Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики



2016-01-05 2390 Обсуждений (0)
Характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Теории государственного регулирования экономики

 

Меркантилисты

Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII в., суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.

Сторонники меркантилизма (Томас Мэн, Антуан де Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

 

 

Физиократы

Экономическая школа (основатель Ф. Кенэ, 18 в.), представители которой считали, что источник богатства - это труд в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль.

 

 

Классическая теория невмешательства в экономику

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил (принцип "невидимой руки") создает гармоничное устройство".

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

 

 

Кейнсианская концепция

Получила распространение в 30-е годы XX в. после глубочайшего спада экономики США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов:

- гибкая денежно-кредитная политика,

- активная бюджетно-финансовая политика

- прямое создание государством рабочих мест.

 

Модель государственного регулирования, предложенная Дж. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

 

Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

 

Заслуга Кейнса в том, что он доказал необходимость роли государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния:

- стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестиционной деятельности, а, следовательно, уменьшения цены кредита (уровня учетной ставки);

- расширение государственных закупок;

- повышение уровня занятости как фактора увеличения доходов населения;

- проведение рациональной фискальной политики, организация государственного планирования, расширения государственных социальных программ и т.д.

 

Марксизм

Экономическая школа, основанная на учении К. Маркса, которая обосновывает необходимость уничтожения частной собственности и конкуренции, смены стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы при помощи плана на основе общественной собственности.

 

 

Неоклассическое направление выдвинуло в XX в. немало видных ученых. Среди них основа­тель направления английский экономист А.Маршалл, амери­канцы Э.Чемберлин, Л.Мизес, лауреаты Нобелевской премии Ф.Хайек, М.Фридмен.

Концепции государственного регулирования экономики оп­ределяются методологией того или иного направления и трак­товкой сущности и роли рыночного координирующего меха­низма. Главным мотивом действия человека неоклассики счи­тают собственный интерес. Экономика рассматривается ими как равновесная и относительно гармоничная система, в кото­рой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство сво­бодной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя дости­жение индивидуумом, а, следовательно, и всем обществом сво­его оптимума (отметим, что речь идет лишь об условиях свобод­ной конкуренции).

 

Такой подход, впервые разработанный А.Смитом (1723-1790), получил название экономического либерализма. Роль госу­дарства английский классик ограничивал функцией "ночного сторожа" для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.

Отвечая потребностям современного общественного разви­тия, неоклассики XX столетия модернизировали и развили идеи А.Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь не­посредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функ­ционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказы­вал, что государство нельзя подпускать к планированию и регу­лированию экономического процесса, но в то же время оно не­обходимо для формирования элементов экономического порядка.

Современная неоклассическая мысль такими необходимыми элементами "экономического порядка", создаваемыми госу­дарством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собст­венности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление на­логовой политики, стимулирующей предпринимательство.

 

Регулирование денежного обращения.Во второй половине XX в. неоклассические взгляды особенно активно развивали уче­ные Чикагского университета США. Здесь создалась своеоб­разная школа экономистов — сторонников либеральной эко­номики и либеральных методов государственной экономичес­кой политики. Чикагский профессор М.Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования рыночного меха­низма считает стабильное денежное обращение. Его теория во­шла в историю экономической науки под названием "монета­ризм ".

В основе концепции Фридмена лежит так называемая коли­чественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находя­щаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние па уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию уп­равления спросом, а через нее — и хозяйственными процесса­ми, в частности, они оказывают значительное влияние на объ­ем производства и занятость.

М.Фридмен отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования эко­номики. Отклонение от этого правила означает распад всех ме­ханизмов, с помощью которых части рыночной экономики об­разуют единое целое, убеждает он. Стабильный рост запаса де­нег обеспечивает — с определенным лагом — стабильный рост производства. Отсюда его "денежное правило": Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.

В условиях гиперинфляции, охватившей мировое хозяйство в 70-х гг. XX в., Фридмен предложил правительствам программу ее преодоления. Она предполагала следующие меры:

1. Отка­заться от циклического регулирования количества денег в обра­щении. Обеспечить строжайший контроль со стороны центрального правительства за денежной массой, не допуская ее

роста более чем на 3-5% в год.

2. Установить высокий банков­ский процент.

3. Минимизировать рост зарплаты, не препятст­вуя даже ее падению, для чего сохранить безработицу на доста­точно высоком уровне.

4. Сократить расходы государственного бюджета.

 

Его предложения были высоко оценены правительствами многих стран. Первыми их использовали правительства США и Великобритании. Это касалось, прежде всего, строжайшего кон­троля со стороны центрального правительства за денежной массой. Строгое соблюдение количества денег в обращении должно было, по мнению правительства английских консерва­торов, обеспечить ясность в оценке развития инфляционных процессов, стабилизировать поведение субъектов экономичес­ких отношений и затормозить увеличение как заработной пла­ты, так и цен.

Правительства США и Великобритании стремились также, следуя монетаристской концепции, снизить темпы роста де­нежной массы путем установления высокого банковского про­цента. В результате удалось замедлить этот темп. Однако про­центные ставки, достигшие в начале 80-х гг. очень высоких раз­меров, вызвали, например, в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Эта мера не стала популярной и потому, что препятствовала росту деловой активности. В то же время осуществление "политики доходов", прежде всего огра­ничение роста заработной платы как будто бы приносило по­зитивные результаты. Гиперинфляция 70-х — начала 80-х п. была подавлена. А "денежное правило" М.Фридмена не допус­кать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год легло в основу политики международных валютно-финансовых орга­низаций нашего времени.

 

Теория предложения и налоговая политика.В 70-80-х гг. еще одна неоклассическая теория нашла применение в практике го­сударственного регулирования экономики. Ее создателями были американские экономисты А.Лаффер и Дж.Гильдер. Изучая возможные зависимости между различными сторонами госу­дарственной экономической политики (фискальные, денеж­ные мероприятия, регулирование занятости, заработной платы и др.), они стремились отыскать пути выхода из стагнации про­изводства, характерной для тяжелейшего экономического кри­зиса 70-х гг. В изучении рынка и деятельности на нем хозяйст­венных агентов неоклассики особое значение придают анализу предложения (считая, что спрос порождается предложением). Это значит, что во главу они ставят эффективность исполь­зования факторов производства, среди которых особо выделя­ется предпринимательство.

Важнейшим средством стимулирования предпринимательства неоклассическая теория считает налоговую политику государст­ва. Именно ее и было предложено существенно изменить, снизив ставки налогов, причем в большей степени для наиболее богатых слоев населения. Предполагалось, что с расширением производ­ства, выходом всей экономики из стагнации бюджет пополнится большими доходами даже при меньших ставках налогов.

Созданный на основе теории "экономики предложения" проект налоговой реформы претворялся в жизнь особенно ин­тенсивно в первое четырехлетие президентства Р.Рейгана. Выс­шая ставка подоходного налога была снижена с 70 до 50%. В ре­зультате ставки налога стали значительно менее прогрессивны­ми. В последующие годы президентства Рейгана ставка была снижена до 38%. Кроме того, было уменьшено налогообложе­ние даров, недвижимости, накоплений и инвестиций. Значи­тельные налоговые льготы были предоставлены корпорациям, для чего пришлось пересмотреть сроки амортизации и осуще­ствить ряд других мер.

Новой налоговой политикой наряду с рядом других мер, предпринимаемых как правительством, так и корпорациями, государству удалось создать достаточно благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Об этом свидетельст­вует тот факт, что американская экономика в 80-х гг. преодоле­ла стагнацию (правда, с большими трудностями) и вступила в период экономического роста.

 

 


Характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

 

Американская модель. Эта модель получила название "либеральная модель капитализма". Ее характерными особенностями являются:

 

малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США -10 %, в то время как в ФРГ - 18, в Великобритании - 24, во Франции - 34, в Италии - 38 %;

 

минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы - борьба с бедностью, рост количества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные программы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация существующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государства - сократилась;

 

всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

 

резкая дифференциация на богатых и бедных;

 

большое различие на уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

 

приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

 

Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования "в мирных целях" и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся:

 

высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов - производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х годов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономики;

 

составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г. Перед тем как произошло "японское чудо", был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

 

широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

 

незначительное различие на уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

 

социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

 

Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

 

сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;

 

Германия одна из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

 

в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

 

различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцати трехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

 

Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В Швеции сформировалась концепция: "Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг определенных размеров, может начать развиваться "сам по себе", на основе собственной внутренней логики политического механизма принятия решений". Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

 

Французская модель. Она не имеет ярких особенностей. Эта модель - среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы - индикативное планирование. П. Самуэльсон отмечал, что французское "государственное планирование" является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. "Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления". Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

 

Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:

планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган - Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет более 20 млн. тонн стали в год;

в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.

 

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесячно проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспортеров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые устанавливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

 

В 90-х годах правительство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фонды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокращалась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг. в очередной пятилетке правительство решило бороться с инфляцией путем повышения подоходного налога и сокращения госрасходов.

 

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

 

Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Там произошел переход от "народных коммун" как основных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет. Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находящейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть - в счет налогов, часть - в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьянские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повышенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

 

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при формировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейшего развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

 

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельствуют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % выпуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий - 36 % и на долю частных - 5 %. Новый механизм предоставил предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства.

 

 



2016-01-05 2390 Обсуждений (0)
Характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)