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, в рамках историко-культурологического подхода в образовании труды М.С. Каган, Т.Е. Климовой, Ю.М. Колягина, А.М. Новикова, С.А. Розановой, В.Н. Руденко, Н.В. Сычковой, В.Н. Худякова. Идеи компетентностного подхода в образовании были изучены из работ Е.В. Бондаревской, А.Г. Крупко, В.А. Кальней, А.В. Хуторского. В результате понятие «гражданская компетенция» представилось нам как комплекс когнитивного, эмоционально-волевого, аксиологического и деятельностного компонентов.

В связи с этим опытно-экспериментальная работа была направлена на формирование перечисленных компонентов.

Весь эксперимент был представлен констатирующим, формирующим и контрольным этапами. Участники эксперимента заведомо были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. На констатирующем этапе эксперимента был изучен начальный уровень сформированности всех гражданской компетенции в целом и всех ее компонентов отдельно. Полученные результаты свидетельствовали об относительно одинаковом уровне сформированности гражданской компетенции респондентов контрольной и экспериментальной групп.

Далее мы изучили процентное содержание в гражданской компетенции отдельных ее компонентов. В результате было обнаружено, что основной процент всего содержания гражданской компетенции приходится на когнитивный компонент, при этом наименьшее место в содержании этого понятия приходится на аксиологический и деятельностный компоненты.

На основе анализа полученных результатов был организован формирующий этап эксперимента, целью которого стало подтверждение выдвинутой нами гипотезы.

Формирующий этап эксперимента проходил в рамках учебно-воспитательного процесса на уроках окружающего мира. Всего было проведено 8 занятий по 45 минут.

Все учебные занятия были построены в единой логике поисково-исследовательской деятельности. При этом в основу построения уроков были положены следующие психолого-педагогические условия: использование на уроках взаимосвязанные группы словесных, практических и наглядных методов; постоянная смена видов деятельности; использование проектной деятельности.

По окончании формирующего этапа эксперимента был организован контрольный, целью которого явилось установление динамики уровня сформированности гражданской компетенции в целом и отдельных ее компонентов. Диагностическим инструментарием, также как и на констатирующем этапе, выступали методика «Пословицы» (автор С.М. Петрова), анкетирование, методика «Что привлекает в деятельности?». Для оценки уровня сформированности использовалась разработанная нами критериальная база.

В результате диагностики было получено, что у респондентов контрольной группы никаких изменений, за прошедший от начала эксперимента период, не произошло. Процентный состав респондентов на каждом уровне на контрольном этапе, как при диагностике гражданской компетенции, так и при диагностике отдельных ее компонентов (когнитивного, эмоционально-волевого, аксиологического, деятельностного) практически совпадали.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, полученных после вторичной диагностики респондентов экспериментальной группы, продемонстрировал положительную динамику уровня сформированности каждого компонента гражданской компетенции и, соответственно, гражданской компетенции в целом.

Позитивная динамика формирования гражданской компетенции в экспериментальной группе – свидетельство эффективности выбранных для этого процесса условий.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


Список литературы

1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.

2. Аманбаева, Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях [Текст] / Л.И. Аманбаева Дис... д-ра пед. наук. – Якутск, 2002. – 360 с.

3. Байденко, В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы [Текст] // В.И. Байденко Высшее образование сегодня. - М. : 2004. № 2 – С. 65-68.

4. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст] / А.В. Беляев Дис... д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2007. – 400 с.

5. Богомаз, М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.smolpedagog.ru

6. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003. - 234 с.

7. Борисова, Ю. Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» / Ю. Г. Борисова. [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2009. - Режим доступа: www. omgpu.ru

8. Вахрушев, А.А. Я и мир вокруг : Учебник 1 класса [Текст] / А.А. Вахрушев. – М. : Баласс, 2012. – 192 с.

9. Виноградов, Ю.А. Гражданское движение в условиях перестройки. Сущность, ориентации, тенденции [Текст] / Ю.А. Виноградов Дис... канд. политич. наук. – М., 2001. – 240с.

10. Волынчикова, Е. А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников [Текст] / Е. А. Волынчикова // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.smolpedagog.ru

11. Врублевская, Е. А. Быть гражданином [Текст] / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214 - 216.

12. Вяземский, Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009.-№ 8.- С. 4 - 13.

13. Галанцева, И.А. Развитие системы гражданского образования школьников в социально-педагогических условиях мегаполиса [Текст] / И.А. Галанцева Дис... канд. пед. наук. – М., 2003. – 193 с.

14. Гаврилычева,Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа - 2006. - № 12. - С. 10 - 16.

15. Гаязов, А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе [Текст] / А.С. Гаязов Дис... д-ра пед. наук. – Бирск, 1996. – 390 с.

16. Голубева, Г.А. Взаимосвязь морального и правового сознания: проблема гражданственности [Текст] // Г.А. Голубева Философские науки. 2007. - № 11. – С. 2-7.

17. Гуляева, И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С.А. – Вологда : Книжное наследие, 2007. - 686 с.

18. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.

19. Дармодехин, С. В. Развитие воспитания в современной системе образования: национальные стратегические приоритеты и воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / С. В. Дармодехин. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.niisv.ruwsection

20. Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Мы и мир вокруг : учебник 1 класса [Текст] / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – М. : Федоров. – 2013. – 112 с.

21. Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания [Текст] / М. В. Ерхова // Директор школы. - 2008. - № 5. - С. 78 - 82.

22. Журавлева, Т.Б. Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки [Текст] / Т.Б. Журавлева Автореф. дис... канд. пед. наук. – Казань, 2004. – 237 с.

23. Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона [Текст] / Л. В. Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. -№ 2 (10). - С. 85-93.

24. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] // И.А. Зимняя Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. – С. 34–42.

25. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.

26. Золотов, В.И. Политическая культура и гражданственность [Текст] // В.И. Золотов Формирование социалистической гражданственности. – Барнаул, 2009. – С.34-38.

27. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.

28. Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир : Учебник [Текст] / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов М. : АСТ Астрель, 2013. – 128 с.

29. Казаева Е.А. Основные направления развития гражданского воспитания [Текст] / Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4 (68). - С. 154 - 163.

30. Карпушкин, С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи [Текст] / С.И. Карпушкин Дис... канд. филос. наук. – М., 2009.- 230 с.

31. Коваленко, Л.Г. Роль социальной справедливости в формировании гражданственности личности [Текст] // Л.Г. Коваленко Формирование гражданственности. – Барнаул, 2010. – С. 23-27.

32. Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения [Текст] / С. В. Колотий // Инновации в образовании. - 2006. - № 6. - С. 142-145.

33. Крысяк, В. Воспитание гражданственности как интегрального качества качества личности учащихся средних учебных заведений Польши [Текст] / В. Крысяк Дис... д-ра пед. наук. – М., 2009. – 430 с.

34. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 28 - 35.

35. Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России [Текст] / Л. В. Кузнецова // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 95 - 102.

36. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России [Текст] / О. В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 138 с.

37. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В. И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.

38. Маркин, В.Н. Жизненная позиция личности (идеологический и социально-психологический аспекты) [Текст] / В.Н. Маркин, М.: Мысль, 2008. – 234 с.

39. Маркин, В.Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория : Основные тезисы выступления на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности [Текст] // В.Н. Маркин РАГС. – М., 2005. – С.23-27.

40. Микрюков, В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота [Текст] / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112 - 119.

41. Никифоров, Ю. Н. О понятии «гражданственность [Текст] / Ю.Н. Никифоров, А. Н. Скалина // Известия АлтГУ. - 2007. - № 43. С. 34 - 46.

42. Никитин, А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст] / А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов – М., 2011. – 129 с.

43. Османкина, Т.Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Т.Н. Османкина Дис... канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 190 с.

44. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 [Текст] / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с.

45. Плешаков, А.А.Окружающий мир : Учебник для 1 класса [Текст] / А.А Плешаков. Часть 2. – М. : Просвещение, 2012. – 98 с.

46. Показаньев, Д. А. Формирование гражданственности как основы нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Д.А. Показаньев, Н.В. Червоткина // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке», Т. 2. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - С. 40 - 50.

47. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева [Текст] // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 36-43.

48. Родина, М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы [Текст] / М. С. Родина // Народное образование РМ. - 2006. - № 3 - 6. - С. 126 - 135.

49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : Учебное пособие [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М. : Просвещение, 2007. – 543 с.

50. Руссу, И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И.Н. Руссу – Кишинев : Штиница, 2006. – 98 с.

51. Семыкина Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьника как стратегическая задача школы [Текст] / Е Н. Семыкина // Материалы научно-практической конференции «Гражданско-нравственное становление школьника - М.: Компания «Спутник+», 2007. - 125 с.

52. Следзевский, И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия [Текст] / И. В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 7. - С. 9 - 15.

53. Сычёва, Т. Б. Гражданственность как психологический феномен / Т. Б. Сычёва, Ф. А Маркина [Текст] //Сб. статей регионал. научно-практич. конференции / под ред. О. В. Лешер. - Магнитогорск: МГТУ, 2005. - 131 с.

54. Сластенин, В.А. и др. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2012. – 512 с.

55. Толкачева, Т.М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания [Текст] / Т. М. Толкачева / - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 20 с.

56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

57. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2013. – 63 с. - (Стандарты второго поколения).

58. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / (Кодексы. Законы. Нормы). - Новосибирск : Норматика, 2013. – 128 с.

59. Халтагарова, О.Д. Гражданственность как компонент «Я-концепции» государственного служащего [Текст] / О.Д. Халтагарова. - Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 2010. – 28с.


Приложения

 

Приложение 1



2016-01-05 914 Обсуждений (0)
Выводы по второй главе. Вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутой нами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по второй главе. Вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутой нами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)