Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институциональные концепции эволюции экономических систем



2016-01-05 2684 Обсуждений (0)
Институциональные концепции эволюции экономических систем 0.00 из 5.00 0 оценок




Приведите пример экономического института и связанной организации, в чем заключается их дихотомия? Какое место (роль) они занимают в хозяйственной практике?

 

Впервые понятие организации как экономического феномена было использовано для построения своей теоретической концепции Альфредом Маршаллом. Он употреблял это понятие неоднозначно, на трех уровнях.

На первом уровне организация рассматривается как способность приводить в порядок сложные экономические организмы (по аналогии с биологическими). Организация необходима в силу высокого уровня дифференциации и комплексности экономических явлений, в основе её лежит разделение труда. Она способствует повышению производительности используемых факторов производства.

На втором уровне он отождествляет понятие организации с понятием промышленности или индустриальной организации. Здесь анализируется влияние механизации труда и использования машин.

На третьем уровне Маршалл исследует роль предпринимателя и, следовательно, «деловую организацию». Здесь основным вопросом становится сравнительная эффективность организационных форм предпринимательской деятельности.

В дальнейшем экономисты обращались к понятию организации в основном на макроуровне (общественно-экономическая организация). В микроэкономический анализ оно было включено представителями неоинституционализма.

 

Дихотомия: институты и организации

Пример Дихотомии: Смертная казнь в США

Смертная казнь как высшая мера наказания вызывала и вызывает ожесточённые споры. Аргументацию «за» и «против» смертной казни можно найти в религиозных текстах («око за око», «не убий»). Как за отмену, так и за применение смертной казни высказываются различные политики и общественные деятели. Среди аргументов можно выделить следующие основные:

Аргументы «против»

· Возможность судебной ошибки

· Отсутствие борьбы с причиной

· Противоречие «международным нормам»

Аргументы «за»

· Защита общества

· Сдерживающее воздействие

· Экономическая несправедливость пожизненного заключения

· Месть

· Смертная казнь как акт гуманизма

В дальнейшем в статье рассмотрены эти аргументы подробнее.

 

Подробные аргументы в защиту смертной казни:

· Защита интересов общества

· Замена суда Линча

· Надёжнее, чем пожизненное заключение (отсутствие амнистии)

· Невозможность рецидива

· Принцип талиона

· Предупреждение преступности

· Экономия на содержании заключённых

Смертная казнь в США является законным наказанием в 32 штатах, а также в федеральном законодательстве (особенностью этой страны является сосуществование параллельных юрисдикций — на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов). В соответствии с Восьмой поправкой к Конституции США её применение ограничено убийствами с отягчающими обстоятельствами, совершенными вменяемыми совершеннолетними.

За 2010 год в стране было казнено 39 человек, и 3108 находились в камерах смертников в ожидании приговора, таким образом, процент исполнения приговоров составляет менее 2 %. Традиционным лидером по числу казней является штат Техас.

Распределение приговоров среди представителей различных рас является далеко не равномерным. Афроамериканцы, составляя 12 % населения США, вместе с тем являются 52,5 % обвиняемых в убийствах, 41 % приговорённых смертников и 34 % казнённых с 1976 года.

 

В доброй половине экономических исследований понятия институт и организация используются как синонимы. Это обусловлено дихотомией (последовательное деление целого на две части), присущей некоторым из экономических явлений.

Так, например, в последнее время в рамках «новой институциональной экономики», видным представителем которой является Оливер Уильямсон, сформировалась отличная от представленной ранее точка зрения на экономическую природу института. Согласно Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями. Поэтому важнейшими экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация. Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредуемых институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации.

Другие представители неоинституционализма подчеркивают важность различий между институтами и организациями, взаимодействие которых, в конечном счёте, является источником экономической эволюции и институциональных изменений. Институты и правила, являясь стандартными ограничениями, принятыми в экономической теории, формируют возможности, которыми располагают члены общества. Организации создаются для того, чтобы использовать эти возможности. По мере своего функционирования и развития организации изменяют институты.

Иными словами, для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования. Например, институт рынка страхования предопределяет возникновение специфических организаций, которые непосредственно являются субъектами рынка – страховых компаний, обществ взаимного страхования, перестраховочных обществ, пенсионных фондов.

Исходя из вышесказанного, Дуглас Норт так определяет организации:

Организациипредставляют собой целенаправленно действующие единицы, созданные организаторами для максимизации богатства, дохода или иных целей, которые определяются возможностями, предоставляемыми институциональной структурой общества.

Необходимо отметить, что организации формируются как функции не только институциональных ограничений, но и других ограничений, таких как технологии, доходы и предпочтения. Взаимодействия между этими ограничениями образуют потенциальные возможности максимизации дохода для предпринимателей.

3. Трансакция - это:

а) обмен товарами и спецификация прав собственности

б) отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом

в) издержки ведения переговоров

г) издержки поиска информации

Трансакция это — Издержки ведения переговоров (bargaining costs), Издержки поиска информации (the costs of information search), отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом.

Издержки ведения переговоров (bargaining costs) — трансакционные издерж­ки, связанные с ведением переговоров между различными сторонами.

Издержки поиска информации (the costs of information search) —трансакционные издержки на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями , т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

 

4. Применение товарных знаков и ярлыков служит для снижения:

а) издержек поиска информации

б) издержек измерения

в) издержек масштаба

г) издержек спецификации и защиты прав собственности

 

Правильный ответ «а», «Применение товарных знаков и ярлыков служит для снижения издержек поиска информации.

 

Применение товарных знаков и ярлыков служит для создания узнаваемого брэнда, узнаваемый брэнд в свою очередь служит инструментом для снижения издержек поиска информации для потенциальных потребителей.

Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников.

 

 

Использование

Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах. Международная охрана, то есть получение единого охранного документа в нескольких странах возможна, например на территории Европейского союза. Регистрация товарного знака в соответствии с Мадридским соглашением и протоколом к нему часто ошибочно называется международной регистрацией; на самом деле регистрации проводят национальные ведомства, международной (единой) является только заявка.

Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:

· на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;

· «при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);

· на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

· в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

· в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации».

Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:

· упоминание его в не рекламных целях;

· использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара); (для России и ряда стран — с большой оговоркой — если речь идет о введении на территории РФ, т. н. национальный принцип исчерпания прав)

· использование в личных целях;

· другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот

 

 

Виды товарных знаков

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

· Словесный — только шрифтовая композиция, в теории дизайн — логограмма. Словесные знаки составляют 80 % от всех существующих товарных знаков. Такими знаками могут быть личные имена «Алёнка», «Тинькофф» или «IDEA TV»; придуманные новообразования (ксерокс, kodak); аббревиатуры (РТР, ТНТ); числа — первый канал.

· Изобразительный — обозначение, не содержащее словесных элементов . Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения. При этом регистрация натуральных изображений товаров запрещена.

· Комбинированный — в его состав входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие. Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом (отпечаток графики).

Встречаются новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке, например товарный знак в виде голограммы на кредитной карточке, изображение которого меняется в зависимости от угла зрения. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.

Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они «совпадают до степени смешения».

Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются:

· словесными — «Apple» для компьютеров, Deutsche Bank для банка, «Холлофайбер» для нетканых материалов;

· произвольными или вымышленными обозначениями — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE и Easy Jet;

· именами — Ford, Peugeot, Hilton (отель);

· рекламными девизами — «Летайте самолётами Аэрофлота!»;

· содержащими графические элементы — трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz, статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce;

· цифры — одеколон 4711;

· буквы — GM, FIAT, VW, KLM;

· картинки или символы — Lacoste (маленький крокодил);

· звуками — мелодия мобильного телефона Nokia, Philips и др.

Существуют фирмы, которые намерены извлекать недобросовестную выгоду из существования общеизвестных товарных знаков, создавая знаки, сходные с ними до степени смешения, вводя таким образом потребителей в заблуждение. В целях решения этой проблемы Парижская конвенция, Соглашение ТРИПС, а также многие национальные законы предусматривают специальную охрану общеизвестных знаков.

Регистрация

Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе. Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.

В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, ранее — Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый ряд ограничений (см. ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одно из ограничений таково: не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определённого вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении прямого указания на вид, качество и свойство товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «компьютер» для вычислительной техники. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя.

Согласно отчёту Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) за 2012 год государственной экспертизой рассмотрено 57 528 заявок на регистрацию товарного знака. Из них по 15 698 заявкам (27 %) вынесено отрицательное решение.

 

5. Какое из приведенных определений не является определением института:

а) совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности

б) объединение граждан для защиты общих интересов

в) принятая в настоящее время система общественной жизни

г) коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия

 

правильный ответ «в» так как Объединение граждан для защиты общих интересов - это определение термина «Общественная организация»

Остальные определения относятся к определениям «Института»

Общественная организация

Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет её обязанности в соответствии с уставом.

Международная общественная организация — неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Выбор такой формы деятельности — когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии.

 

Институциональные концепции эволюции экономических систем

Современный этап развития экономической науки характеризуется одновременным сосуществованием трех основных теоретических парадигм, определяющих подходы исследователей к экономическому анализу на всех уровнях экономики.

Согласно первой парадигме - концепции неоклассики, экономическая система рассматривается как совокупность взаимодействующих агентов (физических или юридических лиц), осуществляющих в свободном экономическом пространстве процессы производства, потребления, обмена и исходящих при этом из собственных интересов, понимаемых главным образом как максимизация прибыли от всех видов деятельности. Главный объект исследования здесь - экономический агент, а главный предмет исследования - действия агента на рынке.

Согласно второй парадигме - парадигме институциональной экономики, действия агентов разворачиваются не "в чистом поле" свободного рынка, а в сильно "пересеченной местности", наполненной разнообразными институтами - организациями, правилами, традициями и т.п. Побудительными мотивами действий агентов являются не столько попытки обеспечения максимальной прибыли, сколько стремление к соответствию данного агента институциональным нормам и правилам, к улучшению своего положения в рамках этих институтов. Главным объектом исследования при таком подходе выступает уже не агент, а институт, а предметом являются отношения между агентами и институтами.

Третья - эволюционная - парадигма, в отличие от двух первых, опирается на динамическое представление о деятельности агентов, на наследование основных особенностей такого поведения в рамках эволюции вида и рода. Поведение агентов рассматривается в контексте факторов эволюционного характера и требует обнаружения и изучения механизмов, аналогичных механизму наследования генотипа агента, популяции агентов, общества в целом. Главным объектом изучения является популяция агентов, обладающих аналогичным социально-экономическим генотипом, а предметом изучения - поведение агента (популяции агентов) с точки зрения влияния наследственных или приобретаемых факторов.

В последние годы заметен синтез этих трех подходов, обусловленный главным образом признанием всех трех факторов (личного интереса, институционального влияния и эволюционной составляющей) значимыми аргументами при объяснении действий экономических агентов и протекания экономических процессов. Можно полагать, что развитие системной парадигмы, связываемой с именем Я.Корнаи, приведет к интеграции неоклассической, институциональной и эволюционной концепций. Данная парадигма стремится к многостороннему рассмотрению социально-экономических образований как комплексов, носящих черты технологических, экономических, социальных, институциональных, биологических и иных систем1.(1Существовавшее и соблюдавшееся в течение нескольких десятилетий конвенциальное разделение предметов исследования для таких наук, как социология ("ценность") и экономика ("стоимость") (см., напр., Camic, 1989) выглядит сегодня на микроуровне особенно искусственным.) Главным объектом рассмотрения здесь служат социально-экономические системы, а предметом - их развитие, основанное на взаимодействии внутренних подсистем и влиянии внешних систем и сред.

Становится ясно, что социально-экономические институты не столько строятся или конструируются, сколько выращиваются, подобно тому, как выращивается кристалл. Одновременно становится ясно, что одна из основных причин недостаточной эффективности институционального конструирования в новой России - отсутствие убедительной теоретико-методологической базы. Жизненно необходима целостная концепция, призванная, с одной стороны, дать убедительные ответы на вопросы о том, как создаются (рождаются), распространяются и закрепляются институты в той или иной стране, как они переходят из одной страны в другую, из прошлого - в сегодняшний день, с другой - стать базой для методологии и методики институционального



2016-01-05 2684 Обсуждений (0)
Институциональные концепции эволюции экономических систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институциональные концепции эволюции экономических систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)