Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура научного знания



2016-01-05 1670 Обсуждений (0)
Структура научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №2

1)Наука как деятельность по производству знаний. Функции научного знания.

2) Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь.

3)Эмпирический уровень познания, его основные формы.

4)Теоретический уровень познания, его основные формы.

5) Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания.

6) Метатеоретический уровень в научном познании: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания.

Литература:

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.

2. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

3. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. – М., 1970

4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2003.

6. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. -№2. – 1992.

7. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

 

1. Наука – это особый вид познания, который имеет своей единственной целью добывание новых знаний о мире и постижение истины. В науке познание становится самостоятельной формой деятельности, отделившейся от практики, мифологии, религии, философии.

Наука реализует идеал рационального познания мира. Научное познание доводит изучение объекта до уровня его теоретического анализа. Т.е. науку необходимо рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих объектах».[1] Отражение реальности в научном познании – сложный многоступенчатый процесс, в котором творческая активность субъекта реализуется в конструировании теоретических моделей, идеализаций, классифицирующих и типологизирующих схем, «каркасов понимания» и объяснения.

Анализируя особенности научного познания, прежде всего, рассмотрим его отличие от обыденного познания:

*объекты науки не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука имеет предметную направленность. Предмет – то, что именно изучает данная наука, все то, на что направлена мысль исследователя, все то, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении». По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны, связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания. Например, анатомия изучает строение организма, физиология – функции его органов, медицина - болезни и т.п. Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле), или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории и т.п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.

*научное познание ориентировано на объективную истинность, на проникновение в сущность вещей, на исследование объективных законов функционирования объектов познания.

*научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

*наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий)

*наука формирует особый язык, который отличается от обыденного большей однозначностью, строгостью и четкостью

*существенным признаком научного познания является его системность, логическая организованность

*результаты научного познания имеют универсальный, надличностный характер

Кроме того, часто отмечают и такие особенности научного познания как тенденция к воспроизводимости результатов; скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность и автономия, проблемная установка исследования (в противоположность установке на чудеса и таинства, а также практические интересы).[2]

В других формах знания рассмотренные критерии в разной мере могут иметь место, но там они не являются определяющими.

Таким образом, научное знание преступает границы обыденного знания. С одной стороны, наука в строгом смысле слова не является продолжением обыденного знания. Научные истины представляются парадоксальными с точки зрения «очевидностей» здравого смысла. Например, нечто может существовать одновременно как волна, и как частица, воздух может быть не только газообразным, но и жидким. С другой стороны, обыденное знание влияет на науку при помощи здравого смысла как первичной формы закрепления обыденного опыта.

В 20 веке обнаружился существенный факт, который характеризует особенности научного познания: для любой определенной области действительности можно построить несколько теорий, объясняющих все наблюдаемые явления, но отличающихся по своим онтологическим допущениям, т.е. по тем объектам, которые они полагают как реально существующие.

Функции научного знания

Научное знание выполняет функции описания, объяснения, понимания, предсказания.

· Описание – функция научного знания и этап научного исследования, состоящий в фиксации данных эксперимента или наблюдения с помощью определенной системы обозначений, принятых в данной науке (обычный язык, искусственный язык – символы, графики и т.п.)

Виды описания – эмпирическое описание: результат переработки чувственного материала в формы высказываний; теоретическое описание – логическое воспроизведение существенных связей и отношений объектов.

· Объяснение – функция научного знания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта, она осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону. В науке широко применяется форма объяснения, заключающаяся в установлении причин, генетических, функциональных, субстанциональных связей.

Объяснить явление – значит выявить лежащую в его основе сущность, раскрыть его причины, внутреннюю структуру, функции, выявить его субстанциальные основания. Объяснение есть цель научного познания, которая раскрывается благодаря построению теории. Объяснение предполагает описание объекта и основывается на нем. Объяснение проводится через наглядные образы или через математическое описание.

Важно подчеркнуть, что: 1) объяснение должно соответствовать опытным данным (принцип наблюдаемости); 2)объяснение должно предполагать терпимость по отношению к другим объяснениям рассматриваемого круга фактов (принцип толерантности); 3)объяснение должно быть максимально простым (принцип простоты); 4) объяснение должно отвечать тенденции к объединению всех полученных ранее знаний (принцип единства картины мира).[3]

В структуре объяснения необходимо выделить два аспекта: собственно объяснение и его обоснование. Первый аспект может быть исчерпан одной гипотезой – предположением, которое объясняет исследуемый факт. Второй аспект состоит в обосновании этого предположения, требующем придания гипотезе правдоподобия, приемлемости, связанности с системой предшествующего знания. Возьмем, например, такой факт: каждый электрон в атоме имеет собственный набор квантовых чисел. Первый уровень объяснения – гипотеза ad hoc – принцип Паули, запрещающий нахождение в атоме более одного электрона с определенным набором квантовых чисел. Но данная гипотеза вызывает не меньшее недоумение, чем факт, так как это просто формулировка закона, но не обоснованное объяснение. Затем объяснение этого факта было поднято на более высокий уровень: гипотеза была обоснована математическими соображениями о симметрии. Тем самым объясняемый факт был включен в систему знаний. Но теперь требуется обосновать симметрию. Для этого следует привлечь соображения более широкого, философского характера. Не всегда отдельный факт, даже объясненный, безболезненно включается в теорию. Насколько сильно факт противоречит системе, настолько вероятно изменение теории.

Таким образом, объяснение как исследовательская процедура ведет не только к выявлению сущности факта и включению его в существующую систему знаний, но порой и к реконструкции теоретической системы.

Понимание – присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. Это процесс выработки, освоения смыслов и значений человеком.

В науке понимание предполагает использование специальных методологических правил и предстает как интерпретация. Типичными видами научно-теоретического понимания являются:

*понимание прошедших эпох (историческое понимание)

*понимание инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование других текстов (философское понимание)

*понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях)

*понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании)

Развитие понимания происходит от «предварительного» понимания, задающего смысл предмета понимания как целого, к анализу его частей и достижению более полного понимания, в котором смысл целого утверждается смыслом частей, а смысл частей – смыслом целого.

Особенности философского осмысления функций и механизмов понимания, в том числе научного понимания, представлены в современной герменевтике. Она призвана дать ответ на основополагающий философский вопрос: как возможно понимание окружающего мира.

Предсказание – обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящее время, но поддающихся выявлению, основанному на открытых наукой законах развития природы и общества.

Прогнозирование – один из видов предсказания, специальное исследование перспектив какого-либо явления. Чаще всего используются такие методы как экстраполяция, моделирование, экспертиза, историческая аналогия, прогнозные сценарии.



2016-01-05 1670 Обсуждений (0)
Структура научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура научного знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1670)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)