Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов
Экономическая эффективность инвестиционного проекта — это категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников. Риски инвестиционного проекта — это отклонения от намеченных целей инвестиционного проекта. Оценка риска инвестиционных проектов – это выявление всех причин возникновения, вероятность наступления и последствия потенциальных потерь, связанных с осуществлением инвестиционных проектов. Оценка инвестиционных проектов производится обычно при их разработке или экспертизе для трех типов задач: - оценка конкретного проекта - обоснование целесообразности участия в проекте - сравнение нескольких проектов и выбор лучшего из них Оценка конкретного проекта предусматривает: - оценка финансовой реализуемости проекта - оценка выгодности реализации проекта или участия в нем с точки зрения участников проекта - выявление условий эффективной реализации проекта - оценка риска, связанного с реализацией проекта - оценка риска связанного с устойчивостью проекта при случайных колебаниях рыночной конъюнктуры. Критериями оценки единичного инвестиционного проекта являются: прибыльность проекта и его окупаемость — для малого бизнеса; для крупного бизнеса более предпочтительным является критерий чистой приведенной доход и показатель внутренней нормы доходности проекта. В настоящее время при сравнении различных вариантов проекта и выборе лучшего из них чаще всего используются четыре интегральных показателя: 1) срок окупаемости (Payback period, PP); 2) чистый приведенный доход (Net present value, NPV); 3) внутренняя норма доходности (Internal rate of return, IRR); 4) индекс рентабельности (Profitability index, PI).
Срок окупаемости Срок (период) окупаемости (Payback period, PP) – это время, которое необходимо, для того чтобы будущие денежные потоки сравнялись с сумой окупаемости первоначальных капиталовложений.
или Где: I – сумма первоначальных капиталовложений; Ct – чистый денежный приток за t период времени; r – стоимость капитала привлеченного для инвестиционного проекта; PP - Срок (период) окупаемости; К – ставка дисконтирования; n – число периодов; Т – общее число лет эксплуатации.
Чистый приведенный доход Чистый приведенный доход (стоимость) (Net present value, NPV) – это разность между приведённой стоимостью будущего притока денежных средств и стоимостью первоначальных капитальных вложений. Следовательно, если NPV > 0, проект следует принять; если NPV < 0, проект должен быть отвергнут; если два проекта являются взаимоисключающими, должен быть выбран тот, у которого положительный NPV больше.
Где: NPV – чистый приведенный доход; I – сумма первоначальных капиталовложений; Ct – чистый денежный приток за t период времени; r – стоимость капитала привлеченного для инвестиционного проекта; t – период времени.
Внутренняя норма доходности Внутренняя норма (коэффициент) доходности (рентабельности) (Internal rate of return, IRR) – это ставка дисконтирования, которая уравнивает приведенные стоимости ожидаемых поступлений по проекту
PV(притоки) = РV(оттоки), NPV = 0 Где: IRR – Внутренняя норма доходности; CFt – чистый денежный приток за t период времени; t – период времени.
Индекс рентабельности Индекс рентабельности (прибыльности) (Profitability index, PI) – это отношение приведённой стоимости доходов к расходам
или PI = C / I
Где: CIFt — ожидаемый приток денежных средств, или доход; I — сумма первоначальных капиталовложений; PI - Индекс рентабельности (доходности); К - цена капитала привлеченного для инвестиционного проекта; Ct – чистый денежный приток. Анализируя эффективность инвестиционных проектов, часто приходится сталкиваться с тем, что рассматриваемые при их оценке потоки денежных средств (расходы и доходы) относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Неопределенность будущих результатов обусловлена влиянием как множества экономических факторов (колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов, уровня инфляции и т. п.), не зависящих от усилий инвесторов, так и достаточного числа неэкономических факторов (климатические и природные условия, политические отношения и т. д.). Эта неопределенность прогнозируемых результатов приводит к возникновению риска того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты.
Среди методов оценки инвестиционного риска наиболее часто используются следующие: - анализ уместности затрат (перерасход средств может быть вызван в связи с изначальной недооценка стоимости проекта в целом или его составляющих, а также увеличение стоимости проекта в условиях инфляции или изменения законодательства); - метод аналогий (Суть его заключается в анализе всех имеющихся данных по рискованным аналогичным проектам, изучении последствий воздействия на них неблагоприятных факторов с целью определения потенциального риска при реализации нового проекта); - метод экспертных оценок (Базируется на опыте экспертов в вопросах управления инвестиционными проектами и анализе ими рисков по всем стадиям проекта). К инвестиционным рискам относятся: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь. Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного неполучения прибыли в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, инвестирование и т.п.). Риск снижения доходности – это риск, возникающий в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. К нему относятся процентные риски. Риск прямых финансовых потерь – это опасность потерь и неполучения прибили в результате совершения, какого либо действия.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1991)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |