Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационно-семиотическая концепция культуры



2016-01-05 2329 Обсуждений (0)
Информационно-семиотическая концепция культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

План

 

1. Информационно-семиотическая концепция культуры.

2. Семиотика культуры. Роль языка в культуре.

3. Личность и культура. Культурные и жизненные сценарии личности.

4. Личность в мире политической культуры.

 

Информационно-семиотическая концепция культуры

 

Исходя из информационно-семиотической концепции культура является информационной системой, информационной средой, которая существует в обществе и в нее «погруженные» все члены этого общества. Слово семиотика (гр. признак). Семиотика - это наука о знаках и знаковых системах, указывают на то, что культура как информационная система разворачивается перед человеком в виде большой совокупности знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) информация. Такой подход к культуре позволяет, соответственно современной научной методологии социального познания, построить теоретические модели, которые объясняют ее специфику, структуру и динамику ее эволюции.

Информационно-семиотическая концепция культуры исходит из трех основных положений: культура есть мир артефактов; культура есть мир смыслов; культура есть мир знаков.

Культура есть мир артефактов. Природа существовала до человека и независимо от него, но культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности. В природе все вещи и явления возникают естественным путем, а все, что имеет отношение к культуре, создается искусственно и является делом человеческого разума, и человеческих рук. Деятельность – это образ существования человека. С ее особенностями и связанная специфика человеческого образа жизни, которую и фиксирует понятие культуры. Важными отличными особенностями ее есть:

- человек может сознательно и свободно ставить себе цели, животные не могут. В своей деятельности человек создает себе новые цели, которые выходят далеко за границы биологических нужд;

- человек сам создает и совершенствует средства деятельности, тогда как животное пользуются природными средствами.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления называют артефактами (лат. арте - искусственный и фактус - сделанный). Изделия рук человеческих, рожденные людьми образы и мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий – все это артефакты. Создавая их, люди строят для себя «сверхприродную», искусственно созданную культурную среду обитания.

Каждого человека с детства окружает эта «сверхприродная» среда – пеленки, игрушки, одежда, мебель, стекло, бетон, дома, музыка, язык, бытовая техника, транспорт и др. Человечество живет на грани двух миров: существующего независимо от него мира природы и созданного им мира культуры (мира человеческой деятельности, мира артефактов). В процессе исторического развития мир природы все более заслоняется миром артефактов.

Итак, культура есть мир человеческой деятельности, или мир артефактов. Такова ее первая важная характеристика. Но одной ее еще недостаточно для понимания сущности культуры.

Культура есть мир смыслов. Все, что люди создают своей деятельностью, возникает не вопреки законам природы, а в соответствии с ними. Относительно этого артефакты – предметы культуры – ничем не отличаются от природных творений. Однако человек вносит в свои творения что-то такое, что принципиально не может возникнуть без него.

Явления природы, рассмотренные в их независимом от человека бытии, имеют объективно присущие им характеристики – объективную определенность. Артефакты – предметы культуры – имеют двойственную определенность. С одной стороны, у них есть объективная определенность, то есть их можно рассматривать как реальность, которая существует самая по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но с другой стороны, артефакты отличаются еще и другой, субъективной, определенностью: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется потому, что человек вносит в артефакты свою «человечность», то есть «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Другими словами, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно – вне отношения к человеку, к его сознанию, в них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести в себе «отпечаток» человеческого духа, служить человеку его собственным отображением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности людей.

Наиболее очевидно способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают произносимым звукам – колебанием воздуха – значение, которыми те сами по себе не обладают. Смысл имеет все, что человек делает и что представляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, обучение, спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дела люди, выражается хотя бы в его предназначении, функциях. Так, смысл станка в том, что он нужен для производства, автомобиля – в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего быта – в возможности удовлетворить бытовые нужды. Кроме этого, названные вещи могут иметь и иное значение. Скажем, для владельца «Мерседеса» главным смыслом автомобиля может быть престижность данной марки.

Обратите внимание: предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать, например, египетскую пирамиду, всматриваться в нее, измерять, проводить физико-химические анализы и т.д., но обнаружить в ней какой-нибудь смысл не удастся, если при этом рассматривать ее просто как физическое тело. Смысл пирамиды существует не в ней самой, а в культуре, произведением которой она есть. И чтобы понять его, надо изучить эту культуру, а не только пирамиду.

Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение – как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культуры прошлого трудно понять наших предков. Итак, культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такая вторая важная характеристика культуры. Человек живет не только в материальном мире вещей, но и в духовном мире смыслов, который постоянно расширяется и обогащается.

Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более абстрактных смыслов. Создание новых смыслов становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры – в религии, искусстве, науке, философии. Мир смыслов – мир продуктов человеческой мысли – велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», которая возникает и расширяется благодаря усилиям человечества. Человек – творец этой Вселенной. Создавая и развивая ее, он вместе с тем создает и развивает самого себя.

Существуют три основных вида смыслов:

- знание (когнитивные смыслы) – информация о свойствах объектов действительности;

- ценности (ценностные смыслы) – характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

- регулятиви (регулятивные смыслы) – правила и требования, согласно которым люди строят свое поведение и деятельность.

В культуре сосуществуют три типа знания – житейские, мистические и рациональные.

Житейские отображают вещи и явления, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Главные средства, с помощью которых они формируются, - обыденный опыт, наблюдательность, здравый смысл.

Жизненные знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отображают явления действительности в понятиях, имеющих простое и наглядное значение. Жизненному познанию чужды абстракции и сложные логические конструкции. Оно в течении долгого исторического времени обеспечивало практически все нужды людей. Развитие науки и техники и вхождение их в условия повседневной жизни ограничивает область применения жизненного знания. Однако оно остается необходимым, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке.

Мистические знания: - вера в существование таинственных сверхъестественных духовных сил, которые творят различные чудеса; - вера в существование особых знаков, заклинаний, процедур, с помощью которых можно вступить в контакт с этими силами; - практика использования мистических символов и ритуалов; - особое психическое состояние – мистический экстаз, в котором человек ощущает «единение» с этими силами; - легенды о тайные сверхъестественных силах и контакты людей с ними.

Представления, содержащиеся в этих рассказах, составляют тот специфический род занятий, который называется мистическим верованием. Верование и вера – не одно и то же. Вера – это убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательств его истинности. А верование – это знание, основанное на вере. Вера представляет собой психологическую установку, обеспечивающую приверженность к предмету веры и устраняющую сомнения в нем.

Мистические верования возникают еще в первобытные времена и в тех или иных формах существуют и ныне.

В истории культуры мистика постоянно является спутницей религии и часто смыкается с ней. Религиозный мистицизм, опирается на религиозный иррациональный элемент, культивирует идею духовного экстаза, в состоянии которого человек объединяется с Богом и достигает высшей мудрости.

Рациональное мышление имеет следующие свойства: - человеческое познание опирается на опыт и разум, обращается к фактам и логическим объяснениям, игнорирует страсти и эмоции; - большая ценность – научное знание; - проверка на истинность всего материала, который был получен неизвестными путями; - готовность к критическому обсуждению любого вопроса и пересмотр своих представлений.

В процессе рационального познания существует необходимость принимать «на веру» некоторые положения, для которых нет достаточных оснований. Однако пока не найдено обоснование, эти положения считаются более менее вероятными гипотезами. Иррациональное мышление же готово на веру, без доказательств, принимать за истину то, что дают различного рода мистические откровения.

Рациональные знания должны отвечать обязательным требованиям логики: обоснованности, последовательности, непротиворечивости.

В наиболее развернутом виде рациональные формы знаний находят свое воплощение в философии и науке.

Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности (а если объект представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность - «антиценность»).

Объекту самому по себе, независимо от человека, ценность не присуща. Строго говоря, ею выступает свойство, способность объекта удовлетворять человеческую потребность, а объект – только носитель ценности (хотя нередко ценностью называют не только указанное свойство объекта, но и сам объект). У предметов может быть ценность, но сами они таковой не становятся. Ценность – не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности.

Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная – не иметь ценности. Истину часто не считают ценностью и жертвуют ею ради религиозных, политических, нравственных, эстетических и других ценностей. Человеческие понятия о том, что такое ценности (добро, красота, комфорт и т.д.), называются ценностными представлениями. В их формировании большую роль играет воображение. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющих имеющиеся желания и потребности, люди формируют идеалы – образцы, эталоны, ценности. С ними и сравнивается ценность реально существующих материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу. Однако идеал – это лишь воображаемый образ. Существующие в действительности объекты никогда не совпадают с идеалами.

Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и производные.

Финальные – высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Это самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-нибудь иных ценностей (человеческая жизнь, свобода, справедливость, счастье, любовь).

Инструментальные – средства и условия, необходимые, в конечном итоге, для достижения и сохранения финальных ценностей. Инструментальные ценности имеют утилитарный характер, обусловленный пользой. Они ценные, поскольку полезные для достижения какой-то цели.

Производные – следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).

У каждого человека образуется более или менее упорядоченная иерархическая структура ценностных ориентаций, то есть представлений, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей. В этой структуре на вершине иерархии находятся высшие, финальные ценности, на низких уровнях – инструментальные и производные.

Иерархия ценностных ориентаций у разных людей неодинакова. Одна и та же ценность может быть финальной для одного человека и инструментальной для другого. У человека высокой культуры финальными оказываются духовные ценности. Они имеют приоритет над всеми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или производны от них.

Можно различать два типа, или уровня, ценностных представлений. Первый – это ценностные парадигмы, складывающиеся и функционирующие на уровне обыденного сознания. Они определяют ценности, к которым хотят люди в своей повседневной жизни. Второй – парадигмы социальных ценностей и идеалов, формируемые на уровне общественной идеологии. Они определяют задачи и цели, на реализацию которых должно быть направлено развитие общества.

Регулятивы и нормы. Общественные условия, в которых человек живет, определяют, какое поведение для него возможно, а какое – невозможно. Одни формы поведения обществом одобряются, другие – порицаются. Человек как общественное существо не может игнорировать эти требования и так или иначе должен с ними считаться.

Возможные в данных общественных условиях способы поведения задаются людям в виде регулятивов, которые явно или неявно выражаются в разнообразных культурных «текстах»:

- в языке, который содержит в себе нормы и правила речи, определяющие способы выражения мыслей;

- в санкционируемых обществом формах морали и права, политической жизни;

- в правилах и методиках, которые регулируют трудовую деятельность;

- в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнение которых требуют существующие в обществе традиции;

- в образцах поведения, которые демонстрируются родителями, воспитателями, выдающимися людьми и т.п.;

- в общественных институтах, регламентирующих отношения между людьми;

- в условиях и предметах окружающей нас среды, которые требуют соблюдения определенных правил обращения с ними.

Регулятиви – это информационные «блоки», содержащие предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). В отличие от животных люди не могут жить на основе врожденных, генетически заданных образцов поведения. Только в процессе социализации у человека вырабатывается способность адаптироваться к общественной среде. Сложные виды человеческой деятельности не запрограммированы в генах, им надо учиться. Культура несет в себе внегенетические программы поведения и деятельности, выраженные множеством содержащихся в ней регулятивов. Регулятивы – это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они в большей или меньшей мере регламентируют все, с чем связана наша жизнь, - еда и одежда, отношения между мужчинами и женщинами, труд и развлечения.

Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, чаще даже не осознавая того. Уровень нашего овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных предметах культуры информацию и придерживаемся связанных с ними программ поведения, предписанных культурой.

Развитая культура несет в себе множество программ, предлагает каждому огромный выбор возможностей и открыта для творческого создания новых программ. Никто не в состоянии следовать всем регулятивам, которые содержатся в культуре общества. Их приходится сознательно или бессознательно выбирать. Этот выбор связан с индивидуальными психологическими чертами личности. Однако поле выбора ограничено рамками существующей культуры.

Программирование культурой людской поведения не лишает личность свободы действий, но позволяет проявить эту свободу только в заданном поле выбора регулятивов. Проблема свободы, однако, состоит не в том, что выбор регулятивов ограничен, а в том, насколько человек способный к их свободному выбору и насколько он способен последовательно осуществлять то, к чему толкает его свободный выбор.

В культуре могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы, выполнение которых порождает разные формы поведения. Общепринятое, ожидаемое, характерное для большинства поведение называется нормативным; поведение, отклоняющееся от общепринятых стандартов, - отклоняющимся, или девиантным.

Регулятивы нормативного поведения называются социокультурными нормами. Они не вводятся официальными указаниями, а определяются и поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Очевидно, что далеко не все регулятивы являются нормами, а определяемые ими виды поведения – нормативными. Нормы – это только такие регулятивы, которые общепризнанны и одобряемы обществом.

Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. Однако общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Основные механизмы социального контроля – общественное мнение и административное управление. Множество социокультурных норм подразделяется на три основных слоя.

Общекультурные нормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские права и обязанности и т.п.

Групповые нормы, к которым относятся стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социальной группы, а также особые правила, которые усваивают для себя какие-то отдельные группировки, сообщества или организации.

Ролевые нормы, которыми определяется характер поведения, ожидаемого от человека, выполняющего определенную социальную роль. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга – это своего рода социальные «клеточки», сплетенные из некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую «клеточку», человек должен действовать согласно этим нормам.

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка, но ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. И «нормативная недостаточность», и «нормативная избыточность» становятся препятствием для социального прогресса.

Где есть нормы, там есть и возможность отклонения от них. О норме имеет смысл говорить только тогда, когда предполагается, что она может нарушаться. Это относится и к культурным нормам: наряду с нормативным поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Оно опирается на следование таким регулятивам, которые хотя и существуют в культуре, но не признаются в ней нормами. Девиации – отклонения от нормативного поведения – бывают двоякого рода.

Случайные девиации возникают из-за неудачного стечения обстоятельств, когда человек оказывается вынужденным нарушать какую-то норму. Нередко он сам раскаивается в содеянном и старается больше этого не допускать.

Регулярные девиации – это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей, более или менее часто встречающиеся в жизни общества. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм – от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств.

Случайные девиации могут принимать случайный характер, а регулярные – входить в норму. Так возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы (мода). Вместе с тем культурные нормы устаревают, выходят из употребления, и тогда следование им становится девиацией.

Девиации – это способ изменения социокультурных норм. Поэтому они неустранимы из любой развивающейся культуры.

Культура есть мир знаков. Знак – это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи (информации). Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.

В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами является как естественные (разговорные, вербальные) языки – русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки – язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т.д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы, геральдические знаки и любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания.

Таким образом, явления культуры – это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрованная» социальная информация, то есть вложенные в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать какое-нибудь явление культуры – значит воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно становится фактом культуры. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важная характеристика культуры.

Итак, с информационно-семиотической точки зрения культура предстает в трех основных аспектах – как мир артефактов, смыслов и знаков.

Если рассмотрение культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом ее материальные проявления, а как мира смыслов – ее духовное содержание, то культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. Знак есть чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) – это продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.

Учитывая все указанные аспекты культуры, можно сформулировать короткое определение, которое выражает ее сущность:

Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

 



2016-01-05 2329 Обсуждений (0)
Информационно-семиотическая концепция культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационно-семиотическая концепция культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)