Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семантико-стилистические группы синонимов



2016-01-05 355 Обсуждений (0)
Семантико-стилистические группы синонимов 0.00 из 5.00 0 оценок




Синонимия

Как проявление парадигматических отношений в лексике

Наиболее характерной иллюстрацией парадигматических отношений в лексике являются синонимия и антонимия.

Синонимия

Из истории вопроса

Учение о синонимии возникло в русской лингвистике в XVIII веке. В этот период были предприняты попытки теоретически и практически разработать эту проблему. Так, в 1783 г. Денис Иванович Фонвизин выпустил первый словарь синонимов «Опыт российского сословника», состоящий из 110 слов, расположенных в 32 рядах. Были попытки создания такого словаря и в XIX веке, но все эти работы были слабыми в теоретическом и практическом отношении.

Интерес к проблеме синонимии возрос в советское время в связи с усилением борьбы за культуру речи.

В 1956 г. был издан первый советский словарь синонимов «Краткий словарь синонимов РЯ» Веры Николаевны Клюевой. В основном этот словарь был рассчитан на школу и не решал научных проблем. Затем были изданы:

в 1968 г. «Словарь синонимов РЯ»,

составленный Зинаидой Евгеньевной Александровой;

в 1970 г. «Словарь синонимов РЯ» в 2-х т.,

выпущенный Ленинградским отделением АН СССР (предназначен для специалистов);

в 1975 г. «Словарь синонимов»

под редакцией Анастасии Петровны Евгеньевой (он составлен на основе 2-х-томного для широких масс).

Теория синонимии разрабатывается и в настоящее время. Сложность ее в том, что не решен вопрос о самом понятии «синонима». Этот термин трактуется по-разному. И сравнительно недавно начал разрабатываться вопрос о синтаксической синонимии.

Понятие синонимии

В лингвистической литературе существуют различные определения синонимов. Синонимы определяются

o как слова, имеющие тождественное значение,

o как слова, имеющие близкое значение,

o как слова, обозначающие одно и то же понятие или

один и тот же предмет.

Чаще других при выделении синонимов выдвигались такие критерии, как «тождественность или близость значения» (слов) и «взаимозаменяемость». Но эти критерии не абсолютны. Н-р, взаимозаменяемость обусловлена позицией, т.е. значением контекста, или ограничена экспрессивно-стилистическими моментами:

открыть, обнаружить,

лицо, рожа

 

Т.о., можно определить синонимы так: синонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи, значения которых содержат тождественные элементы, различающиеся же элементы устойчиво нейтрализуются в определенных позициях. Иными словами: «Синонимы – слова, противопоставленные лишь по таким семантическим признакам, которые в определенных контекстах становятся несущественными. В этих определениях ярко отражается парадигматическая сущность синонимии. Но синонимичные отношения существуют не только между словами, но и между словом и ФЕ (загрустить – повесить нос), между двумя ФЕ (капля в море – кот наплакал). Поэтому

в качестве рабочего определения примем такое:

 

«Синонимы – это слова и эквивалентные им фразеологические обороты, различные по звучанию, называющие одно и то же явление объективной действительности, но различающиеся смысловыми или стилистическими оттенками».

семантико-стилистические группы синонимов

Традиционно выделяют три вида синонимов:

1) идеографические (или смысловые)

Они отличаются друг от друга тонкими смысловыми оттенками:

милый, славный, приятный, симпатичный (человек);

храбрый, смелый, мужественный, отважный (воин).

2) стилистические

Они отличаются стилистическими оттенками, способностью употребляться в разных стилях речи, т.е. сферой употребления:

болезнь (нейтр.) – недуг (книжн.) – заболевание (в речи медиков) – хворь (обиходно-разговорная речь).

3) эмоционально-экспрессивные

Они отличаются яркой оценочной окраской. Их выделяют не все лингвисты. Шмелев, н-р, включает их в стилистические:

кушать – жрать,

лицо – рожа,

лошадь – кляча,

покраснеть – вспыхнуть.

Очень часто бывает, что в синонимах совмещаются 2 и 3 значения: громко – благим матом – во всю Ивановскую.

Лишь некоторые лингвисты относят к синонимам

4) абсолютные синонимы, или лексические дублеты

(Н. М. Шанский).

Они совершенно не различаются по своему значению и отношению к контексту:

орфография – правописание,

номинативная – назывная,

фрикативный – щелевой,

сторожить – стеречь.

Как мы наблюдали, синонимы выстраиваются в синонимические ряды (двучленные или многочленные), в которых в качестве основного выступает слово, лишенное стилистической и эмоционально-стилистической окраски. Это слово является нейтральной стилистической единицей, или доминантой.

 

Все ли слова, близкие по значению, можно назвать синонимами? Нет, не все.

Синонимами, как правило, не считают слова:

 

1) родо-видовые пары слов или разные понятия:

одежда – брюки;

стул – кресло (гипо-гиперонимы)

2) слова, называющие разные социальные явления:

полицейский – милиционер – жандарм;

пролетарий – рабочий;

3) слова, принадлежащие к разным частям речи:

холодный – холодеть – холод;

4) некоторые лингвисты не считают синонимами слова нейтральные и с ярко выраженной отрицательной окраской:

поэт – стихоплет,

лошадь – кляча

(Шмелев же считает их стилистическими синонимами)



2016-01-05 355 Обсуждений (0)
Семантико-стилистические группы синонимов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семантико-стилистические группы синонимов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)