Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 4. Озимая тритикале



2016-01-05 2594 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 4. Озимая тритикале 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Народнохозяйственное значение озимой тритикале.

2. Биологические особенности озимой тритикале.

3. Технология возделывания озимой тритикале.

 

1. Народнохозяйственное значение озимой тритикале.Озимая тритикале – ценная зерно-кормовая культура. В недалеком будущем она может стать одной из ведущих зерновых, кормовых и продовольственных культур. Зерно тритикале может использоваться в хлебопекарной, кондитерской, пивоваренной, спиртоводочной и комбикормовой промышленности. Считается, что лучший по качеству хлеб получается из смеси муки пшеничной (70–80%) и тритикалевой (20–30%).

Тритикале широко используется на кормовые цели.. По химическому составу зеленый корм из тритикале близок к пшенице, но в нем содержится больше сырого протеина (15,1–18,2%) и лизина (0,5%).

2. Биологические особенности. Мнимальная температура прорастания семян озимой тритикале +1+30С, а максимальная +25+300С. Для завершения цикла развития от первого листа до полной спелости зерна в зависимости от сорта требу­ется сумма положительных температур 1800–23000С. Тритикале переносит низкие температуры в зоне узла кущения –18–200С.

Озимая тритикале является сравнительно засухоустойчивой культу­рой. Коэффициент транспирации у тритикале выше, чем у ржи, и составляет 450–550.

Максимальная потребность во влаге отмечается в период интенсив­ного роста – в фазе выхода в трубку и во время формирования и нали­ва зерна. Озимая тритикале – растение длинного светового дня. В начале осенней вегетации недостаток света сказыватся на темпах роста, форми­ровании новых листьев и узла кущения.

Озимая тритикале предъявляет более высокие требования к почве, чем озимая рожь. Она хорошо растет на легких суглинках и супесча­ных почвах, подстилаемых связными породами.

Корневая система озимой тритикале способна усваивать питатель­ные вещества из труднорастворимых соединений. Лучше растет на слабокислых, близких к щелочной среде почвах с рН=5,8–6,5. Тритикале положи­тельно реагирует на известкование.

3. Технология возделывания. Место в севообороте. Лучшими предшественниками для озимой тритикале в условиях Беларуси явля­ются однолетние и многолетние бобовые травы, зернобобовые культу­ры, раннеспелые сорта картофеля, удобренные навозом.

Обработка почвы.После уборки стерневых предшественников проводят лущение с использованием культиваторов-лущильников, дисковых борон или чизельных культиваторов. Затем пашут отвальны­ми плугами в агрегате с приспособлениями ПВР-2,3, ПВР-3,5 с катком или боронами. Вспашку проводят на глубину пахотного слоя. На лег­ких почвах после пропашных и зернобобовых при отсутсии много­летних сорняков можно проводить бесплужную основную обработку почвы, для этого пригодны дисковые бороны и чизельные культивато­ры. Предпосевная обработка почвы осуществляется комбинированным широкозахватным агрегатом АКШ-3,6, АКШ-7,2.

Удобрения. Органиче­ские удобрения рекомендуется вносить в количестве 30–40 т/га. Для внесения навоза и торфонавозных компостов используют сель­скохозяйственные машины ПРТ-10, ПРТ-16, РОУ-6, для жидкого на­воза – РЖТ-8, РЖТ-16 и др.

Полная норма внесения фосфорных удобрений составляет 70–90, в том числе 10–15 кг/га, калийных – 90–110 кг д.в./га.

На связных почвах азотные удобрения под озимую тритикале следу­ет вносить дробно (в три срока): весной в начале вегетации – 60–70 кг/га, в начале выхода в трубку – 15–20 кг/га, в фазе колошения – 10–15 кг/га. Первую весеннюю подкормку следует начинать, когда среднесу­точная температура воздуха превышает +50С и начинается вегетация растений (появляются молодые корешки), почва уплотняется и появля­ется возможность выхода техники в поле. Для проведения подкормок азотными удобрениями используют КАС, мочевина и др.

Для внесения твердых гранулированных удобре­ний следует использовать машины МТТ-4У, СУ-12, РДУ-1,5, РУС-07А, АВУ-0,7, а для жидких – опрыскиватели.

Подготовка семян к посеву. Для борьбы с корне­выми гнилями, септариозом, фузариозом колоса, спорыньей и снежной плесенью семена обрабатывают следующими препаратами: витавакс 200 – 2 кг/т; максим 2,5% т.с. – 2,0 л/т; раксил 060 ФС, 6% к.с. – 0,5 кг/т; раксил, 2% с. п. – 1,5 кг/т; суми-8 ФЛО – 1,0–1,5 кг/т и др.

Для повышения всхожести, стимуляции прорастания, повышения устойчивости растений к болезням, семена обрабатывают смесью состоящей из фунгицида и следующих препаратов: агат-25К т.п.с. (30 г/т); гидрогумат, 10% в.р. (0,2–0,5 л/т), квартазин, 95% кр.п. (25 г/т), оксигумат, 10% в.р. (0,2–0,5 л/т); оксидат торфа, 5% ж. (0,2 л/т); сейбит П в. р. (0,88 л/т). Из микроэлементов приме­няют – сернокислый цинк (150–200 г/т), закисное железо (80–120 г/т) и др.

Посев. Сорта: Михась, Мара, Мально, Модуль, Идея, Дубрава, Рунь, Кастусь и другие.

Озимую тритикале сеют рядовым или узкорядным способом. Посев производят сеялками СЗ-3,6 или СЗП-3,6 на базе сцепок СП-11 или СП-16, СПП-3,6, СПУ-3, СПУ-4, СПУ-6 с тракторами МТЗ-1221, МТЗ-1522, Tramline SE-SX, Reguline Solo 6,0m, Amazonia и др.

Норма высева на связных почвах составляет 4,0–4,5 млн. всхожих семян на гектар.

Оптимальная глубина заделки семян озимого тритикале на дерново-подзолистых суглинистых и супесчаных почвах составляет 3–4 см, а на песчаных – 4–5 см. При проведении посева обязательным элементом является оставление технологической колеи.

Уход за посевами. В осенний период, через 1–2 дня после посева за 5–7 дней до появления всходов для борьбы с однолетними двудольными и злаковыми сорняками применяют один из гербицидов поч­венного действия: рейсер, 25% к.э. – 1,0–2,0 л/га; кварц-супер, 550 г/л к.с. – 1,5–2,0 л/га; стомп, 33% к.э. – 5,0 л/га.

В годы с теплой осенью для защиты посевов от шведской мухи не­обходимо применять инсектициды – децис экстра, 12,5% к.э. (0,05 л/га), суми-альфа, 5% к.э. (0,13 л/га), фастак, 10% к.э. (0,1 л/га).

С целью предупреждения снежной плесени, особенно в зонах ее сильного развития, осенью в фазе кущения (II–III декады октября) необходимо провести обработку посевов фундазолом, 50% с.п. в дозе 0,3–0,6 кг/га.

Весной для борьбы с сорняками посевы озимой тритикале обраба­тывают: смесью 2,4 Д (аминная соль), 40% в.к. + лонтрел, 30% в.р. в дозе 1,5+0,2 л/га; агритокс, 500 г/л, в.к. – 1,0–1,5 л/га; диален супер, 480 г/л – 0,5–0,7 л/га; дикопур М, 750 г/л в.р. – 0,6–1,0 л/га; дикопур Ф, 72% в.к. – 0,7–1,0 л/га и др.

Для предупреждения полегания озимой тритикале посевы обрабатывают ретардантами – гелиосан (хлормекват-хлорид 460) 42% в.р. в дозе 2,0 л/га. Опрыски­вание следует проводить в период конец кущения–начало выхода в трубку.

В целях борьбы с септориозом листьев и колоса, начиная с фазы выхода в трубку до колошения посевы необходимо обработать фунгицидами (фалькон, 46% к.э. в дозе 0,6 л/га).

Против злаковой тли, пьявицы, трипсов посевы обрабатывают одним из препаратов: суми-альфа, 5% к.э. – 0,15 л/га, фастак, 10% к.э. – 0,1 л/га, карбофос, 50% к.э. – 0,5–1,2 л/га.

Уборка. Лучшим способом уборки озимой тритикале является прямое комбайнирование при полной спе­лости зерна. Озимую тритикале можно убирать и раздельным спосо­бом, однако неустойчивая погода в период уборки может привести к большим потерям урожая и снижению качества зерна.

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Народнохозяйственное значение озимых культур.

2. Зимостойкость, морозоустойчивость озимых культур.

3. Отношение озимых культур к основным факторам жизни.

4. Способы подготовки почвы под озимые культуры в зависимости от почвенных и погодных условий.

5. Особенности почвенного питания озимых культур. Система удобрения озимых. Дозы и формы удобрений, сроки и способы внесения.

6. Влияние азотных удобрений, сроков и способов их внесения на урожай и качество зерна.

7. Требования к качеству семян. Приемы подготовки семян к посеву. Значение переходящих фондов.

8. Посев озимых культур. Способы посева. Сроки, обоснование сроков посева. Нормы высева и глубина заделки семян, их зависимость от культуры, сорта, предшественника, погодных условий.

9. Полегание озимых культур. Причины. Ущерб урожаю, наносимый полеганием. Меры предупреждения.

10. Уход за посевами озимых культур. Интегрированная система защиты посевов озимых культур от вредителей, болезней, сорной растительности в общей системе ухода за посевами.

11. Уборка озимых культур. Сроки, способы.

Рекомендуемая литература

 

1. Агрохимические регламенты для повышения плодородия почв и эффективного использования удобрений /В.В. Лапа [и др.]. Горки, 2002. 48с.

2. Буга, С. Биологическое обоснование тактики защиты зерновых культур от болезней /С. Буга. Минск: Сейбит, 2002.

3. Голуб, И.А. Научные основы формирования высоких урожаев озимых зерновых культур в Беларуси/ И.А. Голуб. Минск: Еврокнига, 1996. 200 с.

4. Зерновые культуры/ под ред. д. Шпаар. Минск: ФУАИнформ, 2000. 420 с.

5. Семененко, Н.Н. Адаптивные системы применения азотных удобрений / Н.Н. Семененко. Минск: Хата, 2003. 162 с.

6. Современные технологии производства растениеводческой продукции в Беларуси / Под ред. М.А. Кадырова. Минск: ИВЦ Минфина, 2005. 302 с.

7. Протасов, Н.И. Химическая защита растений/ Н.И. Протасов [и др.]. Минск: Новое знание, 2004. 218 с.

8. Мухаметов, Э.М. Технология производства и качество продовольственного зерна/ Э.М. Мухаметов, М.А. Казанина, Л.К. Тупикова и др. Минск, 1996. 256 с.

9. Возделывание зерновых и зернобобовых культур. Отраслевые регламенты, МСХИ РБ. Минск, 1997. 164 с.

10. Возделывание сельскохозяйственных культур по интенсивной технологии: Практическое руководство. Горки. 1998. 233 с.

11. Губанов, И.А. Научные основы формирования высоких урожаев озимых зерновых культур в Беларуси/ И.А. Губанов. Минск: ООО «Еврокнига», 1996. 200с.

12. Интенсивная технология возделывания сельскохозяйственных культур/ под ред. Г.В. Коренева. М.: Агропромиздат, 1998. 298 с.

13. Производство и заготовка продовольственного зерна озимой пшеницы в Республике Беларусь: Рекомендации/ Минсельхозпрод РБ. Гродненский ГСХИ. БелНИИЗК. Минск: БелНЦИМ АПК, 1997. 25 с.

 

 



2016-01-05 2594 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 4. Озимая тритикале 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 4. Озимая тритикале

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2594)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)