Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система национальных счетов



2016-01-05 453 Обсуждений (0)
Система национальных счетов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Переход от централизованно планируемой к рыночной экономике обусловил необходимость перестройки статистического учета. Инструментом упорядочения информации о процессах, происходящих в рыночной экономике, стала система национальных счетов (СНС).

СНС пришла на смену балансу народного хозяйства, в течение ряда десятилетий выполнявшего в нашей стране функцию макростатической модели плановой экономики. СНС как система макроэкономических показателей начала развиваться в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, когда потребовалось вмешательство государства в процесс регулирования экономики. В ее основу были положены теоретические работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», «Как оплатить расходы на ведение войны?». Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун, лауреаты Нобелевской премии Я. Тинберген, Р. Фриш и В. Леоньтьев, а также Дж. Хикс, П. Хилл и другие крупные экономисты-статистики.

После окончания Второй мировой войны система национальных счетов получила новый виток развития и была внедрена в статистическую практику Англии, Германии, США, Франции, скандинавских стран. Освоение СНС явилось результатом объединения двух направлений в макроэкономических расчетах — статистики национального дохода и моделирования экономического цикла рыночной экономики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х гг. и в настоящее время служит инструментом для интеграции статистической информации, является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

Основой СНС служит концепция хозяйственного кругооборота по замкнутой системе на основе жесткой увязки показателей, обеспечивающих балансовое равенство доходов и расходов по секторам экономики и экономике в целом. Иными словами, система национальных счетов — это статистическая система мониторинга с состоянием экономики страны, удовлетворяющая аналитические потребности для стран с различным уровнем экономического развития. Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире, представляющей характеристику экономических процессов, протекающих в стране, ее регионах, секторах экономики.

СНС представляет собой систему взаимосвязанных показателей, разрабатываемых на основе согласованных классификаций, понятий, определений и правил учета. Вследствие этого она выступает в качестве координирующей структуры для всех разделов социально-экономической статистики.

В большинстве стран мира СНС широко используется органами власти всех уровней для анализа и принятия политических решений в области регулирования экономики. В показателях СНС находят отражение все новые аспекты экономической и социальной политики государства, система национальных счетов позволяет получать количественные оценки и на их основе анализировать воспроизводственные пропорции, отраслевую и институциональную структуру экономики, инвестиционный климат и финансовое состояние, уровень благосостояния населения, степень зависимости от внешнего мира, динамику развития экономики, влияние государственной политики или различных событий на поведение отдельных групп институциональных единиц и многое другое. Данные СНС могут использоваться и различного рода компаниями и корпорациями для оценки конъюнктуры рынка, выработки стратегии и практики в собственной экономической политике. СНС как метод исследования и как информационная база расчетов необходима научно-исследовательским организациям и высшей школе для разработки теоретических вопросов функционирования макроэкономики, для проведения сценарных расчетов поведения экономики в результате изменения различных факторов, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения студентов методам макроэкономического анализа. Наконец, в данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество для проведения сопоставимого анализа уровней развития стран, для определения размеров взносов (квоты) стран в фонды международных организаций на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

· определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

· установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);

· установление пропорций на первой стадии распределения доходов, между наемными работниками, предприятиями и государством;

· выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;

· определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

· выявление размеров заимствования (кредитования) как по экономике в целом, так и по отдельным ее секторам;

· изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

· установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

· анализ влияния на экономику и различные макроэкономические переменные инфляционных процессов.

 

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

В СНС важнейшими являются следующие классификации:

- институционных единиц по секторам экономики;

- отраслей экономики;

- экономических операций;

- активов и пассивов;

- товаров и услуг;

- расходных органов государственного управления по назначению;

- налогов и субсидий.

Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

 

1. не финансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т.е. структуры, занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг;

2. финансовые корпорации и квазикорпрации;

3. органы государственного управления;

4. домашние хозяйства;

5. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

6. внешнеэкономические связи ( остальной мир).

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ.
2. Каримов И.А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса.
3. Каримов И.А. Путь нашего народа это путь независимости, свободы глубоких реформ.

4. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов. /Под ред. Назарова М.Г. - М.: Финстатинформ, 2002.

5. Национальные счета и экономические балансы. Практикум. /Под ред. Рябушкина Б.Т. - М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Национальное счетоводство. Учебник. /Под ред. Башкатова Б.И. -М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Практикум по теории статистики. Учебное пособие. /Под ред. Шмойловой Р.А. - М.: Финансы и статистика, 2002.

 

 



2016-01-05 453 Обсуждений (0)
Система национальных счетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система национальных счетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)