Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования
Демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 - 9 классы). Как в 8-х так и в 9-х классах проводятся занимательные опыты: «Кровь без раны» Готовят растворы хлорида железа (III) и роданида аммония. Ваткой, смоченной раствором хлорида железа (III) протирают ладонь, а тупой нож смачивают раствором роданида аммония. Проводят ножом по ладони. Появляются капли "крови". «Волшебная палочка» Готовят смесь: 0,5 г перманганата калия и 3 - 4 капли серной кислоты (конц.). Отпускают в эту смесь стеклянную палочку, которой затем касаются фитиля спиртовки. Спиртовка загорается. В соответствии с учебной программой в 8 классе проделывают демонстрационные опыты: Опыт 1: «Взаимодействие мрамора с соляной кислотой». Реактивы: Мрамор, соляная кислота, известковая вода. Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка, фарфоровая чашка, спиртовка. Ход опыта: В пробирку помещают кусок мрамора и наливают соляную кислоту. Выделяющийся газ пропускают через раствор известковой воды. Она мутнеет. По окончании реакции несколько капель полученного раствора выпаривают в фарфоровой чашке. Образуется налёт минеральной соли - хлорида кальция. Вывод: При взаимодействии двух веществ - соляной кислоты и мрамора - были получены совершенно новые вещества - углекислый газ и хлорид кальция. Опыт 2: «Действие щелочей и кислот на индикаторы». Реактивы: Растворы щелочи и кислоты в воде, фенолфталеин, лакмус метиловый оранжевый. Оборудование: Штатив с пробирками. Ход опыта: В три пробирки наливают раствор щелочи, добавляют индикаторы. Проделывают данные операции с раствором кислоты. Вывод: В кислой среде лакмус приобретает красную окраску, фенолфталеин – бесцветный, метиловый оранжевый – розовый. В нейтральной среде: лакмус – фиолетовый, фенолфталеин – бесцветный, метиловый оранжевый – оранжевый. В щелочной среде: лакмус – синий, фенолфталеин – малиновый, метиловый оранжевый – желтый. Опыт 3: «Возгонка йода» (видеодемонстрация). Реактивы: Йод. Оборудование: Пробирка, штатив, спиртовка. Ход опыта: В пробирку, закреплённую в штативе, помещают небольшое количество кристаллического йода. Нагревают. Вывод: При лёгком нагревании происходит возгонка йода. В соответствии с учебной программой в 9 классе проделывают демонстрационные опыты: Опыт 1: «Взаимодействие щелочных металлов с водой». Реактивы: Металлический натрий (калий), вода, фенолфталеин. Оборудование: Кристаллизатор, нож, фильтровальная бумага. Ход опыта: В воду капают несколько капель фенолфталеина. Отпускают в воду небольшой кусок натрия, предварительно очистив его от оксидной плёнки. Фенолфталеин приобретает малиновую окраску. Вывод: Щелочные металлы при взаимодействии с водой образуют щёлочи. Опыт 2: «Демонстрация оксидной плёнки алюминия». Реактивы: Алюминиевая проволока. Оборудование: Штатив, спиртовка. Ход опыта: Нагревают алюминиевую проволоку. Проволока размягчается, металл превращается в жидкость. Продолжают нагревать проволоку ещё несколько минут. Расплавленный алюминий не теряет форму проволоки, из-за присутствия на её поверхности оксидной плёнки. Вывод: Оксид алюминия - тугоплавкое вещество. Опыт 3: «Получение хлороводорода и его растворение в воде». Реактивы: Хлорид натрия, серная кислота (конц.), индикаторная бумага, вода. Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка. Ход опыта: Проводят реакцию взаимодействия хлорида натрия с водой. Поток выделяющегося газа направляют в пробирку с водой. Среду раствора определяют с помощью индикаторной бумажки. Вывод: Хлороводород - газ, который легко растворяется в воде. В пробирке образуется соляная кислота.
Заключение В процессе исследования нам удалось рассмотреть сущность познавательного интереса школьников на уроках химии. В школьной практике мотивация на учёбу чаще всего выступает в форме интереса, который проявляют ученики при проведении демонстрационного эксперимента на уроках химии. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации. Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала. А также рассмотрели виды демонстрационного эксперимента в школьном курсе, изучили проблему использования школьного химического эксперимента, потому что она является одной из наиболее разработанных в методике, так как именно она более других отражает специфику учебного предмета. Демонстрационный эксперимент и натуральные объекты помогают изучать свойства веществ, внешнее проявление химической реакции. Демонстрация химических опытов на лекциях дает эмоциональную разгрузку, поднимает интерес к изложению учебного материала, позволяет сделать смысловую паузу и тем самым способствует лучшему усвоению курса химии. Помимо демонстрационного эксперимента, в арсенале современного учителя химии имеется множество других средств наглядности, которые при правильном использовании повышают эффективность и качество урока (интерактивные средства обучения, таблицы, модели, макеты, internet-ресурсы). Изучили методику демонстрации эксперимента на уроке химии в 8 - 9 классах в соответствии с учебной программой.
Список литературы 1. Батина Е.В. Общая методика обучения химии: методическое пособие [Текст]. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 106 с. 2. Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе: Пособие для преподавателей и студентов педвузов [Текст]. - М.: Учпедгиз. - Т 1: Приборы, материалы, приёмы работы и описание опытов. - 2010. - 544 с. 3. Головнер В.Н. Интересные уроки. М.: «НЦ ЭНАС»,2005. – 56-60с. 4. Зуева М.В. Школьный химический практикум, 8 – 9 классы. М.: «Дрофа», 2013.-89-103 с. 5. Маринива Д. Л. Журнал «Химия в школе», № 2, 3, 2005.-8-10 с.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |