Использование системного подхода в управлении организациями
Морфологическое описание сложных систем Дает представление о строении системы. Глубина описания, уровень детализации обуславливается назначением описания системы. Морфологическое описание иерархично, количество уровней зависит от цели описания. Цели морфологического описания: - разработка правил символического отображения систем; - оценка качества структуры системы; - изучение структурных свойств системы в целом и ее подсистем; - выработка заключения об оптимальности структуры системы и рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию. Этапы морфологического описания: 1) определение состава системы; 2) выявление связей между подсистемами системы. 1 этап: Элементный состав системы может быть: - гомогенным; - гетерогенным; - смешанным. На этапе определения состава системы указывают назначения (свойства) элементов. Различают элементы: - информационные; - энергетические; - вещественные. Информационные элементы предназначены для приема, запоминания, хранения, преобразования и передачи информации. Энергетические элементы – преобразование состояний в изменении параметров энергетического потока. Вещественные элементы – процесс преобразования вещества, может быть механическим, химическим, физическим, биологическим. 2 этап: Понятие связи одновременно характеризует строение, статику и функционирование (динамику) системы. Связи обеспечивают возникновение и сохранение структуры и свойств системы. Выделяют связи: - информационные; - энергетические; - вещественные. Морфологическое описание включает указание на наличие и вид связи, также определяет качественную или количественную оценку связи. Также важными структурными элементами на этапе морфологического описания являются: 1) координация – упорядочение элементов системы по горизонтали; 2) субординация – вертикальное упорядоченное подчинение и субподчинение компонент (взаимодействие элементов различных уровней иерархии); 3) иерархия – расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, т.е. упорядоченность элементов подсистем системы по степени важности.
Информационное описание сложных систем Информационное описание должно давать представление об организации и управлении системой. Цель исследования при таком описании – рассмотреть информационные аспекты: - информационные потоки; - цели; - управление системой; - организация системы. При информационном подходе исследуемая система представлена в абстрактном виде, чаще всего на основе иерархической структуры: 1) базовый технологический уровень; 2) 1-й информационный уровень; 3) 2-й информационный уровень. 1-й информационный уровень – уровень управления технологическими операциями (узлы – автоматы, станки, компьютеры, рабочие). 2-й информационный уровень – производственно-технологических подразделений (участки, цеха). 3-й информационный уровень – главный узел управления (топ-менеджмент, руководство концерна). Информация, циркулирующая в системе, проявляется в 3 формах: 1) осведомляющая: движущаяся преимущественно от объектов управления к соответствующим узлам управления. Передается по каналам связи; 2) управляющая: движется в обратном направлении, содержит указания директивы; 3) преобразующая: информация, которая определяет закономерности поведения узла управления и алгоритмы функционирования его отдельных элементов. Результат информационного описания системы: - определение состава информационных элементов; - определение состава и структуры информационных потоков между ними; - определение количества и ценности информации, поступающей (исходящей) в (из) информационных элементов; - определение алгоритмов преобразования информации в соответствующих информационных элементах. Совокупность функционального, морфологического, информационного описаний позволяет отразить главные свойства системы. Источник информации для функционирования системы – внутренний ресурс и среда. Носитель информации– вещество и энергия. Особенности системного подхода при морфологическом, функциональном и информационном описаниях заключается в следующем: 1) при системном рассмотрении объектов мы получаем информацию о связи и возможных состояний состояниями других объектов; 2) применение системного подхода в отдельных случаях дает неискаженное представление об истинном механизме функционирования системы, что является лучшей альтернативой метода «черного ящика»; 3) при рассмотрении практически любого объекта обнаруживаются определенные ограничения, накладываемые на его возможное состояние. Применение системного подхода позволяет максимально описать модель ограничений состояний объектов. Эти ограничения накладываются структурой и механизмом функционирования системы; 4) при решении задач планирования и оптимизации относительно сложных систем применение системного подхода дает оптимальное решение.
Использование системного подхода в управлении организациями При системном подходе изучения управления организациями вырабатывается методология и методы, позволяющие учесть, что объект исследования многообразен. Для системного подхода характерна формальная строгость. Принципы системного подхода при управлении организациями: 1) требование рассматривать систему как часть (подсистему) некой более общей системы, расположенной во внешней среде; 2) деление данной системы на части, подсистемы; 3) обладание системы особыми свойствами, которых может и не будет у отдельных элементов; 4) проявление организации ценности системы, заключающейся в стремлении к максимизации эффективности самой системы; 5) требование рассматривать совокупность элементов системы как одно целое, в чем собственно проявляется принцип единства (рассмотрение систем и как нечто целое, и как совокупность частей). Схематичный системный подход выглядит как последовательность процедур: 1) определение признаков системы (целостность и множество членений на элементы); 2) исследование свойств, отношений и связей системы; 3) установление структуры системы и ее иерархичного строения; 4) фиксация взаимоотношений между системой и внешней средой; 5) описание поведения системы; 6) определение информации, необходимой для управления системой.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |