Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физическая культура в режиме учебы и отдыха студентов-медиков



2016-01-05 1850 Обсуждений (0)
Физическая культура в режиме учебы и отдыха студентов-медиков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Физическая культура в режиме учебы и отдыха студента (в том числе студента-медика) должна рассматриваться как двигательный режим студента, как одна из форм проведения физических упражнений в течение учебного (рабочего) дня, а также самостоятельных тренировочных и оздоровительных занятий во внеучебное время.

Рабочая поза у лиц умственного труда, в том числе студентов, является причиной поверхностного дыхания, застойных явлений в органах малого таза и нижних конечностях. При этом сердечно-сосудистая система работает с меньшей нагрузкой, мышцы нижних конечностей находятся в расслабленном состоянии, мышцы грудной клетки сокращены, а мышцы спины растянуты. Все это приводит к уменьшению кровообращения, снижению обмена веществ, ослаблению скелетных мышц, нарушению осанки.

Поэтому студентам следует в течение рабочего дня проводить производственную гимнастику, куда должны входить упражнения для улучшения кровообращения нижних конечностей, органов малого таза и брюшной полости, а также дыхательные упражнения. Кроме того, следует включать специальное упражнение, способствующее синхронизации правого и левого полушарий головного мозга, что ведет к улучшению памяти и повышению умственной работоспособности. Упражнение это очень простое и напоминает марш на месте: необходимо поднимать правую ногу и левую руку, затем наоборот. Движения рук должны пересекать сагиттальную линию тела.

Для повышения функционального состояния организма 4 часов в неделю, которые занимают обязательные учебно-тренировочные занятия, недостаточно. Студенту должен научиться самостоятельно выполнять упражнения во внеучебное время. Самостоятельные занятия направлены на закрепление полученных на плановых занятиях с преподавателем знаний и умений, на устранение недостатков в физическом развитии и на ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний.

Оздоровление средствами физической культуры требует постоянного контроля за физическим и функциональным состоянием, данные о котором фиксируют в специальном дневнике. Периодически проводят тестирование, определяющее функциональные возможности организма, физическую работоспособность и уровень развития физических качеств. Улучшение результатов свидетельствует о правильном подходе к постановке оздоровительного процесса, а ухудшение результатов - это сигнал о необходимости коррекции методики занятий.

Подготовка молодых специалистов предполагает обязательное воспитание в них общей и профессиональной культуры. У медиков физическая культура входит как в общую, так и в профессиональ­ную культуру, ибо медик и сам обязан быть здоровым, и делом всей его жизни должно стать поддержание и укрепление здоровья пациентов. Все это возможно только при наличии знаний, умений, правильной мотивации.

В настоящее время мамы, папы, тети, дяди любыми путями достают студентам справки, чтобы освободить их от занятий физическим воспитанием, не понимая, что этим они наносят большой вред как здоровью, так и профессиональным знаниям своего чада. Государство тратит средства на содержание кафедр физкультуры для того, чтобы из студента вырос полноценный грамотный и здоровый специалист. Студенческая молодежь - особая профессиональная группа: информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подверга­ются, очень часто приводят к срыву адаптационных процессов орга­низма, за которыми следуют различные отклонения в состоянии здоровья [Агаджанян с соавт., 1997].

В основе здорового образа жизни студентов должна лежать культурная привычка к ежедневной двигательной активности в различных ее формах и повышение личной ответственности за уровень своего здоровья. Однако давно уже доказано, что только правильно дозируемые физические упражнения могут противостоять умственным и эмоциональным перегрузкам, которым подвергаются студенты любого вуза. Поэтому 27 сентября 1929 г. Советом Народных комиссаров было принято Постановление об утверждении физической культуры как обязательной учебной дисциплины в высших учебных заведениях. Так, 70 лет назад было официально узаконено вузовское физическое воспитание. В медицинских вузах студенты должны освоить этот предмет не только для своего личного оздоровления, но и для того, чтобы полученные знания и навыки применять затем в своей профессиональной деятельности как мощное средство вос­становительной медицины для первичной и вторичной профилактики и реабилитации больных. Только правильно дозируемые физические упражнения могут принести пользу организму, и этой правильной дозировке врач должен обучаться в медицинском вузе так же, как на кафедре фармакологии он обучается правильной дозировке меди­каментозных препаратов.

Мнение о том, что студенты могут заниматься физической культурой самостоятельно не только ошибочно, но и вредно. Занимаясь самостоятельно, студенты никогда не научатся правильно дозировать физическую нагрузку ни себе, ни своим пациентам. А ведь еще Авиценна говорил, что физические упражнения только тогда принесут пользу, когда они соответствуют возможностям данного человека. В древности к физической культуре относились не только с большим уважением, но и как к жизненно необходимому явлению.

Творец афинской демократии мудрый Перикл говорил, что не может доверить даже самую второстепенную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не подкрепляет совершенством физическим, ибо тот, кто не владеет собственным телом, едва ли способен управлять другими людьми.

Эти великолепные слова как нельзя более точно относятся прежде всего к медикам. Крылатое выражение «Врачу - исцелись сам!» в унисон звучит со словами Перикла

Но в средние века физическая культура, как и многое другое, пришла в упадок. Олимпийские Игры были отменены. Культура и наука в государственном масштабе никого не интересовала. В средние века имелся лишь опыт самостоятельного эмпирического применения гимнастики, а в результате почти до XIX века была распространена точка зрения о вредном воздействии спорта на здоровье человека. В прошлые века это можно было объяснить отсутствием научно обоснованных методик, а в наше время это объясняется только отсутствием культуры. При наличии огромного арсенала как научной, так и популярной литературы, доказывающей, что только правильное и дозированное применение средств физической культуры дает поистине фантастические результаты, совершенно непонятно, как можно отрицать необходимость физической культуры как учебного предмета на протяжении всех лет обучения в вузе. Тем более в медицинском вузе, где на этом предмете студент не только постоянно обучается поддерживать свое здоровье, но и зависящее от него здоровье других людей.

В 1993 г. были утверждены Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, где сказано, что «учреждения и организации государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний». Следовательно, для того, чтобы эта компетенция была, медик должен четко знать, когда и как использовать средства физической культуры. Для этого в высших медицинских учебных заведениях с первого семестра необходимо изучать, во-первых, как следует развивать и поддерживать физические качества, чтобы противостоять информационным и эмоциональным перегрузкам, оставаясь физически и умственно работоспособными, во-вторых, как оценивать физическое и функциональное состояние и эффективность оздоровительно-тренировочных занятий.

Студенту-медику следует знать, что с помощью средств физической культуры можно не только поддерживать здоровый организм, но и восстанавливать организм, в котором уже появились функциональные отклонения. Таким образом, опираясь на полученные знания, умения и навыки, студенты-медики должны проводить своим пациентам первичную и вторичную профилактику немедикаментозными средствами.

В апреле 1999 г. вышел в свет Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте».

Каждый культурный человек просто обязан постоянно поддерживать и укреплять свое здоровье, чтобы быть способным к творческому, умственному и физическому труду, а в случае необходимости - к защите Отечества. Кроме того, важно быть здоровым, жизнеспособным и жизнедеятельным. Медикам давно следует понять не только пользу, но и необходимость ежедневного применения средств физической культуры.

Медикам, педагогам и работникам средств массовой информации следует постоянно показывать личный пример и акцентировать внимание людей на то, что здоровье - это престижно, модно, что в современных условиях больной человек не будет иметь не только успеха, но рискует остаться и без работы . Больше, чем кому-либо, необходимо знать о физической культуре и ее средствах медикам, так как средства физической культуры и двигательный режим им следует не только применять ежедневно самим, но и назначать своим пациентам, а с помощью мышечной коррекции предупреждать болезнь на самых ранних ее стадиях.

Гуманитарная значимость физической культуры проявляется в формировании таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, красота, физическое совершенство, в гармонизации духовных и физических сил. Социально-экономическая значимость физической культуры обеспечивается биологическим потенциалом жизнедеятельности, возможностью полностью реализовать свои способности.

С появлением Закона Российской Федерации о физической культуре и спорте каждый гражданин России обязан применять средства физической культуры для поддержания своего здоровья в случае, если он здоров, или для оздоровления, если в его организме имеются какие-либо нарушения. А специалисты-медики, согласно тому же Закону, обязаны дать правильные рекомендации по использованию средств физической культуры как для здорового, так и для больного организма или находящегося в стадии предболезни. Настало время, когда врач должен не только сказать пациенту, чтобы он занимался физкультурой, но четко составить для него индивидуальный двига­тельный режим с необходимыми именно ему средствами физической культуры, которые при правильном использовании способствуют нормализации функционального состояния организма, а также его психоэмоционального и физического уровня за счет укрепления опорно-двигательного аппарата и улучшения моторно-висцеральных и нейрогуморальных связей.

Учитывая особую специфику медицинских вузов и тот факт, что медики в совершенстве должны знать и уметь применять средства физической культуры для профилактики, оздоровления и реабилитации больных, необходимо с первых дней занятий студентов-медиков формировать в них мотивацию: на физическое самосовершенствование и на овладение знаниями, умениями и навыками предмета «Физическая культура и здоровье», обучающего методам немедикаментозного оздоровления населения.

Людям в белых халатах верят, к их мнению всегда прислушиваются, и очень часто их слово является решающим. Именно поэтому очень важно, чтобы каждый медик внедрял в свою профессиональную деятельность первичную и вторичную профилактику немедикаментозными методами, в частности средствами физической культуры.

 



2016-01-05 1850 Обсуждений (0)
Физическая культура в режиме учебы и отдыха студентов-медиков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физическая культура в режиме учебы и отдыха студентов-медиков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1850)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)