Нейтральные и стилистически маркированные значения
Понятие многозначного слова Слова в русском языке могут быть однозначными, или моносемичными: могущество, модельер, овация, научно-популярный… Такие слова называют какое-то одно явление, понятие, признак. Но слово может иметь и несколько значений. Н-р, слово «макушка» может обозначать: – верхнюю часть головы человека, – верхнюю часть кроны дерева; – это же название носит месяц года июль – «макушка лета». Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, или полисемией (греч. polýsēmos – многозначный), а слово – многозначным. В момент возникновения слово (или лексема) всегда однозначно. Новое значение (семема) появляется тогда, когда название одного явления употребляется в качестве наименования другого. Предпосылкой для этого служит сходство явлений, их смежность. В результате слово начинает обслуживать в качестве названия два или несколько предметов. Появление вторичного значения обусловливается окружающим контекстом. В конкретном контексте слово всегда однозначно: Крепко спит ребенок. Спит земля в сиянье голубом. Значение слова может зависеть от его грамматического оформления: листья пожелтели (о растении); листы пожелтели (бумажные).
Многозначное слово представляет собой как бы пучок нескольких семантических вариантов, значений, соотнесенных с одной лексемой. Эти варианты или отдельные значения образуют внутрисловную семантическую парадигму слова, являются семантически связанными друг с другом и реализуются в различных контекстах. Схематически это положение можно представить так:
Типология значений многозначного слова. Виды анализа многозначного слова Отдельные значения многозначного слова различаются во многих отношениях. Эти различия, или типология значений, определяются рядом противопоставлений: Основные и неосновные значения Основное (первичное) значение – это ядро всей внутрисловной парадигмы. Основное значение минимально зависит от контекста. Неосновные значения прежде всего обусловлены контекстом. Н-р, глагол «вести»: основное значение: «передвигаясь, вовлекать в совместное передвижение объект, который обладает способностью к собственному перемещению». Это значение не может быть реализовано во фразе «К беде неопытность ведет» (это неосновное значение). 2). Свободные и связанные значения Свободными значениями принято считать такие, которые могут быть реализованы в самых разнообразных контекстах при минимальной специализации. Связанное значение проявляется в специализированном контексте, среди ограниченного круга партнеров. Н-р, глагол «идти». Свободное значение проявляется в любом контексте, где субъектом может быть любое существительное одушевленное: Лошадь идет. Человек идет. Связанное значение: вам идет это платье. Субъектом здесь могут быть только неодушевленные существительные, обозначающие виды и детали одежды или украшений. Прямые и переносные значения. Данное противопоставление в известной степени соотнесено с разграничением основных и неосновных значений, поскольку всякое переносное значение является семантически производным, вторичным, т.е. неосновным. Но не всегда неосновное значение можно квалифицировать как переносное: н-р, у слова «бумаги» значение «письменный документ» (Бумаги у него в порядке); у слова «брать» значение «увозить с собой» (Он часто брал сына с собой на охоту)… Нейтральные и стилистически маркированные значения Это разграничение зависит от наличия или отсутствия в них дополнительных смыслов, которые не входят в понятийную часть содержания значений и имеют характер эмоциональных, стилистических и других «добавок». Значения, лишенные «добавок», являются нейтральными. Значения, в которых присутствуют «добавки», являются стилистически маркированными. Н-р, все значения глагола «бухнуть» стилистически маркированные: 1. Разг. Издать глухой звук. Бухнул выстрел. 2. Разг. С шумом бросить, уронить. Бухнул на пол вязанку дров. 3. Прост. Необдуманно сказать. Он отцу и бухнул прямо в глаза. Н-р: у глагола «забросить» стилистически маркировано четвертое значение: 1. Бросить, кинуть за что-либо. 2. Переместить свободным движением часть тела или одежды. Забросить руки за спину стула. 3. Перестать заниматься чем-либо. Забросить музыку. 4. Разг. Доставить, завезти в определенное место. Пароход забросил письма.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2420)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |