Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним



2016-01-05 2747 Обсуждений (0)
Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Доступ к большинству ИР на предприятии и за его пределами обеспечивают web-порталы. Они позволяют пользователю осуществлять поиск информации, в сетях различного класса, а также публиковать документы в сетях независимо от их месторасположения или формата. Предоставление информации web-порталами осуществляется на основе строгой персонализации и прав доступа пользователя к тем или иным информационным ресурсам.

 

Рис. 4.7. Сетевые средства доступа к информационным ресурсам

Доставка информационных ресурсов осуществляется на основе информационных сетей (см. рис 4.7), которые , соответствии с классификацией информационных ресурсов делятся:

- глобальная (GAN – Global Area Network) - для доставки глобальных информационных ресурсов;

- национальные (WAN - Wide Area Network) - для доставки государственных (национальных) информационных ресурсов;

- региональные, городские (МАN- Metropolitan Area Network) - для доставки региональных информационных ресурсов;

- локальные (LAN - Local Area Network) - для доставки собственных (корпоративных) информационных ресурсов.

Ключевым понятием в сетях любого уровня является «провайдер». Провайдер (provider) – это организация-посредник между пользователем и глобальной сетью или провайдерами более низкого уровня, то есть посредник, предоставляющий услуги посредством коммуникаций.

Основу сети Интернет составляет опорная сеть (Internet BachBone), соединяющая мощные компьютеры. К ним присоединяются континентальные, трансматериковые и трансатлантические магистрали. К последним подключаются национальные провайдеры, а затем и локальные (ICP - Internet Service Provider). Основу региональных сетей составляют ведомственные и корпоративные сети. Ведомственные – это сети, объединяющие локальные сети ведомств. Корпоративная сеть возникает в результате расширения одной локальной.

Средства доступа к сетевым инфрмационнм ресурсам включают в себя как аппаратные средства (выделенные сервера, маршрутизаторы, модемы и другие специализированные устройства), так и программное обеспечение (программы поиска, передачи баз данных и т д.).

С точки зрения средств доступа к информационным ресурсам выделяют их четыре категории (см. рис. 4.9):

- web-страницы, web-сайты и web-порталы;

- электронная почта, форумы, конференции;

- файлы;

- базы данных.

Рис. 4.9. Категории сетевых информационных ресурсов и средства доступа к ним

Следует различать понятия Интернет и www – всемирную паутину. Если Интернет – это объединение компьютеров по всему миру посредством разрозненных сетей, то WWW (всемирная паутина) – это множество связанных документов, хранящихся на различных компьютерах, подключенных к Интернет. Эти документы связаны ссылками. Отдельный документ, называемый web-страницей, - это гипертекстовый документ. Совокупность таких страниц создает – web-сайт.

Сайты делятся на категории:

- личные;

- коммерческие.

Сайт может ориентироваться на российского пользователя и тогда он размещается на сервере одного из российских провайдеров, и на международный рынок – тогда на сервере тех провайдеров, которые обслуживают соответствующий регион.

Доступ к web-сайтам должен основываться в первую очередь на работе с источниками метаинформации (информации о информации). За последние века человечество придумало только три способа поиска информации:

- каталоги и справочники;

- адреса и ссылки (в Internet они называются гиперссылками);

- предметный указатель.

Первый способ. Этому способу в Интернете соответствуют каталоги и справочники, в которых страницы размещены по рубрикам. Каталог — это строго организованный, детализированный, список элементов, расположенных согласно иерархии. Строгая древовидная иерархия создает ряд проблем. Чем больше размер каталога, тем сложнее его правильно организовать. Поиск по каталогам вначале был основным методом. В них размещались иерархические тематические рубрики, которые указывали человеку каким образом следует двигаться в каталоге.

Среди иностранных каталогов выделяют Yahoo (www. Yahoo.com. 14 разделов, 25000 рубрик), Lycos (www.lycos.com). Начиная с верхнего уровня пользователь последовательно открывает рубрику, подрубрику, пока не дойдет до списка сайтов. Авторитетным справочником по периодическим изданиям является Ulrichs Periodicals Directory (http://ulrichweb.com), подготавливаемый американской фирмой Bowker. В данном справочнике находится описание периодических изданий всего мира. Метаинформация о российских информационных ресурсах готовится НТЦ «Информрегистр» (www.inforeg.ru) в виде каталога.

ООО «Международное бюро информатизации и телекоммуникаций» (www.mbt.ru) предлагает следующую информацию:

- web-каталог деловой информации;

- web-каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг;

- оказание поисковых, аналитических и консультационных услуг.

Второй способ – используются адреса или ссылки на нужные страницы, например, «подробнее об этом см. на стр. 234», или «определение данного понятия можно найти на стр. 45». Ссылки в Интернете называются гиперссылками, так как они уводят за пределы данной страницы. На рис. 4.10 приведен фрагмент гипертекста.

Данный доступ к информационным ресурсам осуществляется с помощью специальных программ просмотра - браузеров. Их можно применять различными способами:

· воспользоваться ссылками загруженной Web-страницы браузера;

· в строку Адрес ввести IP-адрес (URL) интересующей Web-страницы;

· воспользоваться "закладками" Web-страниц.

 

Рис. 4.10. Фрагмент гипертекста

Третий способ - предметный указатель или индекс – это алфавитный список важных терминов (ключевые слова) и адреса всех страниц, на которых эти слова встречаются. Именно этот способ стал основным при построении поисковых машин. Более детально индексы будут рассмотрены ниже.

Современный поиск информационных ресурсов ориентирован на новые принципы поиска, реализуемые в рамках систем известных как Web-2. В них жесткие иерархические структуры, используемые для поиска, уступают место более гибким. Это достигается благодаря системе тегов, или «ярлыков», которые, отражают свойства описываемых объектов. Принципиальная разница классической (древовидной) файловой системы и новой в том, с помощью новой можно одним запросом открыть все страницы, касающиеся свойств интересующего пользователя искомого объекта. Теперь каждый объект описывается рядом свойств, которые задаются либо при создании записи пользователем, либо программой.

Доступ к ИР по электронной почте. Провайдер предоставляет почтовый ящик, имеющий уникальный адрес. Для отправления писем используется протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), для приема – POP – протокол (Post Office Protocol), который контролирует право забирать почту.

Доступ к файлам. Файлы распространяются в виде коробочных программных продуктов (диск с руководством, лицензия). Они бывают: условно-бесплатные – программные продукты (ПО), поставляемые с ознакомительными целями (через какое-то время они выключаются и бесплатное ПО (вместе с Windows бесплатно поставляется Internet Explorer).



2016-01-05 2747 Обсуждений (0)
Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)