Принципы делегирования полномочий
Лекция 23. Делегирование полномочий
Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Делегирование- передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них. Знания основных правил делегирования необходимы руководителю для оптимального руководства организацией. Важно соотносить обязанности руководителя и обязанности подчиненных в делегировании полномочий. Есть задачи, которые руководителю делегировать нельзя, и есть задачи, которые делегировать необходимо. Вычленение этих задач - первоочередная задача руководителя. От верного выбора того, что нужно делегировать, зависит успех работы не только руководителя, но и организации в целом.
Основные правила делегирования Рассматривая основные правила делегирования, необходимо в первую очередь говорить об обязанностях не подчиненных, а руководителя. Обязанности руководителя: - подобрать нужных сотрудников; - распределить сферы ответственности; - координировать выполнение порученных задач; - стимулировать и контролировать подчиненных; - осуществлять контроль рабочего процесса и результатов; - давать оценку своим сотрудникам (прежде всего, хвалить, но и конструктивно критиковать); - пресекать попытки обратного или последующего делегирования. Только при выполнении руководителем своих обязанностей он может доносить до подчиненных их обязанности. Обязанности подчиненных: - самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность; - своевременно и подробно информировать руководителя; - координировать свою деятельность со своими коллегами и заботиться об обмене информацией; - повышать квалификацию, для того чтобы отвечать предъявленным требованиям. Зная обязанности руководителя и обязанности подчиненных необходимо помнить о главном правиле делегирования: все дела руководства делегировать подчиненным нельзя. Необходимо делегировать: - рутинную работу; - специализированную деятельность; - частные вопросы; - подготовительную работу. Не стоит делегировать: - установление целей, принятие решений по выработке политики организации, контроль результатов; - руководство сотрудниками, их мотивацию; - задачи особой важности; - задачи высокой степени риска; - необычные, исключительные дела; - актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для перепроверки; - задачи строго доверительного характера.
Принципы делегирования полномочий
Перечислим основные принципы делегирования полномочий. 1. Делегируйте заблаговременно. Решения о том, что и кому вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана: 2. Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников. Делегировать полномочия следует, прежде всего, тем, кто может наилучшим образом содействовать решению поставленных задач и, следовательно, с большей отдачей сможет пользоваться своими правами для общего дела. 3. Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий. 4. Однородные задачи делегируйте по возможности одному и тому же определенному сотруднику. Удостоверьтесь в том, может и хочет ли соответствующий сотрудник взяться за задачу. 5. Передавайте сотруднику вместе с рабочей задачей полномочия и компетенцию, необходимые для ее выполнения. 6. Давайте сотруднику как можно более полные и точные инструкции и информацию о его задаче и удостоверьтесь в том, что делегированное поручение понято правильно. 7. Объясняйте смысл и цель задачи. 8. При постановке новых и сложных задач необходимо действовать по пятиступенчатому методу: 1) подготовить сотрудника; v 2) объяснить задачу; 3) показать, как делать работу; 4) доверить сотруднику дальнейшее исполнение под наблюдением и корректировать его; 5) передать сотруднику работу целиком и осуществлять контроль за исполнением. 9. Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения с целью лучшего выполнения порученных ему ответственных задач. 10. Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации. 11. Придайте сотруднику уверенности в том, что в случае возникновения трудностей и проблем он всегда может попросить совета и поддержки. 12. Потребуйте от сотрудника отчет через установленные промежутки времени о том, как продвигается дело. Не вмешивайтесь и не ущемляйте. Безусловно, делегируя полномочия, надо тщательно взвесить достоинства работника, но если уж доверили, то предоставьте ему оперативное поле для самостоятельных действий. 14. Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля. 15. Конструктивно хвалите за успехи и критикуйте за недостатки и неудачи в работе. Позволяйте сотруднику либо представлять в высших инстанциях порученную ему задачу как его работу, либо соучаствовать в ее представлении на соответствующем уровне. 16. Дайте право на ошибку. Этот принцип играет важную роль в пространстве управленческих отношений по вертикали. Страх перед ошибкой, особенно в начале любого дела, формирует образ неудачи, подавляет инициативу и вызывает дискоординацию функций. 17. Делегирование будет успешным, если соблюдается принцип соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать принятой ответственности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |