Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Г) лексико-семантические группы (ЛСГ)



2016-01-05 555 Обсуждений (0)
Г) лексико-семантические группы (ЛСГ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Открытие и понятие системы в лексике.

Виды системных отношений

 

Признание системности лексики до недавнего времени встречало ряд возражений. Например, Виктор Максимович Жирмунский, известный советский филолог, академик, считал, что в лексике «нет никакой системности», кроме той, которая обусловлена отношениями между явлениями самой действительности.

Однако исследователи конкретного лексического материала, отдельных слов всегда приходили к выводу о том, что между словами существуют взаимодействия. Слова могут притягиваться друг к другу (отец – мать; сын – дочь; ходить, бродить, гулять…) или отталкиваться друг от друга (день – ночь, жизнь – смерть; добрый – злой; первый – последний…). А притяжение и отталкивание в совокупности приводят к пониманию системности лексики.

 

О характере системных отношений в лексике писал Юрий Сергеевич Сорокин. Он отмечал, что лексическая система «более обширная, сложная, гибкая и подвижная…» в отличие от фонологической или грамматической, например. Он также выделил пять «движущих сил», которые определяют судьбу отдельного слова в языке:

1) самостоятельное значение слова и его отношение к действительности;

2) связь слова с другими словами по форме (отнесенность к ч.р. и к гнезду родственных слов);

3) отношение слова к другим словам по значению;

4) семантико-фразеологические связи слова;

5) связи слова стилистического характера.

Все это говорит о том, что словарный состав РЯ существует не изолированно, а живет взаимодействием своих единиц – слов, т.е. «системен

 

Парадигматические отношения в лексике

а) сущность парадигматических отношений

«Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются … в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению», указывал один из основоположников системного изучения лексики Мих. Мих. Покровский.

Сущность парадигматических отношений составляет сходство единиц по одним компонентам и противопоставленность – по другим.

Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях различных слов присутствуют одни и те же компоненты. Наличие общих сем, их повторяемость в семемах разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесенными по смыслу.

Парадигматические отношения в лексике проявляются по-разному. Минимальными проявлениями этих отношений признаются словесные оппозиции, максимальными – классы слов.

б) словесные оппозиции

Словесная оппозиция – это пара слов, сходных друг с другом по тем или иным компонентам и в то же время различающихся чем-либо.

Различаются три типа словесных оппозиций: формальные, семантические и формально-семантические.

Формальные: включают общие морфемы, но семантически не сходные:

отметить – откочевать

снимать – понимать

Семантические: не имеют общих морфем, но содержат общие семы:

Берлога – «логово зверя»

Медведь – «крупное хищное животное»

Общие семы – те, что составляют содержание слова «медведь», дифференцирующая сема – «жилище» в слове «берлога».

Формально-семантические: имеют сходные компоненты как в форме, так и в значении:

Плюшевый – шелковый (сделанный из…)

Березник – березняк

(роща, лес из берез – молодой березовый лес)

 

По характеру соотношений компонентов выделяются

родо-видовые оппозиции;

Они отражают такой вид системных отношений, которые называются гипонимическими (или гипо-гиперонимическими).

 

Слова, выражающие родовое понятие, называются гиперонимы; видовое – гипонимы.

Н-р:

гиперонимы гипонимы
перемещаться лететь
дерево ветка
одежда брюки

 

К словесным оппозициям относятся:

омонимы (формальные),

синонимы (семантические),

паронимы (формально-семантические),

антонимы (семантические).

В) классы слов

Классы слов – это максимальные формы проявления лексической парадигматики. Это объединения, представляющие собой словесные парадигмы, более сложные и объемные, чем словесные оппозиции.

Три типа классов слов:

Формальные: слова, сходные по аффиксальным морфемам. К ним относятся глаголы одного спряжения; существительные одного склонения.

Формально-семантические наиболее типичны.

– Совокупность слов как по форме, так и по значению.

Это части речи, гнезда однокоренных слов, группы слов, образованные по одной словообразовательной модели (читатель, мечтатель, учитель).

Семантические в языке встречаются редко.

Н-р., синонимический ряд, не имеющий формального сходства: украсть – воровать – похищать, стянуть – стащить; блестеть – сверкать – сиять – гореть.

 

г) лексико-семантические группы (ЛСГ)

Самым важным типом классов слов с точки зрения лексической системы являются лексико-семантические группы (или лексико-семантические парадигмы). Это слова одной части речи, объединенные одной общей семой – архисемой. Архисема составляет семантическую основу всей ЛСГ. Второй парадигматической особенностью является наличие дифференциальных сем, которые уточняют значение каждого отдельного слова ЛСГ.

 

Н-р: ЛСГ глаголов со значением движения или перемещения: идти, лететь, ползти, вести, гнать, войти, внести, взлететь, взбежать, бежать, отпрыгнуть… Архисема – «перемещение».

 

Внутри ЛСГ могут быть выделены подгруппы или подпарадигмы, в которых слова объединены не только архисемой, но и общей для них дифференциальной семой.

Н-р: в ЛСГ глаголов перемещения такие подгруппы могут быть представлены глаголами с семой

«удаление» (уйти, унести, откочевать, отплыть, уплыть, отогнать…),

«с помощью ног» (идти, ходить, бежать, плестись, маршировать, топать…).

«направление вверх» (взбежать, взлететь),

«направление внутрь» (войти, внести),

«средство передвижения с помощью ног» (идти, бежать),

«с помощью транспортных средств» (везти, ехать) и т.д.

 

В целом структура ЛСГ имеет так называемый «полевой» характер. Центр поля представлен наиболее употребительными, наиболее многозначными общими по своим значениям словами. Это слова окружены более конкретными и менее употребительными словами. Наиболее специализированные или стилистически маркированные слова находятся на периферии «поля». Н-р:

 

На периферии поля находятся также слова, которые втягиваются в сферу группы из других ЛСГ (например, ослепительный).

Т.о., в целом лексическая система языка в парадигматическом плане имеет очень сложный, многослойный характер.

 

В лексикологии нас интересуют прежде всего классы слов, сходных по семантике. Семантика слова, как известно, определяется факторами внелингвистическими (реальный мир и отражающие его человеческое сознание) и внутрилингвистическими. Классы слов соответственно могут выявляться либо на основании критериев чисто внелингвистических, либо с опорой на лингвистические признаки слов.

В первом случае, когда в основу объединения слов кладется реальная сущность явлений, обозначаемых словами, мы имеем дело с семантическим полем. Границы таких полей лишены четкости, в них входят слова разных ч.р.

Н-р: семантическое поле «болезнь»: ангина, кровь, орган, зрение; болеть, кашлять, ослаблять; внутренний, вредный…



2016-01-05 555 Обсуждений (0)
Г) лексико-семантические группы (ЛСГ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Г) лексико-семантические группы (ЛСГ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)